|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ 1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы Ершова Е.А. | Яловицына С.Э. | Абрамова А.А. | Фролова А.В. | Волохина И.В. | Герасимова Л.Б. | Коломиец О.П. | Назаров И.И. | Рейзвих Д.А. | Содномпилова М.М. | Стручкова Н.А. | Толмачева Е.Б. | Чернова И.Н. И.И. Назаров Изучение календаря, как системы исчисления времени и как хранителя народной памяти, представляется необходимым при рассмотрении традиционных хозяйственных занятий и генетических связей того или иного народа. С этой точки зрения вызывает интерес изучение календарной системы кумандинцев - одного из малочисленных народов Северного Алтая, в традиционном хозяйстве которого сочетались пешая таежная охота, мотыжное земледелие и другие занятия, а в культуро- и этногенезе приняли участие как древнетюркские племена, так и древнее самодийское и кетоязычное население и другие этнические элементы (подробнее об этом см.: Алексеев В.П., 1964; Ким А.Р., 1986; Потапов Л.П., 1968, 1969). К настоящему времени появилось достаточное количество публикаций по календарям народов Сибири и, в том числе Саяно-Алтайского региона (Бутанаев В.Я., 1995; Вайнштейн С.И., 1961; Гоголев А.И., 1999; Дамдинов Д.Г., 1986; Дашиева, Н.Б., 2001; Жуковская Н.Л., 1993; Кадырова Г.А., 1995, и др.). Анализ календарных систем сибирских народов в целом был предпринят в совместной публикации известных этнографов Ю.Б. Симченко, А.В. Смоляк и З.П. Соколовой (1993. - С. 201-252). Несомненной ценностью их работы является привлечение широкого сравнительного материала практически по всем народам Сибири. Однако при исследовании календаря алтайцев упомянутые ученые опирались на работу В.И. Вербицкого (1993), сведения которой, к сожалению, не отражают все локальные различия календарных систем северных и южных алтайцев. В связи с этим возникает необходимость обстоятельного изучения кумандинского календаря. Первые сведения о календарных системах аборигенного населения Северного Алтая относятся к концу XVII - началу XVIII вв. и содержатся в работах И.Г. Георги (1795, 1799) и Г.И. Спасского (1821). Более полно календарь алтайцев был рассмотрен в известных работах миссионера В.И. Вербицкого (1884, 1993). Информация о названиях месяцев у северных алтайцев встречается и в научной литературе в работах В.В. Радлова (1889), Н.А. Баскакова (1972), В.Д. Славнина (1991), Д.А. Функа (1996), Е.А. Бельгибаева (2001 б) и др. Однако, в обобщающей монографии по кумандинцам, вышедшей в 1974 году и принадлежащей перу представителя этого народа - Ф.А. Сатлаеву, совершенно отсутствует раздел о календаре и календарной обрядности кумандинцев (Сатлаев Ф.А., 1974). Названия месяцев кумандинского календаря были опубликованы в "Кумандинско-русском словаре" (1995. - С. 8), издании, которое, к сожалению, грешит большим числом неточностей и изъянов. В частности, наименования месяцев даны просто как аналоги месяцев современного календаря, но не приводится перевод самих терминов и слов, составляющих названия. Впервые описание месяцев именно кумандинского календаря было дано в статье В.Д. Славнина. Большим плюсом его работы можно назвать и то, что для каждого месяца автор приводит перечень хозяйственных занятий кумандинцев, характерных для каждого периода. Однако в работе В.Д. Славнина нет сравнительного материала по другим народам Северного Алтая и сопредельных территорий (Славнин В.Д., 1991. - С. 206-210). Анализ календаря алтайцев, сведения о котором содержатся в записях православных миссионеров XIX в., приводится в работе горно-алтайского исследователя Г.