|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ 1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы М.М. Содномпилова В традиционном мировоззрении окружающее человека пространство характеризуется не только топографической, но и семантической дискретностью, что обусловливает существование двух параметров в механизме культурного освоения пространства: 1) определение основных параметров "пригодности" той или иной части пространства с практической точки зрения; 2) соответствие выбранной территории определенному уровню в символической классификации. Процедура выбора места под строительство жилища в бурятской традиции включает в себя два этапа, одни из которых связан с выявлением практической и символической ценности местности, а целью второго этапа является выбор конкретного места под строительство жилища. В процессе выбора территории для поселения первоначально ориентировались на топографические признаки местности: учитывалось наличие или отсутствие тех элементов ландшафта, которые, по представлениям бурят, считались составными частями "идеального места жительства", согласно практическим соображениям и мировоззренческим представлениям. В бурятской среде в число обязательных компонентов ландшафта входят: гора, в идеале покрытая лесом; безлесная долина; река. Как свидетельствует анализ мифологических текстов западных бурят, подобный топографический набор соответствует и облику идеального места жительства эпических героев, которые предпочитают селиться в широкой долине с богатыми пастбищами, окруженной горами, на берегу реки. Таким образом, можно говорить, что мир эпических героев отражает мировоззрение самих создателей эпоса. Определенное влияние на выбор места жительства оказывал и особый тип ведения хозяйства, принятый в среде западных бурят, при котором сезонные миграции, осуществляемые два раза в год, стали по существу причиной возникновения двух способов "культурного освоения" пространства - при строительстве летнего поселения зугалан и зимника убэльжон. Зимние поселения старались располагать в небольших долинах, хорошо защищенных от ветров горами, в то время как летники размещались на более открытых, обширных пространствах, где ветер, напротив, был необходимым условием для успешного содержания скота. Выбрав, следуя сакральному образцу, потенциально пригодную для поселения местность, совершали ритуал испрашивания разрешения у духов-хозяев данной долины на поселение, совершив предварительно обряд жертвоприношения. Отрицательный или положительный ответ получали во время гадания, способы которого были различными у разных этнических групп бурят. Следует указать, что таким образом выбирали место для поселения лишь тогда, когда территория заселялась обществом впервые. Обязательным было гадание и при выборе места, где будет устанавлено жилище. Более того, в этом случае гадания усложнялись и увеличивалось их число. У буддистов при строительстве стационарного жилища комплекс действий дополнялся еще и обрядом выкупа земли, таким же, как и в похоронной обрядности. Важное значение в строительной обрядности придавалось фактору времени. Предбайкальские буряты считали необходимым приступать к строительству жилища в период роста луны. В годовом цикле начало строительного процесса приходилось на конец лета - начало осени, то есть на период завершения сельскохозяйственных работ, который, согласно архаичному бурятскому народному календарю, соответствует началу нового годового цикла. Имели место и предварительные обращения к знающим старцам, шаманам, которые могли указать благоприятное время для начала строительства. Забайкальские буряты процедуру выбора места и времени для строительства дома возлагают на служителей буддийского духовенства. Исследования, проведенные в нескольких районах Усть-Ордынского бурятского национального округа и республики Бурятия, показывают, что в разных традициях имеет место двухступенчатая стратегия выбора места под строительство жилища. Различия существуют в корпусе гаданий и в составе постоянных и окказиональных признаков универсальной классификации, характеризующих "счастливые" и "несчастливые" места. *Работа опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 94-95. © М.М. Содномпилова, 2001
|