123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Публикации | Коллекция авторефератов
Глушкова Тамара Николаевна | Коровушкин Дмитрий Георгиевич | Бельгибаев Ержан Адильбекович | Бережнова Марина Леонидовна | Бетхер Александр Райнгартович | Волохина Ирина Валерьевна | Жигунова Марина Александровна | Золотова Татьяна Николаевна | Иванов Константин Юрьевич | Коломиец Оксана Петровна | Корусенко Михаил Андреевич | Корусенко Светлана Николаевна | Назаров Иван Иванович | Свитнев Алексей Борисович | Селезнева Ирина Александровна | Смирнова Елена Юрьевна | Ярзуткина Анастасия Алексеевна | Тихомирова Марина Николаевна | Титов Евгений Владимирович | Блинова Анна Николаевна
Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | Глава 5 | Заключение | Список работ Т.Н. Глушковой по теме диссертации


В третьей главе "Структурный анализ археологического текстиля" рассматриваются технологические параметры самой ткани, являющиеся необходимым атрибутом способов ее изготовления.

Функции текстиля  во многом определяют способ его изготовления, структуру переплетения нитей, используемое сырье и обработку пряжи. Структура текстиля, определяемая способом переплетения нитей, является  одним из важных показателей технологии ткачества.

Способ переплетения нитей - это совокупность приемов упорядочения нитей, в результате которого создается регулярная (имеющая определенный раппорт) структура. Таким  образом, структура переплетения  - это показатель определенного способа получения текстиля. Поскольку одну и ту же структуру можно получить разными способами, взаимосвязь способа и структуры не жесткая, а опосредованная - между ними стоят приспособления для переплетения.

В анализе структуры археологического текстиля  на первый план выступает такая характеристика, как способ переплетения нитей в полотне ткани. Способы переплетения  достаточно универсальны и в текстильных материалах из археологических памятников Западной Сибири их узкий диапазон  ограничен простейшими вариантами полотняного и саржевого переплетений, а также их различными сочетаниями. Самым сложным из вариантов  переплетений является ажурное ткачество шелковых тканей. Поэтому констатация и простое перечисление способов переплетения нитей  дает исследователю недостаточно информации для реконструкции процесса ткачества. Информативность структуры переплетения как характеристики ткачества намного усиливается, если при структурном анализе учитываются такие признаки, как соотношение способа переплетения нитей в полотне ткани, тонина, направление и  величина крутки нитей основы и утка, плотность нитей по основе и утку.

Для бронзового века (петровская культура второй четверти II тыс.до н.э.), судя по способам переплетения  и плотности полотна, характерны несколько типов ткани. Это ткани с полотняным переплетением, где все нити основы расположены свободно и параллельно друг другу, и ткани с витой структурой, когда перевиваются пары нитей между собой.

Среди тканей полотняного переплетения встречены два вида: плотные и редкие. При введении средней плотности (СП) для петровских тканей, равной 11 нитям на 1 см по основе и 8 нитям на 1 см утку (11/8), получим числовой критерий для выделения двух видов тканей полотняного переплетения. Один тип ткани (редкая) будем называть "мешковиной", другой (плотная) - репсом. Такая количественная характеристика текстиля совпадает с его качественными особенностями. Например, характерной чертой репса является не только плотное полотняное переплетение, но и ребристая фактура поверхности. Ее отпечатки на глине образуют рельефные бороздки с часто расположенными в них элементами оттисков ткани. В зависимости от отношения этих бороздок к утку или основе и соотношения плотности по основе и утку выделяются два вида репса - основный и уточный. На петровской керамике отпечатался основный репс.

Репсовое переплетение преобладало и среди образцов из растительного сырья в эпоху раннего железного века, в раннем средневековье (Исаковский 1 могильник, Козловский могильник, Ярте VI и другие).

