|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ 1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы Н.С. Кряжева Свадебный обряд, без сомнения, является самым ярким и символичным среди обрядов перехода, самым жизнеутверждающим. Даже родильный обряд не несет в себе столько черт нового, начала, мирового круговорота, что, по-видимому, есть последствие неопределенности родильного обряда и некоторой "осторожности" его, ведь неизвестно, будет ли жить ребенок, что в традиционной русской деревне отнюдь не пустая оговорка, а достаточно мощный фактор. Употребляя термин "ткань", мы имеем в виду все множество ритуально употребляемых тканых изделий, исключая на данном этапе исследований одежду. Таким образом, речь идет о тканых нешитых изделиях. Кроме того, "ткань" понимается как символ, то есть ее свойства как материального предмета отступают на второй план. Символическое поле свадебного обряда рассматривается в нескольких разрезах: противостояние сторон (Байбурин А.К., 1978) и их соединение, шаг к продолжению рода, черты инициации и эмансипации или, собственно переходность. Все эти стороны представляют равный интерес. Первым шагом в изучении ритуальных функций ткани является выбор
примеров их употребления в свадебном обряде. Подробное рассмотрение обряда
позволяет зафиксировать ряд способов употребления ткани, как рациональное, так и
символическое. Насчитывается до пятидесяти вариантов применения ткани в обрядах
перехода, из них большая часть - именно в свадебном обряде, так что их
перечисление в рамках данного сообщения не представляется возможным. Большинство
ритуальных функций ткани, как и других элементов обряда, имеют параллельные
функции во всех обрядах перехода. Таким образом, все их множество сводится к
основным: Указанные функции невозможно отделить друг от друга, так как в одном примере применения ткани в обряде присутствуют элементы различных символических значений. Рассмотрим первую из перечисленных функций: это самые разнообразные варианты употребления ткани в самом обряде и вокруг него. Апотропийные свойства предмета выходят на первый план в целом ряде ритуальных действий. Одеяние невесты очень закрыто, причем речь не идет о стыдливости. Так, голова и лицо укрыты специальным покрывалом, часто под видимой верхней одеждой находится специфическая невидимая (рыболовная сеть и специально подготовленная нить с узлами). Частично функцию защиты присутствует и в тех действиях, которые мы понимаем как отграничительные, а именно: расстилание ткани на полу в доме молодых, в бане невесты, опоясывание всех участников обряда, прикрывание свекровью невесты полой, разделение жениха и невесты с помощью платка (держатся через платок), выделение с помощью платка безымянного пальца невесты и подготовка его для ношения кольца (этот элемент обряда выполняет еще одну функцию - очищение). Повешение полотенца на икону содействует одновременно отделению святого от мирского и выделению освященного элемента из контекста. Под определенным углом зрения понятия "защита", "граница", "очищение", "святость" мыслятся как единое целое, как одна и та же категория традиционного сознания. Поэтому вряд ли стоит проводить подобное разграничение в научном исследовании и говорить соответственно о четырех узких функциях, а не об одной более широкой. Особый интерес представляют специфические варианты употребления ткани в свадебном обряде, то есть те из них, которые не имеют аналогов в других обрядах перехода. Так, в свадебном обряде ткань выполняет функцию связи. Подножник объединяет жениха и невесту, помогает завершить переход. Интересна примета: в семье будет главным тот, кто сумеет протащить подножник ногой за собой в церкви. Примета "потянуть на себя скатерть на свадьбе - быть замужем" переносит замужество на следующую девушку. Жених и невеста связаны полотенцем за столом и в постели. Полотенце выступает в качестве залога при переносе свадьбы по желанию одной из сторон. Значение его здесь чисто ритуальное, так как оно не представляет материальной ценности. Бросая "печальный" платок по дороге в церковь, невеста расстается с печалью: "печальный платок" и слезы, выплаканные в него, объединяются в народном сознании в нечто отрицательное. Знаковое содержание ткани определяется разными факторами, среди них следующие: технология изготовления, обыденное применение, внешний вид и структура. Технологически ткань представляет определенный порядок, систему, что очень соответствует переходному характеру свадебного обряда. В перспективе является целесообразным дальнейшее изучения использования ткани в обрядах перехода. При этом необходимо проанализировать обряды перехода (ритмы перехода) в годичном цикле, что может способствовать выделению следующих ритуальных функций и в обряде перехода человека. ЛИТЕРАТУРА *Работа опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 112-115.
|