123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое
Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы
Ершова Е.А. | Яловицына С.Э. | Абрамова А.А. | Фролова А.В. | Волохина И.В. | Герасимова Л.Б. | Коломиец О.П. | Назаров И.И. | Рейзвих Д.А. | Содномпилова М.М. | Стручкова Н.А. | Толмачева Е.Б. | Чернова И.Н.


Н.А. Стручкова
Якутск, государственный университет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ
В ПОСТАНОВКЕ ЯКУТСКИХ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ*

В настоящее время развитие национальной культуры в полиэтнических странах происходит на фоне широкой экономической, политической и культурной интеграции. Реалии современной общественной жизни таковы, что необходимо предпринимать все новые шаги для сохранения культурного наследия в любых сферах. При этом надо учитывать общую тенденцию современности - все возрастающую скорость, с которой происходят эти культурные изменения. Естественное исчезновение большой массы носителей традиционной культуры, которые одним даже своим присутствием гарантировали подлинность и жизненность традиционных культурных элементов, приводит к проблеме их культурного "воспроизводства" в новом поколении.

При новых условиях всеобщей интеграции в процессе формирования этнического сознания решающее значение приобретает ряд компонентов национальной культуры, среди которых особое место занимает народное танцевальное искусство. Так, в последние годы одним из национальных символов Якутии становится осуохай - традиционный круговой хороводный танец якутов. Его активная пропаганда является одним из ярких примеров восстановления традиционных духовных ценностей и целой системы народных знаний посредством народного танца.

Известно, что традиционный танец наравне с другими явлениями этнической культуры является объектом символизации. Круговой хороводный танец в ритуале вбирает в себя и отражает все его знаковые элементы. Специфика танца как элемента ритуала предполагает наличие участников, адресата, объекта ритуального воздействия, специального времени исполнения, ритуального места исполнения, ритуальных атрибутов, специальной одежды, песни или музыки. Как видно, в традиционном танце осуохай изначально заложен механизм этнического воспитания. Обучение народному танцу на современном этапе - это целый образовательный процесс, который включает в себя передачу знаний как духовной, так и материальной культуры старинных якутов. В этом процессе равное место отводится изучению и традиционной хореографии, и истории, и этнографии этноса.

Кинетика якутских обрядов, сложившаяся в течение многих веков, является той этнической константой, которая помогает сохранять внутри этнической культуры так называемую "центральную зону культуры". По мнению С.В. Лурье, "на основании этнических констант формируются адаптационно-деятельностные модели культуры. Вокруг этих констант кристаллизуется этническая традиция в различных ее модификациях". Одной из таких модификаций и является народный танец, включающий в качестве кинем традиционные танцевальные движения. Действительно, традиционные (ритуальные) якутские танцы представляют собой культурные явления, направленные в первую очередь на адаптацию с природной окружающей средой и защиту социума от ее "злых" сил. Наиболее показателен в этом плане круговой хороводный танец якутов осуохай. Произведение кругового обхода путем ритуального хождения-топтания на Ысыахе (традиционный праздник Нового года у якутов) вокруг сакрального центра освоенного пространства, символическим воплощением которого является Мировое дерево Аал Кудук Мас, выполняет функцию очищения - ограждения этого пространства от скверны Хаоса, а также моделирования нового "чистого" пространства. Благополучие достигалось на Ысыахе посредством ритуального жертвоприношения с обязательным исполнением кругового хороводного танца вокруг Мирового дерева. Считалось, что хороводный танец обладает магической способностью достижения удаленного "чужого" мира и поэтому одной из его ритуальных функций является "поднятие души" священного животного на небо. Итак, через призму сохранения и развития якутского хоровода хорошо прослеживается жизнеспособность и культурная целостность целого этноса в новых исторических условиях.

В данной работе хочется обратить серьезное внимание на возрастающую роль традиционной танцевальной культуры в процессе формирования этнического самосознания саха. Народный танец является не просто культурным явлением, отражающим художественными средствами окружающую действительность, но, будучи частью этнической культуры, способен оказывать влияние на формирование этнической идентичности и солидарности. В народном танце человек приобщается к культуре своего народа и, сопоставляя "себя" и "других", осознает свою идентичность с определенной этнической группой, прежде всего, по культурному признаку. Специфическая способность танца оказывать психо-физическое (эмоциональное) воздействие делает процесс самоидентификации на этом культурном уровне еще более действенным и быстрым. Участие в коллективах народного танца, посещение концертов помогают новому поколению пройти определенный этап в формировании этничности, произвести этническую самоидентификацию на культурном уровне. При этом этот процесс наиболее действенен в том плане, что он происходит одновременно с двух позиций - исполнителя и зрителя, а также в двух - эмоциональном и рациональном - планах. Художественный образ национального танца одновременно эмоционально сопереживается зрителем и рационально воплощается исполнителем - танцором. Высокий уровень восприятия и, главное, "понимания" национальных танцев есть показатель этничности зрителя. Представитель другого этноса может восхищаться техническим мастерством исполнения, энергетикой (темпераментом) танца, но при этом четко осознавать его иноэтническую основу.

Возникновение и успешное развитие Театра национального танца в Якутске обеспечивает качественно новый уровень исполнения и восприятия национального танца и, одновременно, является свидетельством подъема этнической культуры и укрепления этнического самосознания. По всей Якутии также успешно развиваются и пользуются широкой популярностью детские коллективы национального танца. Вместе с тем нельзя воспринимать развитие коллективов народного танца как целенаправленное и планомерное мероприятие по формированию только этничности. Безусловно, это и стремление творческого самовыражения, и наполнение досуга новыми культурными формами. В хореографической культуре современных якутов много "интернациональных" элементов, которые годами взаимодействовали с "национальными".