Если в репсовых тканях с большой плотностью практически не фиксируется  расстояние между нитями одной структуры, а нити другой структуры просто не видны, то в классических тканях с полотняным переплетением, как правило, уток располагается  между двумя ближними нитями основы, перекрывая сверху одну (дальнюю или нижнюю) нить. Для тканей полотняного переплетения, известных с территории Западной Сибири  в период средневековья и позже, характерно наличие небольшого зазора между нитями основы, поэтому в полотне читается  и уток. Зазор образуется благодаря закреплению нитей основы на навое и распределению их с помощью берда, нитеразделителя и т.п. Это предотвращает "сбегание" нитей, а следовательно, упорядочивает общую плотность. Таким образом, для эпохи позднего средневековья можно выделить явные признаки приспособлений для жесткой фиксации основы.  Интересные выводы по хронологическим периодам позволяет сделать анализ соотношения тонины нитей и плотности в тканях из растительного сырья полотняного переплетения.

Для наиболее раннего из представленных периодов - раннего железного века -  характерен большой разброс  параметров тонины нитей: от тонких (0,3-0,4 мм) по основе, тонких и средних (0,4-0,8 мм  до 0,8-1 мм) по утку. Такая разница в соотношении тонины и плотности объясняется различными способами изготовления текстиля  - репсового и тканей с регулярным полотняным переплетением. Также наблюдается некоторое различие в направлении крутки нитей: использовалась как традиционная  Z-крутка в обеих структурах нитей, так и разная крутка в нитях основы и утка. Вероятнее всего, это свидетельствует о принадлежности рассматриваемых тканей к  различным текстильным традициям и центрам, которые существовали в период раннего железного века. Какие это были центры, пока сказать сложно.
Аналогичное соотношение крутки нитей сохранилось в текстильных материалах  конца I тыс.- XIV в. н.э. Тонина нитей по основе, в целом, более ровная. Показатели плотности более разнообразны, чем в тканях предыдущего периода. В данном случае также можно предполагать принадлежность тканей к различным текстильным традициям, тем более, что материалы этого периода известны с различных территорий Западной Сибири - из Притоболья, Сургутского и Томско-Нарымского Приобья, с Чулыма. Однако у всех этих тканей имеется одна общая черта - одинаковая Z-крутка нитей в основе и утке.

Период XV-XVII вв. представлен текстилем, который по взаимосочетанию тонины и плотности можно разделить на две группы:

1. ткани с тонкими нитями - 0,2-0,3 мм по основе, 0,3-0,5 мм по утку  и  плотностью 14-18 нитей на 1 см по основе, 12-16 нитей на 1 см по утку;
2. ткани со средними нитями 0,6-0,8 мм по основе, 0,8-1 мм по утку и плотностью 7-12 нитей на 1 см по основе, 8-9 нитей на 1 см по утку.

Таким образом, отмечается наличие как минимум двух устойчивых типов тканей: тонкие ткани высокой плотности с одинаковым направлением Z-крутки в основе и утке и толстые ткани с меньшей плотностью и различной схемой крутки нитей.
В период XVII-XVIII вв. текстиль по тонине нитей распадается на 3 группы.
Соответственно этим группам выделяются три группы по плотности нитей. Причем в первой и последней группе преобладает одинаковая Z-крутка по основе и утку, во второй группе - разная крутка (Z-крутка в основе, S-крутка  по утку). Одинаковые характеристики плотности, встреченные во всех группах тканей могут быть объяснены единством приспособлений для их изготовления (например, одинаковый тип станка). В этом случае применение нитей различной тонины связано с необходимостью изготовления ткани с заданными свойствами.

Анализ тканей по тонине, плотности, величине и направлению крутки, а также по соотношению этих параметров позволяет говорить о появлении на территории Западной Сибири в XIX в. серийных групп тонких плотных тканей (возможно, хлопковых). Для них  характерна устойчивая традиция одинаковой Z-крутки нитей, средняя тонина тканей с регулярным полотняным переплетением, равномерным расстоянием  между нитями утка и основы, пропорциональным соотношением плотности по основе и утку. Ткани с аналогичными параметрами встречаются также в период  XV- XVI вв., но они имеют более низкие показатели плотности. В целом растительные ткани полотняного переплетения - это наиболее многочисленная группа тканей. Они известны в эпоху бронзового и раннего железного века  (Сургутское и Томско-Нарымское Приобье, Приртышье), в средневековье (X-XIV вв. - в Томско-Нарымском и Сургутском Приобье, на Ямале, в Притоболье, на Чулыме).  В период XV-XVII вв., который для Сибири  можно считать поздним средневековьем - в Томско-Нарымском Приобье и на Чулыме, в XVIII-XIX вв. -  преимущественно в Томско-Нарымском Приобье.