П. Самаева. Он подробно рассматривает структуру календаря не только южных алтайцев, но и северных. При этом автор придерживается принципа построения алтайского календаря, связанного с сезонными явлениями природы (Самаев Г.П., 1999). В ходе полевых этнографических исследований в местах проживания кумандинцев - селах и поселках Красногорского и Солтонского районов Алтайского края, а также в г. Бийске летом и осенью 2001 г. автору удалось записать названия месяцев кумандинского календаря и новые сведения по хозяйственным занятиям этого народа. В названиях месяцев у кумандинцев отразились природно-климатические условия территории их проживания, хозяйственные занятия и традиционные верования. Названия месяцев кумандинского календаря, в соотношении с современными месяцами календарной системы русских, можно представить в виде таблицы 1. Таблица 1 ТРАДИЦИОННЫЙ КАЛЕНДАРЬ КУМАНДИНЦЕВ
Рассмотрим теперь подробнее названия для каждого месяца и приведем интерпретации некоторых названий самими кумандинцами - нашими информаторами. Анализ календарной системы мы начнем с апреля, поскольку в народном календаре кумандинцев именно этот месяц считался первым месяцем года. В апреле уже сходит снег, природа просыпается, и появляются первые грызуны - бурундуки. Ощущая нехватку продовольствия, люди выходили ловить бурундуков, поэтому и месяц апрель курек ай получил название бурундука (курек). Это название встречается в календарях у всех народов Северного Алтая, а также у сагайцев (Симченко Ю.Б., Смоляк А.В., Соколова З.П., 1993. - С. 251). Апрель в календаре северных селькупов также имеет наименование бурундучьего месяца (Кузнецова А.И., 1976. - С. 46-49), а у южных селькупов март-апрель - это "бурундука бить месяц" (Пелих Г.И., 1972. - С. 379). Бурундучий месяц имеется и в календаре елогуйских кетов (Алексеенко Е.А., 1967. - С. 38). Май, как видно из всех трех вариантов названия: кыра ай, кыра суртен ай, кыра салчин ай, свидетельствует о занятии кумандинцами земледелием. В данном случае речь идет о всевозможных весенних работах на пашне: кыра - пашня (Баскаков Н.А., 1972. - С. 230). С тем же значением - "месяц пашни" - бытует название кыр ай и у челканцев (Бельгибаев Е.А., 2001 б). Июнь тоже является земледельческим месяцев в кумандинском календаре. Все три варианта названия: от ай, одыг ай, кыра отапчин ай происходят от глагола одо - полоть траву (Баскаков Н.А, 1972. - С. 235), и находят аналогию у челканцев - одо ай. У шорцев и сагайцев также имеется месяц от ай, который означает "месяц травы" (Симченко Ю.Б., Смоляк А.В., Соколова З.П., 1993. - С. 249, 251). Июль - пичин ай, пъчан шапчин ай, пычан турусчин ай - это месяц сенокоса. Пичен - сено; пиченде - ехать в поле за сеном; турус - ставить (Баскаков Н.А., 1972. - С. 242,257). С тем же наименованием для июля пичин ай зафиксирован у шорцев. Значение июля, как месяца заготовки сена, по-прежнему очень сильно у кумандинцев Красногорского и Солтонского районов. Сенокошение и установка стогов - тяжелый труд, требующий участия большого числа людей, проводится в конце июля - начале августа. Одно из наименований следующего месяца - августа - чаргы ай не находит аналогий у других племен северных алтайцев и переводится информаторами как "судный месяц". По нашим полевым материалам (информатор М.В. Костараков) чаргы ай - это месяц, когда все духи кама уходят на суд и он в это время не может камлать. То же объяснение содержится и в упоминавшейся выше статье В.Д. Славнина (1991. - С. 207). По сведениям же Ф.А. Сатлаева, опубликованным на страницах его книги, февраль, август и ноябрь носили у кумандинцев общее название чаргы ай, то есть месяц судьбы, шаман ждал решения своих духов-покровителей (Сатлаев Ф.А., 1974. - С. 155). В.