123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое
Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы


Н.В. Шишкина
Барнаул, педагогический университет
РАСПИСНЫЕ ПРЯЛКИ
ИЗ С. СТАРОАЛЕЙСКОЕ ТРЕТЬЯКОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
(По материалам экспедиции 1999 г.)

Село Староалейское является одним из наиболее рано заселенных поселений Треть-яковского района, возраст его насчитывает более двухсот лет. Местные традиции в селе складывались в течение веков путем взаимовлияния культур казачества, старообрядцев-"поляков" и других этнокультурных общностей (Булыгин Ю.С., 1993. - С. 10).

В ходе экспедиции под руководством профессора М.А. Демина, проведенной Барна-ульским государственным педагогическим университетом (БГПУ) в l999 г., было описано 23 прялки, 17 из них - украшеных росписью. По форме и конструкции прялки довольно просты: лопастка в форме удлиненного прямоугольника оформлена сверxy и снизу двумя полукруглыми вырезами; ножка выточена на токарном станке и вставлена в паз в простое деревянное донце. Лопастки прялок украшены росписью и с лицевой, и с внутренней стороны. Для росписи использовались фабричные масляные краски, которые наносились на гладко стесанную деревянную лопастку.

Мотивы росписи традиционны - цветущее "древо жизни". Композиции отличаются разнообразием живописных элементов. При анализе построения различных элементов в композиции, имеющихся на староалейских прялках, мы использовали типологию, предложенную Л.В. Живовой (Живова Л. В., 1998. - С. 167). Наиболее распространенный среди зафиксированных прялок тип композиции - это несколько вертикально расположенных цветков с отходящими от них листьями. Одна из прялок с подобной композицией, подаренная музею БГПУ, ранее, по словам дарителя, принадлежала его бабушке, которая была родом из Черниговской губернии. Типичным для росписи алтайских прялок является изображение куста с симметрично отходящими от стебелька цветами и листьями. В подобную композицию нередко введены и птицы. Так, на одной из обнаруженных нами в с. Староалейском прялок на ярком красно-оранжевом фоне изображен зеленый куст с сидящими на нем тремя парами птиц синего цвета, напоминающими тетерок. Над каждой птицей висит на веточке розовый семилепестковый цветок. В графичном характере росписи и контрастирующем с холодными цветами рисунка фоне есть общие черты с прялками Вятки (Гончарик Н.П., 1996. - С. 191).

Другой тип композиции - три цветка, расположенные по центру лопасти треуголь-ником. Следующий тип композиции является одним из самых распространенных в домовой росписи на Алтае (Живова Л.В., 1998. - С. 167). Это четыре цветка, расположенные "ромбом". Роспись состоит из четырех больших цветков, отходящих от одного стебля, и двух цветков-колокольчиков сверху. В композицию включены четыре птицы. Роспись с изображением птиц, клюющих гроздь красных ягод, видимо, являлась излюбленным мотивом, так как из 17 прялок 6 имели почти идентичные рисунки. Те же грозди красных ягод, темно-зеленый фон и красные цветки с белыми лепестками имеются на прялке, которая хранится в краеведческом музеев в с. Староалейском.

Известно, что роспись наносится на прялки красками самых различных цветов. Но в Староалейском мы впервые обнаружили не характерную для Алтая роспись "под золото". На серо-зеленом фоне в центре лопастки изображен золотистый шар-цветок, из которого "вырастают" три ветки с такими же золотистыми листиками. В росписи старо-алейских мастеров нашел свое место мотив "древа жизни" в виде букета, растущего из вазона. Кроме цветов и птиц, на прялках изображали и людей. Так, на прялке, принадлежащей Елене Матвеевне Исаевой (1910 г.р.), по словам хозяйки, "нарисованы старик со старухой".

Нa двух описанных нами прялках растительные мотивы сочетаются с геометриче-скими. Квадраты, круги и ромбы в росписи являются отголосками более раннего вида ук-рашения прялок - резного орнамента. Цветы или букеты, заключенные на рисунке в ромб, более характерны для росписи дверей, простенков, нежели для прялок.

Таким образом, роспись на прялках из с. Староалейское Третьяковского района име-ет как традиционные для Алтая, так и своеобразные черты. Полученный нами материал позволяет дополнить уже имеющуюся информацию и составить объективное представле-ние об особенностях росписи прялок в Алтайском крае.

ЛИТЕРАТУРА
Булыгин Ю.С. Историческое прошлое Третьяковского района: Рукопись. - 10 л.
Живова Л.В. Традиционные и своеобразные черты росписи на прялках Чарышского района // Этнография Алтая и сопредельных территорий. - Барнаул, 1998. - С. 166-170.
Гончарик Н.П. Коллекция прялок в Государственном художественном музее Алтай-ского края. Некоторые вопросы изучения // Этнография Алтая: Матер. II науч.-практ. конфер. - Барнаул, 1996. - С. 188-192.

*Работа  опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 109-112. 

©  Н.В. Шишкина, 2001

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024