В сложившейся ситуации очень важно сохранить бережное и уважительное отношение к танцевальному наследию - танцевальному фольклору, чтобы современная тенденция все превращать в шоу и тем самым ломать сложившиеся веками каноны не одержала верх и здесь. В противном случае мы потеряем традиционную танцевальную культуру или станем свидетелями ее медленного вырождения. Конечно, нельзя забывать о существовании закономерной и исторически обусловленной динамике этнической культуры. С течением времени изменяются танцевальные образы, трансформируются традиционные танцевальные формы, теряется их первоначальное значение. Современные хореографы народных танцев часто испытывают трудности именно при столкновении с такими вещами. Поэтому и возникает насущная потребность в осуществлении научно-исследовательских работ в области народного танца и использовании их результатов в практической деятельности хореографов.

Одним из конкретных воплощений исследовательских разработок в жизнь творческих коллективов является методическая литература по преподаванию и ведению дисциплины "Народный танец". Отметим сразу, что вопросы методики образно-двигательной пластики в якутском танце уже рассматриваются и успешно решаются якутскими хореографами.

Предлагаемая же программа преподавания основ якутского народного танца построена на его историко-этнографическом анализе. Цель ее состоит в обеспечении руководителей самодеятельности, хореографов народного танца специальным историко-этнографическим материалом, который позволит осмыслить место и значение народного танца в этнической культуре саха. Также в программе изложены результаты этнологического анализа традиционных танцев, которые помогут понять семантику отдельных движений и композиционных построений, что позволит, в свою очередь, сохранять и развивать подлинное национальное своеобразие якутских танцев в новой хореографической интерпретации. Таким образом, программа в целом направлена на широкое использование практиками народной хореографии результатов научно-исследовательских работ по отдельным аспектам этнической культуры, в том числе и самого традиционного танца.

Приложение

ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ЯКУТСКИХ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ
Принципы построения образовательной программы

Адресат курса. Для хореографов народных якутских танцев, руководителей самодеятельных танцевальных коллективов якутского танца, исполнителей и пропагандистов народных танцев, организаторов театрализованных действий.
Главная цель курса. Способствовать развитию национальной танцевальной культуры.

Ядро курса. Изложение истории возникновения и формирования якутского танцевального искусства; раскрытие типологического единства с танцевальными культурами других народов; изложение историко-этнографического материала по традиционной танцевальной культуре якутов.

Основные разделы.

1. Историческое развитие якутского танца - материалы легенд, мифологии, эпоса, описания путешественников, сотрудников научных экспедиций, ученых.

2. Практическое значение танцевального фольклора старинных якутов - обрядовые функции и социальные традиционных танцев якутов.

3. Первые носители традиционной танцевальной культуры якутов - шаманы, битиситы.

4. Основные образы и сюжеты якутского фольклора (сказки, мифы, легенды, народные игры) в народном танце. Традиционная танцевальная лексика и пути ее трансформации.

5. Якутский музыкальный фольклор. Традиционные стили дэгэрэн, тойук, народная песня, музыкальные инструменты в народном танце.

6. Элементы традиционной материальной культуры (народный костюм, ритуальные атрибуты) в народном танце.

Основные понятия курса. Этнос, этнография, этнические процессы, этногенез, этническая идентичность, культурная традиция, центральная культурная тема этноса, межэтническая коммуникация, этничность, конструирование этничности, этническое самосознание, менталитет, национальность, этническая группа, этническая культура, этническая картина мира, духовная культура этноса, материальная культура этноса, религия, музыкальный фольклор, ритуальная кинетика, традиционная танцевальная культура, народный танец, семантика, шаманская пляска, хоровод, танцевальный костюм, танцевальный образ, круговые танцы, танцевальная лексика.

Требования к знаниям и умениям слушателей по итогам курса.

1. Слушатель должен иметь представление о философской, религиозной, художественной картинах мироздания древних якутов и роли движенческой пластики в нем;

2. Слушатель должен иметь представление об интегрирующих и дифференцирующих этнических свойствах танцевальной культуры, о взаимодействии национального и интернационального.

3. слушатель должен иметь представление об историческом многообразии танцевальных культур, о месте якутской танцевальной культуры в мировом историко-культурном процессе.

4. Слушатель должен иметь представление о роли этнических и национальных факторов в эволюции танцевальной культуры, понимать специфику полиэтнической среды и особенности межэтнической коммуникации.

5. Слушатель должен иметь представление об основных этапах развития традиционных танцевальных форм, их мифологических и социальных основах.

6. Слушатель должен знать понятийный аппарат изучаемого курса.

7. Слушатель должен уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся изучаемого курса, проводить историко-этнографический анализ культурных явлений, связанных с традиционными танцами.

Условия деятельности фольклорных ансамблей не способствуют проведению лекционных занятий, так как в основном специфика танцевального коллектива - репетиции танцев, концертные выступления, гастроли. Но образовательные беседы можно проводить во время постановочных репетиций. Это наиболее интересная, но в то же время, трудная и ответственная часть работы с коллективом. При этом значительно возрастает значение профессиональных качеств постановщика именно фольклорных танцев. Во многом творческий успех зависит не только от профессиональных (хореографических) качеств, но и от его профессиональной историко-этнографической эрудированности, знаний по традиционной хореографии. Исполнение фольклорного танца, вызывающего у зрителя и у самого исполнителя чувство единства формы и содержания, позволяет ощутить непреходящую гордость за красоту и богатство родной культуры, а самое главное - побуждает быть всегда сопричастным к ней, что служит гарантией дальнейшего культурного воспроизводства этноса и его духовной жизнеспособности.

*Работа  опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Конкурсные работы молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: Изд-во Омск. педагогическ. ун-та, 2002. - С. 153-159.

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024