Д. Славнин приводит еще одно наименование для августа, отражающее хозяйственные занятия: кусук ай - "орешничать месяц" (Славнин В.Д. 1991 - С. 207); кусук - орех (Баскаков Н.А., 1972. - С.228). Аналогичный месяц зафиксирован и у тюрков Среднего Чулыма: кусугай, кудзухай, кудзух кашгиг - ореха месяц, орех поспевает (Тюрки Таежного Причулымья, 1991. - С. 85). По нашим полевым материалам, кумандинцы солтонского села Шатобал и сегодня отправляются "шишковать" в тайгу в начале августа. Сентябрь - аш кыстын/ кестин ай в кумандинском календаре - это месяц уборки хлеба: аш - хлеб, зерно, пища (Баскаков Н.А., 1972. - С. 204). Еще одно наименование сентября, приведенное в "Кумандинско-русском словаре", - идерген - также несет информацию об уборке зерна: идергин - гумно (Баскаков Н.А., 1972. - С. 219). Октябрь под названием, приводимым В.Д. Славниным, - аш сокчин ай - завершает земледельческий год в хозяйственном цикле кумандинцев. Аш сокчин ай - это месяц обмолота хлеба: аш, как указывалось выше, - хлеб; глагол сок - ударять, молотить; соко - ступа (Баскаков Н.А. 1972 - С. 247). Особое внимание привлекает еще оно наименование месяца октября - ак палык ай, применяемое так же у тюрок Чулыма для наименования августа - ак палык ай/ ахвалгай (месяц белой рыбы, нельмы) (Дульзон А.П., 1950. - С. 62). По данным Э.Л. Львовой, собранным ею у тюркоязычного населения Среднего Чулыма, ими использовалось такое же название, а также еще и аркпалгай (месяц сухой (худой) рыбы, начинает рыба жиреть) (Тюрки Таежного Причулымья, 1996. - С. 85). Наличие месяца с тем же значением, то есть месяца нельмы, фиксируется так же у кетов (Алексеенко Е.А., 1967. - С. 38) и селькупов (Пелих Г.И., 1972. - С. 379-380; Кузнецова А.И., 1976. - С. 46-49). Что касается бытования этого названия у кумандинцев, то следует отметить, что ранее это название не фиксировалось, и, соответственно, в литературе отсутствует какая-нибудь трактовка или перевод этого месяца. Наши информаторы давали следующий перевод: "ак палык ай - месяц, когда рыба плывет по течению". Такое объяснение, однако, не противоречит лингвистическим данным. По словарю Н.А. Баскакова, глагол ак употребляется у кумандинцев в значении "течь, плыть, идти по течению" (Баскаков Н.А., 1972. - С. 199). Прекрасно зная природно-климатические особенности территории своего проживания, кумандинцы издавна приметили, что в октябре реки начинают покрываться льдом, замерзают, и рыба устремляется в низовья. Именно в октябре кумандинцы сооружают на реках заездки (туглар) - изгородь, в центре которой оставляют небольшой проход для рыбы (палык). В этом проходе устанавливается верша или морда (суген). Заездок функционирует все холодное время года до ледохода. Следует отметить, что сравнительный анализ названий месяцев у северных алтайцев показал, что только у кумандинцев в календаре нашло отражение рыболовство. Название ноября, называемого куртуяк ай, то есть старушечий месяц, метко отразило изменение долготы дня. По мнению наших информаторов, световой день в ноябре такой короткий, что "пока старуха подпояшется, и день пройдет". В.И. Вербицкий приводит схожее объяснение: "День так короток, что старуха едва успеет обуться - куртьяк эдюк кэшчар кiэрь" (Вербицкий В.И., 1993. - С. 61). Свое объяснение названия этого месяца дает Г.П. Самаев, который считает, что интерпретация, предложенная В.И. Вербицким, расходится с принципом отражения в календаре сезонных явлений. Г.П. Самаев полагает, что в основе названия этого месяца лежит алтайское слово тетерев - куртук, уменьшительная форма этого слова - куртуйек. Аналогии, подтверждающие его версию, находятся в якутском языке, где слово куртуйак и означает тетерева (Самаев Г.