123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое
Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы


Е.В. Романова
Москва, университет культуры и искусств
ГЛОБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУР: АЛЬТЕРНАТИВА ИЛИ ?

Многообразие культур лежит в основе богатства человеческой цивилизации. В то же время культурная самобытность часто становится причиной кризисов и конфликтов. Поэтому диалог между культурами, дискуссии по поводу взглядов на свое и чужое становится одним из важнейших требований XXI века.

В наши дни уже не удивляет сосуществование различных культур в повседневной жизни. Многие сообщества всегда были открыты для обмена, вследствие чего сейчас практически не существует этнически однородных стран. Это, однако, не означает,что нужно отказываться от своей культуры. К примеру, турки прекрасно интегрировались в Германии, и в то же время они подчеркнуто сохраняют свою культуру. Интеграционный процесс носит взаимный характер, и в этом видится источник обогащения культур. Причины и следствия миграционных процессов изучаются сотнями организаций и исследовательских институтов.

Миграция соединяет историю и современность. На протяжении всей истории перемещения людей через границы государств и столкновение различных культур были обычным процессом. Миграции могли принимать формы эмиграции, иммиграции, транзитных перемещений, переселений на заработки, бегства за рубеж. Интеграция иностранцев, несмотря на многие шероховатости, в значительной мере облегчалась интересом коренного населения к новым людям, нравам и обычаям.
Ценности и мировоззрения, которые в свою очередь нельзя глобализировать, вступают друг с другом в противоречия именно тогда, когда представители различных культур пытаются сблизиться или объединиться, чтобы образовать мировую культуру. Следует признать, что сохранение самобытности культур позитивно. Путем консенсуса можно достигнуть единства ценностей и мировоззрений, выходящих за рамки национальных культур.

Каковы культурные последствия глобализации? Сливаются ли традиции и ценности воедино или все чаще идут курсом конфликта? Могут ли при столкновении с чужим культуры создать нечто новое?

Глобализация охватила разные сферы нашей жизни. Идеи, различные сообщества, люди - все приобретает характер мобильности. Экономические и политические последствия глобализации сегодня стали предметом публичных дискуссий, в то время как влияние глобализации на культуру остается пока мало изучено. Согласно уже сложившемуся сценарию слияния культур, общества, будучи самостоятельными в культурном отношении, наполняются потребляемыми во всем мире товарами и информацией и, похоже, теряют при этом свою самобытность. Люди во всем мире сегодня едят биг-маки, носят джинсы, работают на пиратских копиях Windows и смотрят MTV. Все это еще быстрее создает унифицированные формы культуры, имеющие признаки американизации. Но возможен и другой сценарий, согласно которому происходит фрагментация культур. Реакцией на этот процесс является самоизоляция и рост числа этнических и религиозных конфликтов.

Культурные изменения и тенденции развития в разных областях жизни сегодня значительно сложнее, чем предполагаемые исследователями и учеными, что не дает возможности ответить на вопрос о значимости для людей каждой культуры новейших изменений. При этом очевидно, что люди хотят сохранять свою культуру и, в то же время, интересуются другими культурами.

Для восприятия культурных различий требуется диалог между культурами, которому должен предшествовать процесс государственного политического урегулирования. Глобальными становятся структуры и идеи, например, идеалы красоты, права чело-века или организационные принципы. Однако их интерпретация и претворение в жизнь могут быть очень разными.

Финансовые и товарные рынки, средства информации и миграционные потоки привели к бурному росту культурных обменов. В процессе обмена исчезает множество традиционных форм жизни и способов мышления. Но одновременно происходит возникновение новых форм культуры и образов жизни.

Глобальная культура не всеохватывающа. Для большинства людей глобальность - не состояние, а потенциал. В начале XXI века мы живем не в мировом обществе без границ, но во множестве параллельных, пересекающихся реаль-ностях. Между ними, как и раньше, есть различия, которые кажутся неустрани-мыми. Вопрос о том, как эти "параллельные реальности" будут сосуществовать во все более меняющемся мире, остается пока открытым. Ни одна культура не универсальна в смысле претензии на абсолют, а универсальна только в смысле открытости к миру.

С культурологической точки зрения, глобализация - диалектический процесс. Интеграция, дифференциация, конфликты, унификация - не взаимоисключающие, а взаимодополняющие тенденции развития. В ходе глоба-лизации некоторые идеи и структуры современной жизни распространяются по всему миру. В то же время культур-ные особенности на фоне глобальных структур приобретают все более резкие очертания или вообще впервые осознаются как таковые. Глобализация - не авто-матический процесс, конец которого видится в бесконфликтном существовании мира. Здесь таятся как новые возможности, так и новые риски.

*Работа  опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 7-9.

 

©  Е.В. Романова, 2001

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024