Среди растительных тканей саржевого переплетения можно отметить некоторые общие тенденции в технологических характеристиках. Во-первых, практически во всех случаях применены традиционно скрученные Z-круткой нити  в основе и утке. Во-вторых, использованы средние и толстые нити. В-третьих, характерны приблизительно одинаковые параметры плотности у всех образцов.
По всей видимости, это свидетельствует о сохранении в течение  значительного времени традиционной технологии изготовления тканей определенного вида (саржа 2/2). Возможно, в этом случае можно вести речь о традиции изготовления подобных тканей на вертикальном ткацком станке. Традицию изготовления текстиля определенного вида со стандартными параметрами следует связать с какой-либо определенной территорией. Однако пока сложно даже наметить эту территорию.
В археологической литературе высказывалась точка зрения о принадлежности традиции изготовления тканей саржевой структуры  финно-уграм, хотя речь шла только о так называемой "ломаной сарже". Эта точка зрения в свое время была аргументирована сравнением материалов финно-угорских могильников Поволжья с новгородскими текстильными материалами: появление последних  датируется  X в., в то время, как финно-угорские ткани из Волго-Камья известны не позднее X в. Если учесть, что вертикальный ткацкий станок (а именно на таком станке изготавливались традиционные финно-угорские ткани саржевого переплетения) существует в качестве традиционного элемента материальной культуры у этих народов до настоящего времени, то в первую очередь можно действительно соотнести его с финно-угорским миром. Тогда и описанные ткани с определенной долей вероятности соотносимы с угорской традицией.

Все шерстяные ткани, изготовленные способом полотняного переплетения нитей, имеют свои особенности, которые проявляются в разнообразных сочетаниях крутки, тонины и плотности нитей. Изучив все эти характеристики, можно выделить некоторые закономерности в изготовлении шерстяного текстиля полотняного переплетения в разное время.

1. Текстильные материалы самого древнего периода (бронзовый и ранний железный века) имели одинаково скрученные нити  Z-кручением практически одинаковой тонины, при этом уток отличался  большей неравномерностью нити и меньшей величиной крутки.

2. Для текстиля эпохи бронзы характерна почти одинаковая плотность по основе и утку, для эпохи раннего железного века и частично средневековых материалов - высокая плотность нитей по основе, малая плотность по утку. Это свидетельствует  об использовании в разных случаях различных приспособлений для распределения нитей основы на станке. Это также может указывать на существовании в разное время  разных ткацких традиций.

3. С XIII-XIV вв. появляются шерстяные ткани полотняного переплетения с разнонаправленно скрученными нитями основы и утка. Эта традиция в изготовлении шерстяных тканей сохранилась до XVII в. Изменение соотношения крутки в основе и утке, известное по западносибирским материалам с XIII в., видимо, объясняются знакомством и распространением технологии изготовления  сукна, которое становится очень популярным у населения севера Сибири.

4. С XIII-XIV вв. также появляются шерстяные ткани полотняного переплетения с равномерной (практически одинаковой) плотностью по основе и утку. Изменение параметров плотности текстильных изделий, вероятно, связано с появлением на этих территориях в XIII-XIV вв. тканей, изготовленных на усовершенствованном горизонтальном ткацком станке, в то время, как  в предшествующий период преобладали ткани, выработанные на вертикальном станке или примитивном горизонтальном.

Все отмеченные закономерности универсальны для Западной Сибири и в той или иной степени проявляются на всех территориях, что свидетельствует о повсеместном распространении традиции изготовления шерстяных тканей полотняного переплетения.

Территория распространения шерстяной саржи включает в основном север и восток Западной Сибири -  Томско-Нарымское и Сургутское Приобье (правобережье Оби и ее притоки),  Ямал, Чулым.

