|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ 1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы И.И. Назаров В ходе полевых этнографических исследований летом 2001 г. нам удалось записать названия месяцев кумандинского календаря и новые сведения по хозяйственным занятиям этого народа. Наши материалы оказались уникальными в связи с тем обстоятельством, что ранее не предпринималось попыток анализа календарной системы кумандинцев. Так, например, в обобщающей монографии по этому народу, вышедшей в 1974 году, совершенно отсутствует раздел о календарной обрядности кумандинцев (Сатлаев Ф.А., 1974). Названия месяцев кумандинского календаря, в соотношении с месяцами календарной системы русских, можно представить в виде следующей таблицы: Таблица 1 ТРАДИЦИОННЫЙ КАЛЕНДАРЬ КУМАНДИНЦЕВ
Анализ названий месяцев кумандинского календаря позволяет выделить два блока. Это месяцы, в названии которых отразились природно-климатические особенности места проживания данного народа; и месяцы, в чьи названиях зафиксированы хозяйственные занятия. Как видно из таблицы, месяцы, отражающие природные и климатические особенности предгорий Северного Алтая, в кумандинском календаре приходятся на холодное время года - это месяцы с октября по март включительно. Все остальные месяцы - с апреля по сентябрь (за исключением августа), несут в своих названиях сведения о хозяйственных занятиях. Выскажем некоторые соображения относительно названий месяцев и их интерпретаций самими кумандинцами - нашими информаторами. Месяц январь (Кичик кырлаш ай) является младшим морозным месяцем, который, в отличие от своего старшего брата декабря (Улух кырлаш ай) более суров на морозы. Информаторы объясняют так: "Будут два брата драться, старший всегда будет бить слабее, жалеючи, а младший брат будет бить со всей силы. Так и декабрь морозит слабее, потому что он - старший брат, а январь - младший брат, он сильно морозит". Месяц февраль (Чель ай) переводится как "ветреный, поземочный", в это время в предгорьях дуют постоянные сильные ветры. В марте же (Ажих ай ), когда зима еще совсем не отпустила свои права, но и весна еще не взялась в полную силу, жизнь находится как бы на перевале. Само название происходит от глагола "ажил", что означает переваливать через хребет (Баскаков Н.А., 1972. - С. 198). В апреле уже сходит снег и появляются первые грызуны - бурундуки. Ощущая нехватку продовольствия, истощившегося за зиму, люди выходили ловить бурундуков, поэтому и месяц апрель (Курек ай) получил название бурундука (курек). Следующие три месяца: май (Кыра ай), июнь (От ай), июль (Пичин ай), а так же сентябрь (Ашкыстын ай ) отразили земледельческую отрасль хозяйства кумандинцев. Особое внимание привлекает месяц октябрь (Акпалык ай), название которого переводится буквально как "плывущей вниз по течению рыбы месяц". В этот месяц реки начинают покрываться льдом, замерзают и рыба устремляется в низовья. Издавна приметив эту особенность, именно в октябре кумандинцы сооружают на реках заездки (туглар) - изгородь, в центре которой оставляют небольшой проход для рыбы (палык ). В этом проходе устанавливается верша или морда. Заездок функционирует все холодное время года до ледохода. Следует отметить, что сравнительный анализ названий месяцев у северных алтайцев показал, что только у кумандинцев в календаре нашло отражение рыболовство. Месяц ноябрь, называемый куртуяк ай , то есть старушечий месяц, метко отразил изменение долготы дня. Световой день в ноябре такой короткий, что "пока старуха подпояшется, и день пройдет". Из всех месяцев остался только не рассмотрен август (Чаргы ай), название которого так же не находит аналогий у других племен северных алтайцев. По рассказам нашего информатора М.В. Костараков, чаргы ай - это месяц, когда все духи кама уходят на суд и он в это время не может камлать. По сведениям же Ф.А. Сатлаева, включенным в его книгу, февраль, август и ноябрь носили у кумандинцев общее название чаргы ай, то есть месяц судьбы, когда шаман ждал решения своих духов-покровителей (Сатлаев Ф.А., 1974. - С. 155). Таким образом, кумандинский календарь, имеющий довольно много общих черт с календарными системами других северных алтайцев: тубаларов, челканцев и шорцев. Его отличительными чертами является наличие в календаре кумандинцев месяца, чье название связано с рыболовством, а также месяца "решения духов-покровителей кама". Однако в кумандинском календаре отсутствуют месяцы, названия которых отражали бы охотничий промысел на крупных животных, являвшийся, по утверждению многих исследователей, основной отраслью хозяйства этого народа. ЛИТЕРАТУРА * Данная работа выполнена при поддержке РГНФ № проекта 01-01-18105 е.*Работа опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 75-77. © И.И. Назаров, 2001 |