123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое
Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы


Н.К. Байжуманова
Бийск, педагогический университет
К ВОПРОСУ О СОБИРАТЕЛЬСТВЕ КАК ТРАДИЦИОННОМ ЭЛЕМЕНТЕ САМОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ КУМАНДИНЦЕВ
В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Дольше всего сохраняются такие элементы, которые возникли и укрепились на основе многовекового опыта в местных, суровых природных условиях. Связаны они с традиционными в этой среде хозяйственными занятиями. Назовем один из элементов традиционной культуры и быта, сохранившийся у кумандинцев до конца XIX - начала XX века, - это собирательство.

Недостаток продуктов питания кумандинцы восполняли заготовкой съедобных растений - корней кандыка, сараны (саргай), черемши, дягиля (палтырган), полевого лука (кoбирген), дикого чеснока (ускум), солодки и различных ягод - клубники (токпак чийлеги), земляники (эмчек чийлеги), малины (агаш чийлеги), красной (кызылат) и черной (караат) смородины, черемухи (чырмыт), калины (палooн) и т.д. Орудием для выкапывания корней и клубней этих растений служила корнекопалка озуп , состоящая из черенка длиною 60 сантиметров с поперечной перекладиной для ноги и железным наконечником, и специальный нож-серп серип .
Опишем несколько примеров собирательства у кумандинцев.

Наиболее распространен был сбор зверобоя: применяли его при поносах, болях в желудке и кишечнике, гастритах, язве, болезнях печени, легких, сердца. Отвар травы был эффективен при циститах, почечно-каменной болезни, так же его пили как успокаивающее и обезболивающее средство при головных болях, истерии и других нервных заболеваниях. Зверобой применяли и в качестве красителя. Кумандинки окрашивали ткани в желтые, зеленые, красные и черные тона. Использовали зверобой и в выделке кожи - в качестве дубителя.

Собирали надземную часть растения во время цветения, срезая верхнюю часть его серпом. Сушили россыпью в специально построенных амбарах, после сушки голые стебли выбрасывали. Из 100 кг срезанной травы получали 22-23 кг сухой.
Кумандинец Дмитрий Куштаевич Шатобалов (1939 г.р.) рассказывает:
- Мне было лет 11, я упал с коня, ударился о камень и сломал правую ногу ниже колена. Боль была ужасная, обломки кости выпирали из-под кожи. Сосед, местный знахарь, выправил мне кости, обмыл густым отваром кермека, обернул берестой и давал мне пить ежедневно по 100 г густого отвара 3 раза в день до еды. Через две недели я уже бегал.

Кермек - это растение, которым часто пользовались кумандинцы. Траву и корни в виде настоя и порошка применяли при болезнях печени, при кровавых поносах, при маточных кровотечениях с воспалительными процессами, но особенно для быстрого сращивания костей при травмах. Причем мужчинам рекомендовали цветки с корнями, а женщины применяли листья с корнями только при переломах костей. Кермек также использовался кумандинцами в быту при приготовлении красок желтого, зеленого и черного цвета. Ими окрашивались ткани.

Собирали также коноплю, которая снабжала кумандинцев своими волокнами, из которых они ткали одежду, вили веревки, вязали рыболовные сети, а масло употребляли в пищу, применяли как лекарство и как наркотик. Коноплю кумандинцы применяли и как снотворное, делали припарки при "груднице". Сок из листьев конопли применяли как слабительное.

Еще один объект собирательства - мед диких пчел. Обычно диких пчел разыскивали с помощью специально приготовленного солонца, но иногда с той же целью выставляли чашечку с медом. Привлеченные запахом меда, пчелы (ары) летели к нему, напивались меду и возвращались обратно назад в дупло. Кумандинцы следили за полетом пчел и находили дупло, где они жили. Важным признаком также было то, что вокруг дерева, на котором было дупло, находилось множество мертвых пчел. Обнаруженное дупло с пчелами осторожно валили и срезали мед, не нанося никакого вреда пчелам.

Приведенные выше примеры традиционных элементов самобытной культуры кумандинцев, а именно собирательства, свидетельствуют о положительном вкладе малых народов в процесс первичного освоения незаселенных и необжитых территорий с суровой, труднодоступной, но богатой природой. Это далось большим трудом и усилиями многих поколений, которые в борьбе за существование, часто в экстремальных условиях, изобрели и разработали свои особые способы и приемы, различные орудия труда и предметы быта, которые помогли им заселить и обжить новые места, превратить их в ойкумену, а также сохранить, "донести" до нас с древнейших времен, можно сказать в первозданности, природу с разнообразным растительным и животным миром. А ведь природа была их кормилицей, основой их существования.

Защита природы у далеких и близких предков кумандинцев, как и у других народов этого региона, нашла отражение в целой системе религиозных запретов, которые прежде всего касались рубки леса, охраны его от пожаров, истребления зверей. Нарушение подобных запретов связывалось с угрозой тяжких наказаний от злых духов и божеств-хозяев зверей, гор, тайги и т.д.

*Работа  опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 91-94.

©  Н.К. Байжуманова, 2001

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024