|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ 1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы Н.В. Шишкина Село Староалейское является одним из наиболее рано заселенных поселений Треть-яковского района, возраст его насчитывает более двухсот лет. Местные традиции в селе складывались в течение веков путем взаимовлияния культур казачества, старообрядцев-"поляков" и других этнокультурных общностей (Булыгин Ю.С., 1993. - С. 10). В ходе экспедиции под руководством профессора М.А. Демина, проведенной Барна-ульским государственным педагогическим университетом (БГПУ) в l999 г., было описано 23 прялки, 17 из них - украшеных росписью. По форме и конструкции прялки довольно просты: лопастка в форме удлиненного прямоугольника оформлена сверxy и снизу двумя полукруглыми вырезами; ножка выточена на токарном станке и вставлена в паз в простое деревянное донце. Лопастки прялок украшены росписью и с лицевой, и с внутренней стороны. Для росписи использовались фабричные масляные краски, которые наносились на гладко стесанную деревянную лопастку. Мотивы росписи традиционны - цветущее "древо жизни". Композиции отличаются разнообразием живописных элементов. При анализе построения различных элементов в композиции, имеющихся на староалейских прялках, мы использовали типологию, предложенную Л.В. Живовой (Живова Л. В., 1998. - С. 167). Наиболее распространенный среди зафиксированных прялок тип композиции - это несколько вертикально расположенных цветков с отходящими от них листьями. Одна из прялок с подобной композицией, подаренная музею БГПУ, ранее, по словам дарителя, принадлежала его бабушке, которая была родом из Черниговской губернии. Типичным для росписи алтайских прялок является изображение куста с симметрично отходящими от стебелька цветами и листьями. В подобную композицию нередко введены и птицы. Так, на одной из обнаруженных нами в с. Староалейском прялок на ярком красно-оранжевом фоне изображен зеленый куст с сидящими на нем тремя парами птиц синего цвета, напоминающими тетерок. Над каждой птицей висит на веточке розовый семилепестковый цветок. В графичном характере росписи и контрастирующем с холодными цветами рисунка фоне есть общие черты с прялками Вятки (Гончарик Н.П., 1996. - С. 191). Другой тип композиции - три цветка, расположенные по центру лопасти треуголь-ником. Следующий тип композиции является одним из самых распространенных в домовой росписи на Алтае (Живова Л.В., 1998. - С. 167). Это четыре цветка, расположенные "ромбом". Роспись состоит из четырех больших цветков, отходящих от одного стебля, и двух цветков-колокольчиков сверху. В композицию включены четыре птицы. Роспись с изображением птиц, клюющих гроздь красных ягод, видимо, являлась излюбленным мотивом, так как из 17 прялок 6 имели почти идентичные рисунки. Те же грозди красных ягод, темно-зеленый фон и красные цветки с белыми лепестками имеются на прялке, которая хранится в краеведческом музеев в с. Староалейском. Известно, что роспись наносится на прялки красками самых различных цветов. Но в Староалейском мы впервые обнаружили не характерную для Алтая роспись "под золото". На серо-зеленом фоне в центре лопастки изображен золотистый шар-цветок, из которого "вырастают" три ветки с такими же золотистыми листиками. В росписи старо-алейских мастеров нашел свое место мотив "древа жизни" в виде букета, растущего из вазона. Кроме цветов и птиц, на прялках изображали и людей. Так, на прялке, принадлежащей Елене Матвеевне Исаевой (1910 г.р.), по словам хозяйки, "нарисованы старик со старухой". Нa двух описанных нами прялках растительные мотивы сочетаются с геометриче-скими. Квадраты, круги и ромбы в росписи являются отголосками более раннего вида ук-рашения прялок - резного орнамента. Цветы или букеты, заключенные на рисунке в ромб, более характерны для росписи дверей, простенков, нежели для прялок. Таким образом, роспись на прялках из с. Староалейское Третьяковского района име-ет как традиционные для Алтая, так и своеобразные черты. Полученный нами материал позволяет дополнить уже имеющуюся информацию и составить объективное представле-ние об особенностях росписи прялок в Алтайском крае. ЛИТЕРАТУРА *Работа опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 109-112. © Н.В. Шишкина, 2001 |