В целом можно констатировать сохранение традиционной технологии изготовления саржевых тканей из шерсти на протяжении  почти двух тысячелетий.

Параметры нитей и плотность тканей в разное время если не одинаковы, то очень близки. В то же время они соотносимы с аналогичными материалами финно-угорских памятников Волго-Камья и новгородскими материалами, где в средневековье известны развитые традиции ткачества и текстиль разных видов. Однако будет неправдоподобным предполагать  устойчивый импорт стандартных тканей саржевого переплетения на территорию Западной Сибири в течение двух тысячелетий. Вероятно, следует констатировать наличие местной сибирской традиции, которая оказалась очень устойчивой и технологически оправданной для данной территории.

Иные закономерности выделяются в распределении суконных тканей. Массовые находки суконных тканей имеются на севере Западной Сибири (Сургутское и Томско-Нарымское Приобье), хотя небольшими сериями оно встречается в Западной Сибири повсеместно.

Все многообразие сукна в технологическом аспекте объединяет два признака: использование шерстяных ниток в утке и в основе, и наличие хотя бы с одной стороны настила на полотне. Чаще всего для изготовления сукна применялся способ полотняного переплетения нитей. Однако параметры тканей и нитей могут быть очень разнообразными.

Среди археологических образцов суконных тканей, начиная с XIII-XIV  вв. до XIX в. преобладали образцы фабричного и ремесленного изготовления с устойчивыми признаками. Домотканое полотно атрибутируется на памятниках  Бедеревский Бор (XV-XVII вв.), Тискинский могильник (комплекс XIV-XV вв).

Интересно рассмотреть примеры с нарушением  суконной технологии. В материалах из Лукьяновского могильника и грунтового могильника Бедеревский Бор содержались экземпляры  суконных тканей со структурой саржевого переплетения. Нарушение технологии изготовления сукна в этих случаях свидетельствует о преобладании какой-то местной, неразвитой традиции, возможно, о попытке подражания  "модной" ткани без точного знания технологии ее изготовления.

Принимая во внимание, что ткани с нарушениями технологии отмечаются на самом северо-востоке Западной Сибири, в Томско-Нарымском Приобье, территории достаточно отдаленной от европейских центров суконного производства (в том числе и русских) того времени (XVII-XVIII вв.)  - периода  ослабления новгородской торговли - можно предполагать местное изготовление подобных тканей.

Традиционная суконная технология, судя по археологическим материалам, имеет несколько иные закономерности развития во времени. Так, для  периода XIII-XVI вв. характерна серийность материалов, многие образцы имеют одинаковые параметры нитей и плотности. В XVII-XVIII вв. наблюдается большее разнообразие материалов. Это является косвенным свидетельством  изготовления сукна в различных текстильных центрах, где вырабатывалось большое количество разнообразных тканей. Традиция изготовления сукна в период XVIII-XIX вв. вновь сделалась устойчивой, она не нарушалась с течением времени - это сукно только фабричного производства; домотканых материалов мало.

Полушерстяные ткани имели только полотняное переплетение и появились в Сибири не ранее XIII-XIV вв. Обычно в полушерстяных  тканях  использовалась основа из растительного сырья, уток шерстяной. Такое соотношение сырья в утке и основе сохранялось вплоть до XIX в.

В целом, можно констатировать, что технология изготовления полушерстяных тканей больше всего аналогий имеет в технологии изготовления сукна. Об этом свидетельствует наличие традиционного для сукна соотношения крутки основы и утка, в ряде случаев наличие настила. Однако в традиционной технологии изготовления сукна произошла замена: шерстяные основные нити заменились нитями из растительного сырья. Вероятно, эта замена была связана с отсутствием достаточного количества  шерстяного сырья для ткачества, в то время как растительное сырье имелось в большом количестве (крапива, конопля, лен). Технологически замена именно основных нитей оправданна, так как они должны быть более прочными, поэтому часто в основе применяются более круто свитые нити растительного происхождения.

