|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ 1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы Е.А. Болотова Цель данной работы заключается в рассмотрении образа женщины, бытовавшего в традиционной культуре русских старожилов и переселенцев Алтая в конце XIX - первой трети XX века. Источниками работы послужили материалы, собранные в ходе этнографи-ческих экспедиций БПГУ летом 1999 - 2000 гг. в Красногорском, Петропавловском и Со-лонешенском районах и экспедиции БГПУ летом 2001 г. в Кытмановском районе. Мужчина и женщина составляют единое целое - семью. Женщина - ядро, внутрен-ний мир этого целого, а мужчина - оболочка, его внешняя сторона. В соответствии с этим и происходит разделение функций в семье и обществе на женские и мужские. Как заме-чают информаторы, традиционный баланс в современном обществе нарушается. "Тогда мужик женщину кормил, а сейчас женщина мужчину" (Комисарова Н.Ф. С. Мишиха). На первом месте по значимости находилась рекреационная функция женщины. В возрасте 17-20 лет она должна была выйти замуж. Дети и все, что с ними связано, счита-лись сугубо женским делом - это забота о вынашивании, рождении ребенка, его воспита-нии и охранение здоровья. После двадцати лет, по сообщению информаторов, незамужняя девушка считалась "старой девой" - ее жизнь прошла даром. Женщина должна была
заботиться о своем здоровье, следить за ним у членов семьи. Наиболее способные в
этом занятии с приобретением опыта и авторитета могли получить право
обеспечивать здоровье всего сообщества деревни, получая почетные звания
"ба-бушки-знахарки" или "повитухи". Отсюда закладываются следующие
стереотипы: Но в 1930-е годы случаи искусственного прерывания беременности, как среди неза-мужних, так и замужних женщин, учащаются. Это связано с изменением социального ста-туса женщины, сближением ее положения с положением мужчины, распространением грамотности, привлечением ее к работе в колхозе и другими факторами. Женщине стано-вится трудно сочетать новые занятия со старыми. Ей пришлось сократить число времени, затрачиваемого на детей и их воспитание, путем регулирования рождаемости. Наруши-лось традиционное функционирование семьи. Подобное происходило не только в России и сейчас выливается в демографический кризис в ряде стран Западной Европы. Цель заключения брака - воспроизводство
потомства. Семья без детей неполноцен-на. В этой связи допускалась возможность
развода либо воспитание чужого ребенка. Но развод для женщины являлся позором.
Воспитывать детей должна женщина - мать или бабушка. Мужчины участвовали в этом
процессе вскользь, "между делом". Женщина была ответственна за сохранение традиций в семье и обществе, что проис-ходило через ритуализацию повседневности и преемственность поколений. Хозяйка начи-нала день в семье и задавала его дальнейший ход. Ее первое действие - обращение к Богу с молитвой, второе - растопка печи, которая понималась как пробуждение сердца дома. Женщина должна быть примером своим детям. Ее моральные качества - кротость, покорность мужу, чистота помыслов, верность мужу и семье. Подразумевалось, что в жизни женщины должен существовать только один мужчина - ее муж, а честность невес-ты - залог здоровья детей и верности мужу. Как правило, опытные женщины, "бабушки" обладали авторитетом в семье и дерев-не. Они должны были передавать свои знания младшим поколениям. "Утром бабка моли-лась и все за ней" (Пушкарева В.Г. С. Туманово). Так обычно обстояло дело с религиоз-ным обучением в кержацкой семье. "Знахарки" и "повитухи" так же должны были обес-печить преемственность накопленных ими знаний и умений, а свекровь наставлять не-вестку, которая в последствии должна была занять ее место. Таким образом, сохранялся традиционный семейный и общественный уклад. Например, информатор рассказывает, что "бабушка умела молиться, считала грехом вступление в колхоз". Поэтому и ее сын, отец рассказчицы не вступал в колхоз (Гутова Е.Е. С. Сунгай). За соблюдением праздников и постов также следила женщина. Их
сроки соблюда-лись через приготовление обрядовой пищи и распространение
информации о праздниках. Пища же, "как показывают этносоциальные исследования,
является областью наибольше-го сохранения этнической специфики в материальной
культуре" (Жигунова М.А. 2000. - С. 372). Если не было церкви, "бабушки" брали
на себя осуществление обряда погруже-ния. Женщины сохраняли как христианские,
так и языческие элементы традиций. Все это имело фольклорное
оформление. Как видим функции, выполняемые женщиной, взаимно связаны и переплетены. На-ши предки понимали их важное значение. Женщина являлась хранителем традиционной культуры и, как правило, ее старались сохранить в рамках своей этноконфессиональной группы. Таким образом, по представлениям русских старожилов и переселенцев Алтая, образ женщины в конце XIX - первой трети XX века складывался исходя из трех ее основных функций: рекреационной, трудовой и сохранения традиций. ЛИТЕРАТУРА *Работа опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 115-118. © Е.А. Болотова, 2001. |