|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ 1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы Б.К. Смагулов, А.Б. Свитнев Сергей Романович Лаптев (1891 - 1967) являлся одним из известных омских краеведов, посвятивших свою жизнь изучению истории, культуры и природы Омской области. В ходе своих многочисленных поездок по Омской области им был собран довольно обширный материал по этнографии народов и национальных групп Омской области и Северного Казахстана. В Государственном архиве Омской области в фонде Р-2118 хранятся материалы из личного архива этого исследователя, которые охватывают период конца 1940 - 1960-х гг. Это полевые дневники и рукописи статей исследователя, а также фотоальбомы экспедиционных маршрутов. В материалах С.Р. Лаптева содержатся как этнографические, так и исторические сведения о переселенческих группах (поляки, латыши, эстонцы, немцы и др.) и коренных народах Омской области (казахи и др.). Большая часть этнографических материалов посвящена описанию погребальных комплексов казахов Омской области и сопредельных территорий. В 1949 г. совместно с заведующим кафедрой ботаники сельскохозяйственного института Н.А. Плотниковым и кандидатом сельскохозяйственных наук М.С. Каргаполовым С.Р. Лаптев отправился в поездку по южным районам Омской области. Сохранился его отчет об этой поездке под названием "650 км по южным районам Омской области и Северо-Восточному Казахстану" (ГАОО. Ф. Р-2118. Оп. 1. Д. 19). В этом отчете имеются сведения по погребальным комплексам, жилищу, одежде и пище казахов Омской области. В 1957-58 гг. С.Р. Лаптев посетил территории вдоль левого берега Иртыша от г. Омска на юг до Казахстана и Курумбельскую степь, а также озеро Эбейты. В ходе этих поездок также были собраны этнографические сведения о казахах (ГАОО. Ф. Р-2118. Оп. 1. Д. 21, 23, 28, 29, 30). В 1957 г. С.Р. Лаптев также посетил район оз. Борового в Северном Казахстане, где им были осмотрены намогильные сооружения казахов и русских данной территории. С.Р. Лаптев отметил: "Я сделал изрядное количество фотографий с этих памятников, а также с недалеко расположенного русского кладбища" (ГАОО. Ф. Р-2118. Оп. 1. Д. 28. Л. 85). Архив С.Р. Лаптева включает также альбом с фотографиями казахских намогильных сооружений и одежды (ГАОО. Ф. Р-2118. Оп. 1. Д. 33. Л. 28; Д. 34. Л. 7, 10, 18, 20 об.) В целом сведения по этнографии казахов, содержащиеся в архиве С.Р. Лаптева, достаточно лаконичны, поскольку целью его поездок не являлся сбор именно этнографического материала, но даже в этом случае материалы С.Р. Лаптева заполняют в некоторой степени лакуны в изучении этнографии казахов Омской области 1930-х - первой половины 1970-х гг. С.Р. Лаптев не обошел своим вниманием другие народы и национальные группы, проживающие на территории Омской области. В своих экспедиционных поездках он пытался выяснить многие вопросы, в том числе и вопрос этнического разнообразия населения Омской области и сопредельных территорий. Изучая наследие СР. Лаптева, мы открываем для себя ряд интересных моментов, связанных с историей расселения национальных и этнических групп на территории Омской области, в том числе латышей, эстонцев поляков и др. В своих многочисленных экспедиционных поездках конца 1940 - 1950-х гг. он отмечал присутствие на территории Омской области прибалтийских переселенцев (ГАОО. Ф. 2118. Оп. 1. Д. 10. Л. 12; Д. 11. Л. 34; Д. 23. Л. 64; Д. 24. Л. 69; Д. 27. Л. 15). Хотя некоторые обстоятельства не позволили исследователю сделать подробные записи в своих полевых дневниках, даже отрывочные заметки об истории сибирских прибалтов очень важны для исследователей их истории и культуры. Так, например, С.