|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ 1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы А.В. Фролова ИЗМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО КАЛЕНДАРЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ХХ
в. Население Архангельской области не может пожаловаться на невнимание со стороны этнографов, фольклористов и историков к своей традиционной культуре. Однако игровой календарь, как детский, так и взрослый, изменения в нем, роль игры в контексте обрядовых праздников русских Архангельской области целенаправленно не изучался. Восполнить в некотором отношении этот пробел позволяют материалы экспедиций, проведенных в этом регионе. Особенно интересны традиции Холмогорского и Пинежского районов Архангельской области. Детские игровые традиции. Детский игровой календарь - часть быта взрослых, издавна включавших подрастающих детей в свой круг хозяйственных интересов. Он соединил в себе традиции и новизну сегодняшних дней. Фольклор, относящийся к раннему периоду жизни ребенка, зафиксирован многими собирателями и исследователями (Ефименко П.С., 1877-1878; Обрядовая поэзия Пинежья, 1980; Мудрость народная, 1991; Виноградов Г.С., 1921, 1925; Коринфский А.А., 1901; Зеленин Д.К., 1916; Забылин М., 1880; Чичеров В.И., 1957; Чулков М.Д., 1780; Чирцов Д., 1916), однако об игрушках сведений не так много. Покупная игрушка в крестьянской семье была редкостью и, как правило, для малышей ее изготовлением занимались взрослые члены семьи. В начале ХХ в. существовало большое разнообразие самодельной игрушки: вырезанные из дерева коники, коровы, собаки, куклы (так называемые панки) деревянные, тряпичные и соломенные, разные виды волчков и кубарей, дудочек, свистулек, сложные по технике изготовления меленки, вертушки, пильщики и т.д. По мере взросления ребенок постепенно приобщался к традиционной празднично-игровой культуре взрослых. На Масленицу во многих домах для детей 2-5 лет делали горку. К печке прислоняли гладкую дощечку, клали на нее тряпочку и катали ребенка. На Пасху вешали в доме качели. Таким образом, определенные праздники в сознании ребенка ассоциировались с определенной забавой. Становился взрослее ребенок - усложнялась его игровая деятельность. В 1920 - 1930-х гг. в Архангельской области существовало большое количество детских игр. Только по данным экспедиций в Пинежском и Холмогорском районах было выявлено и записано более 50игр с правилами. 19 из них встречаются в материалах П.С. Ефименко (Ефименко П.С., 1877-1878). В настоящее время игры претерпели значительные изменения. Проведенные исследования в начале 1990-х гг. в Архангельской области показали, что основу игр у современных детей 8 - 12 лет составляют подвижные игры в виде салок и пряток и настольные игры фабричного изготовления. Практически отсутствуют игры с инвентарем, кроме игр с мячом (в том числе футбол), банки, ножички. Любимые игры девочек - классики, резиночки. Из игр, бытовавших в ХIХ - начале ХХ вв., сохранились лапта, попа гонялы. Дети продолжают изготавливать ходули, свистульки из ивы. Значительные изменения претерпели игры, действия которых сопровождали слова. Так, например, игры "Первенчики", "Зайчики" практически не сохранились. В игре "Горелки" текст сократился до минимума, а кое-где и вообще отсутствует, в кошки-мышки теперь играют без припевок. Игровой календарь молодежи. Подростки в 13 - 16 лет (девочки раньше - с 13-15 лет, а мальчики с 15-16) обретали новый возрастной статус, их принимали во взрослый коллектив. Одним из проявлений такого признания было разрешение участвовать в молодежных гуляниях, игрищах и посиделках. Молодежные игры, так же как и детские, имели свой годичный цикл. Наиболее крупным праздником зимы многие исследователи считают святки. Святочный период был поистине праздником молодежи. Многие исследователи на протяжении XVIII - XIX вв. писали о существовании нескольких комплексов ряженных на Русском Севере: ряженые с медведем, быком, цыгане и т.п. многие информаторы Однако многие информаторы вспоминают, что в начале ХХ в. в Пинежье уже не были распространены подобные комплексы. Например, масок уже не носили и в животных не наряжались: "Тряпицей лицо завесят, тулуп вывороченный оденут и ходют по дворам". Кто хотел получить угощение, славили Христа и носили "звезду". Такая святочная забава как кудеся (обрядовое озорство) не нашла достойного отражения в работах историков, фольклористов, этнографов. Практически все информаторы, рассказывая о Святках, с удовольствием и радостью вспоминали, как они кудесили. В течение всего этого времени молодые люди, парни и девушки, вместе и по отдельности, "вроде как шалят": могли разбросать костер (поленицу дров), спустить в печную трубу перо, отчего дым расходился по избе, затащить на крышу сарая сани, приморозить дверь и т.п. Существовало строгое негласное правило: нельзя было кудесить во дворе вдовы или стариков. Это считалось позором. В настоящее время в Пинежском и частично в Холмогорском районах осталась традиция кудесить, однако теперь молодежь шалит во всех дворах без исключений и может приморозить дверь и у стариков. На Масленицу для молодежи организовывали катание с гор. Горки готовили заранее. Они были разных видов: естественные, залитые водой; специально построенные, деревянные; были и просто уложенные на скате две жердины. Традиция возводить горки осталась и в наши дни, однако их не связывают только с маслиничным периодом и начинают кататься с наступлением холодов. Игровая деятельность детей и тем более молодежи, за последние десятилетия претерпела значительные изменения. Она менялась в зависимости от социальных и культурных условий, соединяя в себе традиционные и новые веяния. На основе этнографических и социологических данных можно сказать, что за советский период многие развернутые формы игр практически исчезли, их вытеснили и заменили, с одной стороны, различные виды искусства, а с другой - спорт. В наши дни все это уступает место сплошной компьютеризации. Уже к 1940-м гг. произошли существенные изменения, сократился репертуар обрядовых игр, многие просто исчезли, унося с собой неповторимый нравственный и этический облик. В это же время усилилась зрелищная сторона праздничных игр и гуляний, способствовавшая увеличению числа пассивных зрителей и уменьшению активных участников. Традиционные же игры имели гораздо большее значение в воспитании детей и социализации их как личностей, нежели современные, нередко обезличивающие игры. Народные игры, а главное, соответствие игрового календаря строгому порядку жизненных и хозяйственных циклов раскрывало перед ребенком и молодыми людьми крестьянский мир и способствовало формированию их представлений, мировоззрения и исконно русского самосознания. ЛИТЕРАТУРА *Работа опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 135-138 . © А.В. Фролова, 2001 |