П., 1999. - С. 280). В.Д. Славнин приводит еще одно название ноября - ангчил ай в значении "промысловый месяц". На наш взгляд правильнее было бы назвать этот месяц "охотничьим", поскольку корень слова - анг означает "зверь", а производные от него - анъчы, анъджы - охотник (Баскаков Н.А., 1972 - С. 201). Л.П. Потапов сообщает, что охотничий сезон у северных алтайцев начинался с середины октября и длился до середины ноября (Потапов Л.П., 2001). Эти же сроки охоты сохраняются и в настоящее время у кумандинцев Солтонского района. Январь - кичик кырлаш ай, по мнению наших информаторов, является младшим морозным месяцем, который, в отличие от своего старшего брата декабря - улух кырлаш ай более суров на морозы. Информаторы объясняют так: "Будут два брата драться, старший всегда будет бить слабее, жалеючи, а младший брат будет бить со всей силы. Так и декабрь морозит слабее, потому что он - старший брат, а январь - младший брат, он сильно морозит". В.И. Вербицкий интерпретирует эти названия как месяцы малого и большого морозов (Вербицкий В.И., 1993. - С. 61). Г.П. Самаев переводит упомянутые месяцы как месяцы малого и большого снега: в алтайском языке кыру - иней, кар - снег (Самаев Г.П., 1999. - С. 281). Для декабря Н.А. Баскаков приводит и еще одно наименование - тугонок, не давая, однако, точного перевода этого слова (Баскаков Н.А., 1972 - С. 258). Идентичное название - тогонок зафиксировано Е.А. Бельгибаевым у челканцев для обозначения февраля и переводится оно как "бугорками снег" (Бельгибаев Е.А., 2001 б). В.В. Радлов в своем словаре пишет, что терминами улу кырлаш и кичи кырлаш кумандинцы называли ноябрь и октябрь соответственно (Радлов В.В., 1889. - С. 754). Добавим, что Н.А. Баскаков термины улу кырлаш ай и кичи кырлаш ай дает со значениями "декабрь, ноябрь" и "октябрь" соответственно (Баскаков Н.А., 1972. - С. 231, 262). Наличие "большого" и "малого" месяцев, приходящихся на холодное время года, фиксируется также у многих других тюркоязычных народов Сибири: челканцев, шорцев, чулымцев, барабинцев, сагайцев, бельтиров, телеутов и других народов (Симченко Ю.Б., Смоляк А.В., Соколова З.П., 1993. - С. 223). Название февраля - чель ай переводится как "ветреный, поземочный", в это время в предгорьях дуют постоянные сильные ветры. Месяц ветра чел аjы имеется у сагайцев и у шорцев (Симченко Ю.Б., Смоляк А.В., Соколова З.П., 1993. - С. 249). В марте - ажих ай, когда зима еще совсем не отпустила свои права, но и весна еще не взялась в полную силу, жизнь находится как бы на перевале: ажу - перевал, место где переезжают через гору (Баскаков Н.А., 1972. - С. 198). У шорцев ажык аjы - это "год переваливается месяц" (Симченко Ю.Б., Смоляк А.В., Соколова З.П., 1993. - С. 249). Таким образом, наибольшее число сходств кумандинский календарь находит с челканским (курек ай, кыра ай, от ай, тугонок ай, улуг и кичик кырлаш ай). Объяснение этому кроется, очевидно, не только в сходных природных условиях территории их проживания, но и, скорее всего, в общности их происхождения. Названия месяцев у челканцев во многом отражают последовательность хозяйственных занятий. Их анализ позволил Е.А. Бельгибаеву сделать вывод, что основными направлениями хозяйственной деятельность автохтонного населения Северного Алтая являлись земледелие, скотоводство и охота (Бельгибаев Е.