Р. Лаптев, имея свободное время, бродил по Вассису и завел разговор с одним старым охотником - Яковом Ивановичем Казаниным, родившемся в 1889 г. в с. Вассис. Эта встреча отражена в следующей дневниковой записи: "Отец его приехал сюда в 1890 г. из теперешнего Седельниковского района. Было слышно, что здесь много промыслового зверья и ореха. В это время были уже нарезаны переселенческие участки, на которых прибывали переселенцы из вятской губернии. В то время в этих местах была нетронутая тайга. Новоселам приходилось на первых порах готовить пашню - выжигать лес. До появления русских здесь были остяки, которые позднее отошли на север. Позднее появились немцы и латыши, устраивавшиеся хуторами. Откуда они появились, Казанин не знает, но поселение их было свободное. Они сами решали и выбирали места для своего поселения. Поселившиеся здесь сами строили дома и украшали их резьбой на наличниках" (ГАОО. Ф. 2118. Оп. 1. Д. 27. Л. 11). Исследователь отмечал среди населенных пунктов Тарского района те, в которых было больше 30 хозяйств - Бобровку, Б. Силим, пос. Курляндский на р. Кулунгас, пос. Лифляндский на р. Уй (ГАОО. Ф. 2118. Оп. 1. Д. 27. Л. 26), которые, как известно, были поселениями прибалтийских переселенцев, прибывших в Сибирь в конце XIX - начале ХХ в. (Колоткин, 1994. - С. 17; Лоткин, 1996. - С. 50; Свитнев, 2001. - С. 49). Путешествие С.Р. Лаптева по Калачинскому и Нижне-Омскому районам Омской области также отмечено рядом интересных записей. "С большим трудом доезжаем до Тургеневки, проезжаем дальше Кирьяновка и Докучаевка, против которых на берегу ночуем. В стороне от маршрута остаются... Старая Рига, Старый Ревель. Приходится их объехать, так как по деревням совсем не проедешь" (ГАОО. Ф. 2118. Оп. 1. Д. 29). Другая запись исследователя из очередной экспедиционной поездки: "Дождь, дорога превратилась в сплошное месило. Вот уже проехали Старый Ревель и Старую Ригу, вдали маячат Локти. Несколько неожиданными кажутся названия Ревель и Рига, но это имеет свою причину. В 1865 г. в эти места приехали переселенцы из Латвии, Эстонии, Финляндии и появились селения с указанными названиями. Сейчас уже два Ревеля - Старый и Новый и Риги" (ГАОО. Ф. 2118. Оп. 1. Д. 23. Л. 64, 65). Сведений о первой лютеранской колонии в с. Рыжково в экспедиционных материалах исследователя, к сожалению, нет, но он отмечал: "В Рыжковой большой пруд, образовавшийся от плотины" (ГАОО. Ф. 2118. Оп. 1. Д. 30. Л. 22), что также интересно с точки зрения развития поселения. Экспедиционные исследования С.Р. Лаптева дополняются библиографическими справками. Например, он отмечал заметку Бирюкова "Лютеранская колония в Еланской волости Тюкалинского округа", напечатанную в № 36 и 38 газеты "Сибирский листок" за 1893 г. В этой заметке имеются сведения о сибирских латышах и эстонцах (ГАОО. Ф. 2118. Оп. 1. Д. 11. Л. 34). Большой интерес представляют заметки в дневнике о поселении Кейзес, сделанные в экспедиционной поездке 1960-1965 гг. "Село Кейзес большое и разбросанное и, что характерно, я не встретил ни одного резного наличника. В селе проживают русские и немцы. Село старожильческое. В селе две площади. Застройка хаотичная. Дома из добротного хвойного леса. По селу свободно бродят свиньи" (ГАОО. Ф. 2118. Оп. 1. Д. 31. Л. 33). Интересен вывод
С.Р. Лаптева, который сделан в полевых дневниках экспедиции по северным районам
Омской области 1957 г.: "Деревушки, через которые проходила дорога (через д.
Мартюшево и др. Тарского района), интересны в этнографическом отношении.
Например, в д. Имшагол живут только зыряне, в Гриневичах - поляки и др. Эти
особенности этнографического состава видны на облике домов, дворов, жителей и
еще не стерлись до сих пор" (ГАОО. Ф. 2118. Оп. 1. Д. 23. Л. 24). Таким образом, внимательное изучения неопубликованных экспедиционных материалов дает современному исследователю этнических культур возможность рассмотреть некоторые явления культуры в исторической динамике, а также выяснить отдельные вопросы истории населения области и региона в целом. ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРА *Работа опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 159-163.
|