|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ 1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы Г.А. Кадырова Основной источниковой базой исследования являются типологические и картографические материалы тома "Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX - начала XX вв.): Историко-этнографический атлас татарского народа", включающие в себя огромный фактический материал. В работе использованы также исследования Н.И. Воробьева "Кряшены и татары", Ю.Г. Мухаметшина "Татары-кряшены" и неопубликованные материалы по одежде кряшен, хранящиеся в фондах отдела этнологии Института истории Академии наук Республики Татарстан. Кроме того, автор опиралась на данные полевых экспедиционных выездов в районы проживания татар-кряшен в Татарстане и Челябинской области в 1999-2001 гг. Для анализа использованы коллекции одежды этой группы татар из фондов Государственного объединенного музея г. Казани. С целью сравнительно- исторического анализа привлечены материалы ряда атласов (Историко-этнографический атлас Сибири; Русские. Историко-этнографический атлас. Земледелие. Крестьянское жилище. Крестьянская одежда). По сибирскому региону привлекаются исследования Н.А. Томилова, Е.Ю. Смирновой; по кавказскому - работы С.Ш. Гаджиевой, Е.Н. Студенецкой; по среднеазиатскому - труды О.А. Сухаревой, М.П. Лобачевой, Г.П. Васильевой, Л.А. Чвырь, Л.И. Рославцевой. Татары-кряшены представляют собой этноконфессиональную (христиане) группу в составе волго-уральских татар. На протяжении нескольких столетий, с середины XVI в., они оказались в относительной религиозной изоляции среди татар-мусульман. Кряшены ближе соприкасались с русской культурой, не утеряли и своих давних связей с финно-угорским населением региона. В силу этого и других исторических причин одежда кряшен имеет свои характерные особенности. Костюм кряшен
рассматриваем в контексте общей динамики развития народной одежды татар
Волго-Уральского региона. В данном регионе исследователи выделяют три крупных
этнокультурных ареала, которые включают в себя определенные территориальные
костюмные комплексы (Суслова С. В., Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар
Поволжья и Урала, 2000). В середине XIX - начале XX веков у кряшен бытовало
четыре самобытных комплекса традиционной одежды: Первые три комплекса относятся к центральному этнокультурному ареалу, а четвертый - к восточному. Костюмные комплексы отличались, прежде всего, головными уборами. Они вызывают собой особый интерес в плане сравнительного изучения взаимовлияний элементов материальной культуры. Поэтому в данной работе рассматриваются комплексы головных уборов - девичьи, замужних женщин и невесты. Очень важно на основании разнообразных данных и их анализа установить, с одной стороны, более ранние, древние формы, близкие к исходным, а с другой, - формы, появившиеся позднее. Генезис кряшенских комплексов костюмов в большой степени связан с финно-угорским миром (мари, мордва, удмурты) и их предками в составе Волжской Болгарии и Казанского ханства, а также с этнокультурными связями волго-уральских татар и обских угров. Огромное влияние оказали на формирование костюмных комплексов христианство и русская культура. Некоторые результаты сравнительного анализа головных уборов
кряшен: Головные уборы представляют собой ценный фактический материал для умозаключений генетического характера. В костюмных комплексах кряшен присутствуют древнетюркские компоненты. Традиционная одежда кряшен напоминает ранние комплексы одежды казанских татар. Длительная культурная изоляция кряшен от основной массы татар способствовала сохранению в их костюме наиболее архаических форм, которые к началу ХХ века практически исчезли из одежда татар -мусульман. ЛИТЕРАТУРА *Работа опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 27-30. © Г.А. Кадырова, 2001 |