А., 2001 а. - С. 9-10). Изучив теперь традиционный календарь кумандинцев, мы можем добавить к этому, что рыболовство в их хозяйстве играло также существенную роль. Кумандинский календарь находит сходства и с календарями северных соседей - шорцев (пичин ай, улуг и кичик кырлаш ай, ажык аjы, чел аjы), более удаленных чулымских тюрков (кусук ай, ак палык ай, улуг и кичик кырлаш ай), а также с календарем сагайцев (от ай, чел ай, курек). Сходства в названиях с календарями других нетюркоязычных народов Сибири - кетов и селькупов, выразились в наличии месяца, фиксирующего фенологическое состояние рыбы (ак палык ай - у кумандинцев, месяц неводьбы нельмы - у кетов, месяц нельмы - у селькупов; сюда же можно добавить и наличие бурундучьих месяцев в календарях кумандинцев, селькупов и кетов). Вероятно, это свидетельствует о древних связях дотюркского населения Северного Алтая с древним самодийским и кетоязычным населением Сибири. Упоминавшиеся выше авторы статьи о календарях народов Сибири также пишут о том, что календари алтае-саянских народов обнаруживают некоторое сходство между собой и с календарями чулымских и барабинских татар, а у последних, в свою очередь, есть общие черты с самодийскими, угорскими и кетскими календарями (Симченко Ю.Б., Смоляк А.В., Соколова З.П., 1993. - С. 222). Именно в рыболовстве кумандинцев прослеживаются связи с многими народами Западной Сибири. В частности, в ходе экспедиционных исследований нами установлено, что в прошлом у кумандинцев был распространен лов рыбы при помощи котцов, которые назывались - кисы (Назаров И.И., 2001). По особенностям сооружения кумандинские кисы близки котцам барабинских и тарских татар, описанным в работах А.Г. и И.А. Селезневых (Селезнев А.Г., 1994. - С. 24-30; Селезнева И.А., 1999. - С. 33-37). Форма котцов у названных выше групп тюркоязычного населения, также как и у кумандинцев, имела либо форму "червонного туза" (Селезнева И.А., 1999. - С. 34), либо спиралевидную, как у барабинских татар (Селезнев А.Г., 1994. - С. 24). И.А. Селезнева обнаруживает близкие аналогии в форме установки котцов у хантов, селькупов и чулымских тюрков и других народов (1999. - С. 34). По мнению А.Г. Селезнева, появление запорного рыболовства на территории Барабы следует связать с распространением древнего уральского населения (1994. - С. 30). По видимому, формирование основных способов запорной ловли рыбы у кумандинцев также можно отнести к эпохе финно-угорского единства. На это дополнительно указывает и сходство в названии котцов: сравн. кумандинское - кисы/ кисе, шорское (кондомск.) - jезе, барабинск. - ейсе/ юйзе/ исе, тарск. татар - ёзе/ есе/ ейсе. (Селезнев А.Г., 1994. - С. 28; Селезнева И.А., 1999. - С. 34, 47) И.А. Селезнева отмечает древние лексические параллели рыболовческой терминологии в уральской языковой среде (1999. - С. 47). Вероятно, что и в кумандинском культурогенезе также приняло участие древнее уральское население, от которого тюрками были заимствованы орудия запорного рыболовства. Что касается месяцев улуг кырлаш ай и кичик кырлаш ай, то здесь, вероятно, следует присоединиться к мнению авторов монографии о коренном населении Таежного Причулымья, которые считают, что упомянутые месяцы восходят к древнетюрской эпохе, и отражают общие древние моменты этногенеза (Тюрки Таежного Причулымья, 1991. - С. 88). Отличительной чертой кумандинского календаря является наличие месяца "решения духов-покровителей кама" или судного месяца - чаргы ай, не находящего аналогии у других народов. Дальнейшее изучение календарной системы и календарной обрядности кумандинцев позволит существенно пополнить знания о происхождении их культуры. Литература * Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 02-01-19105е * Работа опубликована в сборнике:
Культурология традиционных
сообществ: Конкурсные работы молодых ученых / Отв. ред. М.Л.
Бережнова. - Омск: Изд-во Омск. педагогическ. ун-та, 2002. - С.
120-130. |