|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ 1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы Н.А. Стручкова В настоящее время развитие национальной культуры в полиэтничных странах происходит на фоне широкой экономической, политической и культурной интеграции. Реалии современной общественной жизни таковы, что необходимо предпринимать все новые шаги для сохранения культурного наследия в любых сферах. При этом надо учитывать общую тенденцию современности - возрастающую скорость, с которой происходят эти культурные изменения. Естественное исчезновение большой массы носителей традиционной культуры, которые одним даже своим присутствием гарантировали подлинность и жизненность традиционных культурных элементов, приводит к проблеме их культурного "воспроизводства" в новом поколении. При новых условиях всеобщей интеграции в процессе формирования этнического сознания решающее значение приобретает ряд компонентов национальной культуры, среди которых особое место занимает народное танцевальное искусство. Так в последние годы одним из национальных символов Якутии становится осуохай - традиционный круговой хороводный танец якутов. Его активная пропаганда является одним из ярких примеров восстановления традиционных духовных ценностей и целой системы народных знаний посредством народного танца. Известно, что традиционный танец наравне с другими явлениями этнической культуры является объектом символизации. Так, круговой хороводный танец в ритуале вбирает в себя и отражает все его знаковые элементы. Специфика танца, как элемента ритуала, предполагает наличие участников, адресата, объекта ритуального воздействия, специального времени исполнения, ритуального места исполнения, ритуальных атрибутов, специальной одежды, песни или музыки. Как видно, в традиционном танце осуохай изначально заложен механизм этнического воспитания. Обучение народному танцу на современном этапе - это целый образовательный процесс, направленный на изучение как духовной, так и материальной культуры старинных якутов. В этом процессе есть место в равной степени и изучению традиционной хореографии, и изучению истории, этнографии этноса. Кинетика якутских обрядов, сложившаяся в течение многих веков, является той этнической константой, которая помогает сохранять внутри этнической культуры так называемую "центральную зону культуры". По мнению С.В. Лурье, "на основании этнических констант формируются адаптационно-деятельностные модели культуры. Вокруг этих констант кристаллизуется этническая традиция в различных ее модификациях". Одной из таких модификаций и является народный танец, включающий в качестве кинем традиционные танцевальные движения. Действительно, традиционные (ритуальные) якутские танцы представляют собой культурные явления, направленные, в первую очередь, на адаптацию с природной окружающей средой и защиту социума от ее злых сил. Наиболее показателен в этом плане круговой хороводный танец якутов осуохай. Произведение кругового обхода путем ритуального хождения-топтания на Ысыахе (традиционный Новый год якутов) вокруг сакрального центра освоенного пространства, символическим воплощением которого является Мировое дерево Аал Кудук Мас, выполняет функцию очищения ограждения этого пространства от скверны Хаоса, а также моделирования нового чистого пространства. Благополучие достигалось на Ысыахе посредством ритуального жертвоприношения с обязательным исполнением кругового хороводного танца вокруг Мирового дерева. Считалось, что хороводный танец обладает магической способностью достижения удаленного "чужого" мира и поэтому одной из его ритуальных функций является "поднятие души" священного животного на небо. Итак, через призму сохранения и развития якутского хоровода хорошо прослеживается жизнеспособность и культурная целостность целого этноса в новых исторических условиях. В данной работе хочется обратить внимание на возрастающую роль традиционной танцевальной культуры в процессе формирования этнического самосознания саха. Народный танец является не просто культурным явлением, отражающим художественными средствами окружающую действительность, но, будучи частью этнической культуры, способен оказывать влияние на формирование этнической идентичности и солидарности. В народном танце человек приобщается к культуре своего народа и, сопоставляя себя и других, осознает свою идентичность с определенной этнической группой (прежде всего по культурному признаку). Специфическая способность танца оказывать психофизическое (эмоциональное) воздействие делает процесс самоидентификации на этом культурном уровне еще более действенным и быстрым. Участие в коллективах народного танца, посещение концертов помогают новому поколению пройти определенный этап в формировании этничности, произвести этническую самоидентификацию на культурном уровне. При этом этот процесс наиболее действенен в том плане, что он происходит одновременно с двух позиций - исполнителя и зрителя, а также в двух (эмоциональном и рациональном) планах. Так, художественный образ национального танца одновременно эмоционально сопереживается зрителем и рационально воплощается исполнителем-танцором. Высокий уровень восприятия и, главное, понимания национальных танцев есть показатель этничности зрителя. Представитель другого этноса может восхищаться техническим мастерством исполнения, энергетикой (темпераментом) танца, но при этом четко осознавать его иноэтническую основу. Возникновение и успешное развитие такой формы танцевального искусства как Театр национального танца в г. Якутске, обеспечивающий качественно новый уровень исполнения и восприятия национального танца одновременно, является свидетельством подъема этнической культуры и укрепления этнического самосознания. По всей Якутии также успешно развиваются и пользуются широкой популярностью детские коллективы национального танца. Вместе с тем нельзя воспринимать развитие коллективов народного танца как целенаправленное и планомерное мероприятие по формированию только этничности. Безусловно, это и стремление творческого самовыражения, и развитие досуга новыми культурными средствами. В хореографической культуре современных якутов много интернациональных элементов, которые с годами взаимодействовали с национальными. В сложившейся ситуации очень важно сохранить бережное и уважительное отношение к танцевальному наследию (танцевальному фольклору), чтобы современная тенденция все превращать в шоу и тем самым ломать сложившиеся веками каноны не одержала верх и здесь. В противном случае мы потеряем традиционную танцевальную культуру или станем свидетелями ее медленного вырождения. Конечно, нельзя забывать о существовании закономерной и исторически обусловленной динамики этнической культуры. С течением времени изменяются танцевальные образы, трансформируются традиционные танцевальные формы, теряется их первоначальное значение. Современные хореографы народных танцев часто испытывают трудности именно при столкновении с такими вещами. Отсюда возникает насущная потребность в осуществлении научно-исследовательских работ в области народного танца и использовании их результатов в практической деятельности хореографов. Одним из конкретных воплощений исследовательских разработок в жизнь творческих коллективов является методическая литература по преподаванию и ведению дисциплины "Народный танец". Отметим сразу, что вопросы методики образно-двигательной пластики в якутском танце уже рассматриваются и успешно решаются якутскими хореографами. Предлагаемая же программа преподавания основ якутского народного танца построена на его историко-этнографическом анализе. Цель ее состоит в обеспечении руководителей самодеятельности, хореографов народного танца специальным историко-этнографическим материалом, который позволит осмыслить место и значение народного танца в этнической культуре саха. Также в программе будут изложены результаты этнологического анализа традиционных танцев, которые помогут понять семантику отдельных движений и композиционных построений, что позволит в свою очередь сохранять и развивать подлинное национальное своеобразие якутских танцев в новой хореографической интерпретации. Таким образом, программа в целом направлена на широкое использование практиками народной хореографии результатов научно-исследовательских работ по отдельным аспектам этнической культуры, в том числе и самого традиционного танца. *Работа опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 155-159.
|