Если для могильника  Усть-Балык (Сургутское Приобье)можно предполагать ремесленное или фабричное производство полушерстяных тканей с использованием достаточно тонких нитей и станка с приспособлениями, хорошо прибивающими уток, то в материалах Лукьяновского могильника (Томско-Нарымское Приобье) явно представлены образцы домотканого производства с толстыми нитями, нарушениями технологии в соотношении крутки основы и утка, непропорциональной плотностью.
Шелковые ткани полотняного переплетения были наиболее распространены на территории Западной Сибири с эпохи средневековья. В специальной археологической литературе, посвященной описанию и атрибуции текстильных материалов, образцы тканей из шелкового сырья с полотняным переплетением равномерно натянутых нитей в основе и утке, обычно описываются термином тафта (несмотря на отсутствие крутки нитей). Однако кроме тафты среди всего многообразия тканей полотняного переплетения выделяется еще один вид текстиля - чесуча. Особенности этой группы тканей состоят в больших параметрах, как правило, одной из структур нитей (утка) при небольших показателях плотности ткани. Чесуча - это ткань низкого качества, которая использовалась чаще всего для подкладки в одежде или других изделиях. Низкое качество ткани обусловлено использованием в утке некачественного сырья.

В сибирских материалах встречено всего 3 образца чесучи и  15 образцов тафты. Самые ранние шелковые ткани полотняного переплетения известны на территории Западной Сибири из Исаковского I могильника (I-IV вв. н.э.). К VII-VIII вв. относится образец шелковой ткани плохой сохранности из Новосибирского Приобья (Крохалевка 13), к X-XIII вв. - образец тафты с территории Чулыма (Калмакский могильник).

 Наиболее многочисленная коллекция шелковых тканей полотняного переплетения относится к XIII-XIV вв. и происходит из Томского и Сургутского Приобья (Астраханцевский и Басандайский, Сайгатинский могильники и могильник Усть-Балык). В тот же период шелка встречены в Новосибирском Приобье и Барабе (Ельцовский 1 мог., мог. Сопка II). Для XV-XVII вв. характерны  ткани во многом схожие с уже описанными материалами. Это тафта из Тискинского могильника и текстильные материалы из Прииртышья.

В средневековье и в новое время очень ценился шелковый текстиль, где в одном полотне в определенном порядке чередовались фрагменты полотняного и саржевого переплетения, образуя геометрические или растительные узоры. Блестящие узоры на матовой поверхности полотна  образуются саржевым или атласным переплетением, матовая поверхность формировалась полотняным переплетением нитей. Такой вид текстиля атрибутируется как камка, которая была очень популярной тканью, импортировалась с востока и относилась к разряду дорогих тканей (бытовал термин "драгоценная камка"). Ткани этого вида появились в Китае  на рубеже эр, были широко распространены в средневековье. В западносибирских материалах "драгоценная камка" встречена в памятниках Томско-Нарымского и Новосибирского Приобья.

Третий вид шелковых тканей со сложным переплетением - тюль или ткани с ажурным переплетением, известные в Китае также с эпохи Хань. Текстиль подобного вида вырабатывали на сложных ткацких станках с ременными петлями. Образцы ажурных и газовых тканей из Сибири относятся к XIII-XIV вв. (Астраханцевский могильник) и к XVIII-XIX вв. (курганная группа Барклай). Газовой ткани из Астраханцевского могильника найдена полная аналогия из могильника гуннского времени Ильмовая Падь из Бурятии.

Как уже отмечалось, шелка для Сибири - безусловно  импортная ткань. Особенности сырья шелковых тканей (некрученые нити основы и утка), особенности структуры (тюль, камчатые ткани) свидетельствуют об их восточном происхождении - в первую очередь это Китай, и, возможно, с VI-VII вв. - Средняя Азия. На территории Западной Сибири имели хождение самые простые и дешевые ткани. В рассмотренных сибирских материалах совершенно отсутствует шелковый текстиль из западных центров шелкоткачества (Византия, Иран, Передняя Азия), хотя в материалах русских средневековых памятников подобные ткани хорошо известны. По всей видимости, на территории Сибири в эпоху средневековья и нового времени преобладали восточные и юго-восточные культурные связи.

© Т.Н. Глушкова, 2004 г.

<<<  К главе 2

>>> К главе 4

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024