123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое
Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | Конкурсные работы


О.В. Судочакова
Таштагол, музей этнографии и природы Горной Шории

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШОРЦЕВ
НА ОСНОВЕ ГЕРОИЧЕСКИХ СКАЗАНИЙ
 "КАН ПЕРГЕН" И "АЛТЫН СЫРЫК"

Данная тема на сегодняшний день не разработана и мало изучена. Выбор такого специфического жанра как героический эпос обусловлен тем, что он содержит богатейший материал по быту, нравам народа, его религиозным воззрениям. Эпос это не "литература" в современном понимании, ибо в его содержании излагалась истина, он являлся своеобразным хранителем истории, коллективной памятью и поведенческим эталоном, который концентрировал в себе важнейшие стороны духовной жизни, идеалы и эстетические ценности. В данном случае сказания нам интересны тем, что в них отражены пространственно-временные представления, а последние являются неотъемлемой частью мировоззрения любого народа. В нашей работе были использовали два сказания - "Кан Перген" и "Алтын Сырык", при выборе которых мы руководствовались доступностью материала.

Пространственные представления шорцев тесно связаны с космогоническими. Согласно последним, шорцы делили мир на три сферы. Согласно последним, шорцы делили мир на три сферы: небесная земля или небо, которое в свою очередь делится на девять небес, - это владения доброго божества Ульгеня; средняя земля, где живут люди, и нижняя земля или подземный мир - место обитания злого Эрлика (Кимеев В.М., 1989. - С. 111). В сказаниях в основном все действия происходят на средней земле, но герои совершают путешествия и в другие миры. Переход из одного мира в другой описывается как долгая поездка. Если герой путешествует в верхний мир, то он долго поднимается в гору, а если в нижний - то спускается, причём путь в другие миры наиболее опасен, чем возврат на среднюю землю.

Пространственные характеристики нашли отражение в описании владений героя и поездках в чужие края. Это представление конкретизировано указанием местожительства героя. Так, Кан Перген живёт у подножия "чёрной горы с девятью десятью перевалами" (Шорские героические сказания, 1998. - С. 263). Алтын Сырык жил "у подножия золотой горы с семьюдесятью перевалами" (Шорские героические сказания, 1998. - С. 323). Так же обрисованы владения других вождей. Все они живут либо возле горы, либо на самой горе. Здесь, как мы видим, отразилось общественное устройство шорцев, деление на рода. В сказаниях весь средний мир поделён между родами, где каждый род имел свои промысловые территории, реку и родовую гору, которой они поклонялись (Потапов Л.П., 1948. - С. 304).

В сказаниях нет названия конкретной страны или государства. Только при определении дальности расстояния упоминается, сколько царств или ханств необходимо проехать герою, чтобы в конце пути достичь горы определённого цвета и с определённым количеством перевалов. Таким образом, можно сделать вывод, что пространство не воспринималось как нечто абстрактное, главным в его восприятии было реальное, телесное, физическое его переживание, то есть пространство всегда преодолевается, его проходят или проезжают.

Теперь рассмотрим категорию времени. Течение времени в сказаниях описывается через указание дальности пути богатыря с конкретной целью. Например, путешествие Кан Пергена до земли, где живёт его невеста, или поездка Алтын Сырыка на землю Кан Сулазына. Продолжительность действий героев показана двумя способами. Во-первых, используется традиционная эпическая формула: "Мало ли скачет, много ли скачет (времени)…" (Шорские героические сказания, 1998. - С. 291). Во-вторых, через эпическое сравнение с использованием гиперболы: "Куда за всю жизнь, отцом данную, конь не доскачет, куда (даже) птица, крылья имеющая, крыльями махая, в жизни не долетит…" (Шорские героические сказания, 1998. - С. 294). Итак, в эпосах мы видим событийное наполнение времени, вне событий нет течения времени. Богатырь здесь "сорок дней спит" (Шорские героические сказания, 1998. - С. 343), битва "восемьдесят лет продолжается" (Там же. - С.373), на земле девять лет пролетело" (Там же. - С. 308).

В сказаниях нет временной последовательности, хронологического соответствия. Здесь отражается архаическое понимание связей между настоящим, прошлым и будущим, то есть связь между этими тремя категориями осуществляется при помощи поколений. Так, в эпосе "Кан Перген", в настоящем действует Кан Перген, в прошлом - его отец Ай Кара Кан, а после Кан Пергена - его сын. О поступках Кан Пергена повествуется в настоящем времени, о жизни отца рассказывается в прошедшем времени, действия сына Кан Пергена не изображаются, повествователь ограничивается указанием на то, что сын героя уехал, чтобы продолжить борьбу с врагами.

Наш доклад - это первые шаги в изучении данной темы, которая требует дальнейшей разработки.

ЛИТЕРАТУРА
Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. - М., 1893. - 221 с.
Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? - Кемерово, 1989. - 189 с.
Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. - Новосибирск, 1948. - 504 с.
Чудояков А.И. Этюды шорского эпоса. - Кемерово, 1995. - 222 с.
Шорские героические сказания. - М.-Новосибирск, 1998. - 463 с.

*Работа  опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 127-129.

©  О.В. Судочакова, 2001

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024