123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое
Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы


И.С. Бреус
Москва, Институт этнологии и антропологии
ДЕЙСТВИЕ ОБЫЧНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
В СФЕРЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Огромное влияние оказывало обычное право на семейный быт крестьян. Семейно-брачные отношения регулировались общиной как прямо, так и опосредованно: выработанные обычаи и традиции руководили сознанием и поступками отдельных лиц. Община решала вопросы о семейных разделах, разрешение на которые давал сельский сход. Раздел имущества происходил строго в соответствии с традициями и обычаями - младший сын обычно оставался в доме с родителями, старшим же вся семья строила новые дома. Недоразумения, связанные с разделами, возникали редко, поскольку решение отца считалось законом.

По словам многих людей, помнивших то время, староста и сход не вмешивались в дела семьи, что само по себе не означает отсутствия обычно-правовых норм, регламентировавших эту сферу семейной жизни. Хозяином в большой семье считался мужчина. Если семья состояла из родителей и уже взрослых детей со своими семьями, то хозяином оставался самый старший по годам мужчина в семье: "В дела семьи деревня не вмешивалась, так как там порядок был. Главой семьи был уже старый дедушка, но ему все подчинялись. Он вставал рано утром и начинал раздавать указания всем домочадцам. А такого, чтобы кто-то что-либо не сделал, не было" (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 112-1. К. 37).

В малых семьях главой также был мужчина, что давало ему довольно широкие права: "В доме командовал мужчина, и никто не мог вмешиваться в дела его семьи. Пример тому то, что он мог бить свою жену, пока она, совсем избитая, не заползала под лавку. А между тем в доме 12 детей было, и никто из них не вступался за мать. Почему? А все потому, что боялись, так как был такой случай: бил мужик свою бабу, а сосед вступиться решил, за что и получил пулю в ногу. И никто из деревни не вступился ни за женщину, ни за соседа, так как это дело семейное и чужим туда лезть не следует" (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 112-1. К. 41). Данные сюжеты говорят о том, что по обычаю не подвергались наказанию мужья, бившие своих жен.

Отцы могли бить и уже взрослых детей, за что тоже не наказывались по нормам ни официального, ни обычного права. "Малолетних детей крестьяне практически не били, даже в тех случаях, когда на них жаловались соседи, например из-за того, что чей-то ребенок залез в чужой огород. Причем сам хозяин огорода мог всыпать такому воришке крапивой и рассказать родителям о проделках их ребенка, но мать могла и не наказывать его, тем более, что он уже получил крапивой. Но и ругаться с соседями из-за того, что они тронули ребенка, тоже никто не начинал. А все потому, что к небольшим проказам детей относились очень терпимо" (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 112-1. К. 34).

Взрослого сына отец мог избить за непослушание. Например, за неповиновение в вопросах женитьбы. За это же могли наказать и дочь. За серьезный проступок отец мог вызвать своего сына на сход: "Сход выслушивал обвинения, мог опросить имеющихся свидетелей, и если признавали сына виновным, то могли там же и избить его. А если отцу вдруг жалко станет сына, и он решит вступиться за него, то и ему могло влететь" (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 112-1. К. 34).

Однако обычное право регламентировало не только внутрисемейные отношения между мужем и женой, родителями и детьми. Влиянию обычно-правовых норм были подвержены и отношения, которые предшествовали заключению брака. В эти предбрачные отношения входили, прежде всего, добрачное общение и брачные ориентации людей. Именно нормы обычного права во многом обуславливали процедуру общения юношей и девушек, отношение парней к порядочным и гулящим женщинам. Выбор невесты и сама процедура заключения брака, важным моментом которой являлся брачный договор, также подчинялись определенным правилам, которые можно увязать с наличием обычно-правовой системы в русской сибирской деревне.

Таким образом, действие норм обычного права в брачно-семейной сфере было важной составляющей крестьянской жизни, поскольку было направлено на ограничение вариативности поведения людей, целью чего было обеспечение выживания и сохранения устойчивости данного общества.

ИСТОЧНИКИ:
Архив Музея археологии и этнографии Омского государственного университета. Фонд (Ф.) I. Папка (П.) 112-1.

*Работа  опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 52-54.

©  ©  И.С. Бреус, 2001


 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024