|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ 1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы А.В. Заморяхин Начиная с середины III в. горные районы юго-западного Крыма заселялись пришедшими с берегов Балтики племенами готов. Вплоть до второй половины XV в. они проживали на этих землях, сохраняя племенное и культурное единство. В 1475 г. турки, напавшие на Крым, уничтожили готскую государственность. Следующие триста лет остатки готского народа находились под турецким владычеством. В 1562 г. посол римского императора Фердинанда I Авгерий Гизлер фон Бусбек, будучи в Константинополе, разговаривал там с двумя крымскими готами и нашёл в их речи много немецких слов (Арсений, 1873. - С. 67). В это время готы в Крыму ещё сохраняли собственный язык и самосознание. Но в то же время происходил неуклонный процесс ассимиляции. Один из встреченных Бусбеком готов уже забыл родной язык, зато научился греческому. Таким образом, остатки готов эллинизировались, а потом отатарились (Куник А.А., 1874. - С. 142). Они перешли в мусульманскую веру, постепенно переняли язык крымских татар, живших на соседних землях. Путешественники, бывавшие в Крыму в XVII-XVIII вв. готов уже не встречали. Вероятно, они постепенно "смешались с греками, армянами и другими христианами или совершенно исчезли в массе татар" (Брун Ф.К., 1874. - С. 51). Известия XVII-XVIII вв. информируют только о положении дел в Готской митрополии (См. об этом: Арсений, 1873. - С. 74; Васильевский В.Г., 1878. - С. 154; Браун Ф.А., 1890. - С. 90). Число христиан, в связи с отатариванием значительной части готов, неуклонно сокращалось. Сокращалось и количество готов, помнивших о своих корнях, об истории своего народа, забывался родной язык. В документах они уже именовались крымскими греками. Притеснение христиан со стороны турецких властей, бесправие, тяжёлые подати и налоги, упадок традиционной культуры (большинство христиан настолько усвоило татарский язык, что готскому митрополиту в середине XVIII в. приходилось проповедовать на нём, дабы быть понятым) привели к тому, что 16 июня 1778 г. уполномоченными от православного населения Крыма была отправлена просьба Екатерине II о принятии их под своё покровительство и дозволении переселиться на российские земли. 21 мая 1779 г. готский митрополит Игнатий лично из рук императрицы получил грамоту, где крымским христианам жаловались земли на берегу Азовского моря (Жалованная Грамота…, 1830. - С. 824-825).В конце того же 1779 года переселение состоялось во вновь основанный город Мариуполь и близлежащие местности (Арсений, 1873. - С. 83-84). После смерти митрополита Игнатия в1786 г. "митрополия Готфийская и Кафийская" была упразднена и мариупольские греки были присоединены к епархии Словенской и Херсонской (Латышев В.В., 1914. - С. 4). В 1770 г. немецким исследователем Бюшингом в 6-м издании его "Нового землеописания" крымские немцы, под которыми, вероятнее всего, подразумевались готы, имевшие, как известно германские корни, названы ещё живым народом; в 8-м издании того же труда, вышедшем в 1787 г. они относятся автором к народам уже исчезнувшим (Будилович А.С., 1892. - С. 346). А.А. Куник предположил, что "несколько капель готской крови" ещё течёт в жилах тех греков, что переселились в Мариуполь (Куник А.А., 1874. - С. 142). По данным восьмой переписи 1834 г. в Екатеринославской губернии, к которой относился Мариуполь с окрестностями, проживало 32633 грека (Кёппен П.И., 1853. - С. 37), в числе переселенцев же значился 18391 грек (Браун Ф.А., 1890. - С. 78). В 1890 г. приват-доцент Императорского Санкт-Петербургского университета Ф.А. Браун, занимавшийся последними судьбами крымских готов, отправился для проведения раскопок в Крым. По пути он заехал в Мариупольский уезд Екатеринославской губернии с целью отыскания здесь остатков готской жизни и проверки предположения А.А. Куника, с которым был полностью согласен (Там же. - С. 78-92). Для достижения цели Ф.А. Браун беседовал с потомками переселенцев (сыновьями, реже внуками), со священниками - также потомками переселенцев, осматривал церковную утварь. Ясных следов готской жизни он не обнаружил ни в лексиконе татарского говора переселенцев, ни в преданиях. Его рассказы о былом могуществе готов в Крыму вызывали у собеседников неподдельное удивление. В церквях Ф.А. Брауном был найден ряд предметов, сохранившихся с крымских времён, самым древним из которых была серебряная чаша 1599 г. В греческих надписях на этих предметах была масса орфографических ошибок. В то же время Ф.А. Браун в каждой из посещённых им деревень встретил одного или нескольких людей антропологического типа, названного им "готским": "ростом повыше греков, вместе с тем более крепкого, широкого телосложения, глаза тёмно-голубые, не такие широкие, как у греков, волосы золотистого цвета с рыжеватым оттенком…, цвет лица, как у всех блондинов, нежный, щёки и губы алые, нос короткий, прямой…" (Там же. - С. 84). Проявление этого "чисто готского" типа он объяснял атавизмом, проявлением готской крови в жилах потомков переселенцев. По опросам Ф.А Браун выяснил, что примеси великорусского светлого типа у этих людей не было. Сравнительную редкость светлого германского типа в этих краях Ф.А. Браун объяснял тем, что в борьбе двух типов, светлого и смуглого, всегда побеждает тёмный. Выводы Ф.А. Брауна уже в советское время проверял антрополог Г.И. Петров, участвовавший в экспедиции в Эски-Кермен в 1928-1929 гг. (Петров Г.И., 1929. - С. 296-297). Свои исследования он проводил в ближайшей к раскопкам деревне Черкес-Кермен, которая находилась в глубоком горном ущелье, в стороне от проезжих дорог, что способствовало сравнительной устойчивости и чистоте её этнических элементов. В конце 1920-х гг. все жители деревни считали себя татарами, говорили на татарском языке и признавали ислам. Но, по их рассказам, ещё в XIX в. в деревне были развалины греческой церкви и был распространён греческий язык. Часть жителей Черкес-Кермена в конце XVIII в. переехала в Мариупольский уезд. По исследованиям Г.И. Петрова, у жителей
деревни сохранились некоторые черты физического облика крымских готов - высокий
рост, светлая окраска волос, глаз и кожи, и т.д. Для сравнения он приводил
изображение древнего германца из "Лексикона по доисторической археологии" Макса
Эберта и фото жителя Черкес-Кермена. Сходство их очень велико. В то же время,
наряду со "светлым" антропологическим типом, в Черкес-Кермене исследователю
встретились обладатели совершенно иных морфологических особенностей - как у
народов Кавказа и Турции. Наличие у жителей деревни "светлого" типа Г.И. Петров
связывал с обитанием там в прежние времена германцев-готов. При этом он отмечал
необходимость подробного антропологического изучения мариупольских греков для
углубления проработки готской проблемы. Таким образом, в XIX - начале XX вв. отечественными исследователями были проведены работы по выявлению последних судеб крымских готов и остатков их культурного и антропологического наследия среди современного населения. В результате поисков выяснилось, что уже во времена турецкого господства готы теряли своё этническое самосознание, забывали родной язык и исторические предания о собственном народе. Сохранявшиеся остатки "светлого (готского)" антропологического типа постепенно исчезли в местах прежних готских поселений, сойдя фактически на нет к началу 1930-х гг. ЛИТЕРАТУРА *Работа опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 23-27. © А.В. Заморяхин, 2001 |