123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Публикации | Коллекция авторефератов
Глушкова Тамара Николаевна | Коровушкин Дмитрий Георгиевич | Бельгибаев Ержан Адильбекович | Бережнова Марина Леонидовна | Бетхер Александр Райнгартович | Волохина Ирина Валерьевна | Жигунова Марина Александровна | Золотова Татьяна Николаевна | Иванов Константин Юрьевич | Коломиец Оксана Петровна | Корусенко Михаил Андреевич | Корусенко Светлана Николаевна | Назаров Иван Иванович | Свитнев Алексей Борисович | Селезнева Ирина Александровна | Смирнова Елена Юрьевна | Ярзуткина Анастасия Алексеевна | Тихомирова Марина Николаевна | Титов Евгений Владимирович | Блинова Анна Николаевна
Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | Глава 5 | Заключение | Список работ Т.Н. Глушковой по теме диссертации


Вторая глава "Сырье и пряжа текстильных изделий из археологических памятников Западной Сибири" посвящена проблемам изучения сырьевых источников для изготовления западносибирских тканей, а также проблемам обработки волокнистых веществ.

В первом параграфе 2 главы рассматривается сырье текстильных изделий по археологическим и этнографическим источникам. Под пряжей подразумеваются нити, изготовленные из различного сырья и максимально приспособленные для  работы на ткацком станке или специальном приспособлении с целью получения текстильного изделия.  Процесс изготовления пряжи подразделяется на два этапа - обработка сырья для последующего прядения, и собственно сам процесс прядения нитей.

Обработка текстильных волокон различной природы определяется спецификой сырья и производится способами, которые, как правило, являются наиболее рациональными и технологичными для каждой категории сырья. Основные операции, помогают сформировать некое неупорядоченное единство волокон - куделю для последующего преобразования ее в нить, как правило, сводятся к расчленению волокон на группы, а затем их сортировке.

Прядением можно назвать способ упорядочивания массы обработанных волокон, который позволяет вытягивать волокна в одном направлении с целью изготовления длинной нити. Прядение может осуществляться различными способами с помощью разных приспособлений, но кинематику прядения всегда составляют круговые движения, приводящие к скручиванию волокон. Именно крутка позволяет включать новые группы волокон в образующуюся нить, поэтому характеристика крутки - один из существенных параметров описания процесса прядения.

Для Сибири, на территории которой еще сохранились реликты традиционных элементов ткачества, можно представить процесс обработки текстильного сырья, опираясь преимущественно на этнографический материал.

Сырье для изготовления текстиля, наиболее часто применяемое в древности - это сырье растительное и шерстяное, реже - шелковое или варианты сочетания всех этих видов. Все имеющиеся археологические свидетельства суммарно, с точки  зрения принадлежности к определенному типу сырья, можно представить следующим образом.

Из 217 исследованных образцов тканей, поясов, тесемок из памятников разных хронологических периодов и разных территорий выделено: растительных - 59 образцов; шерстяных - 81 образец; полушерстяных - 11 образцов; шелковых - 33 образца; с металлическими нитями - 10 образцов; неопределимых - 21 образец.
Под растительным сырьем подразумевается крапива, дикая конопля (кендырь), позже - лен, культурная конопля. Все эти растения относятся к культурам, имеющим лубяное волокно.

В соответствии с технологической обусловленностью производства нитей, принцип обработки лубяных волокон заключается в необходимости их очистки от кострики (костры) и сердцевины - грубых древесноподобных веществ, а затем в разрыве связей, соединяющих отдельные волокна или их пучки. Для этого, как правило, применялись довольно простые, но эффективные методы (вымачивание, расщепление, разбивание в ступе или на мялке). Все эти способы описаны исследователями сибирских народов XVIII-начала XX вв. (У.Т. Сирелиус; И.Г. Георги; С.П. Крашенинников; А.А. Попов).

Культурная конопля появилась в Западной Сибири довольно поздно, только с приходом русских (З.Я. Бояршинова). В русском сибирское ткачество обработка конопли осуществлялась аналогично схеме обработки льна, но с акцентом на сортировку волокон с помощью чесания.

Обработка конопли у обских угров производилась по более примитивной схеме - по схеме обработки крапивы. Интересно, что с восприятием "культуры конопли" они не восприняли от русских особенностей ее обработки, сохранив свои традиционные "крапивные" способы. В этом смысле известный консерватизм в обработке растительных волокон местным населением не позволил пришлой русской технологической традиции полностью заменить устоявшиеся стереотипы обработки растительных волокон.

Тюркские народы Сибири до XIX - начала XX вв. также занимались прядением и изготовлением полотна, для чего сеяли коноплю и лен, но в очень небольших количествах (Н.А. Томилов; В.Б. Богомолов). У тюрок таежного Причулымья сырьем  для изготовления домотканой материи служила крапива "шалгой". Прядение у сибирских татар имеет давние традиции. Известны находки запасов зерен конопли, пряслиц из глины и кости, обнаруженные при раскопках средневековых памятников Барабинской лесостепи и описанные В.П. Левашовой.

Таким образом, видимо, не будет преувеличением отметить, что сибирские народы (угры, тюрки) с глубокой древности были хорошо знакомы с традициями обработки растительного сырья. Причем традиция, связанная с технологией обработки крапивы и конопли, получения из них нитей значительно отличается от принесенной позднее русским населением традиции обработки конопли и льна.

Принципы обработки шерсти как сырья для получения нитей продиктованы целесообразностью способов воздействия на шерстяные волокна с целью получения нитей необходимой крутки, тонины и прочности.

Древнему населению Сибири в различные хронологические периоды были известны приемы и способы обработки самого разного сырья. Во многом традиции текстильного производства аборигенного населения были связаны, с одной стороны, с наиболее распространенными видами сырья (растительным или шерстяным), а с другой, - с особенностями их хозяйственных занятий. Так, у андроновского, пазырыкского и тюркского населения с развитым скотоводством наряду с растительными тканями широко использовались и шерстяные материалы. На северных, лесных территориях традиционным являлось прежде всего растительное сырье, а шерсть появляется относительно поздно.

В целом, шерстяные ткани, а также пояса и тесьма из шерсти появились, судя по имеющимся археологическим материалам, со 2-й половины II тыс. до н.э. Появление в Западной Сибири текстильных изделий из шерсти связывается с распространением андроновской культурной традиции (андроновское и постандроновское время).
Широкое распространение получили шерстяные ткани и в эпоху раннего железного века (кулайская и саргатская культуры). Начиная со средневековья,  особенно популярным видом шерстяных тканей в Сибири было сукно. Полушерстяные ткани (с использованием  в полотне ткани растительных и шерстяных нитей одновременно) зафиксированы не ранее XIII-XIV вв., бытовали вплоть до XIX-XX вв., во всяком случае, у русского старожильческого населения и селькупов.
Шелковые ткани появились в Сибири относительно поздно и являлись для этих территорий импортом, технология их изготовления не оказала никакого влияния на традиционные ткацкие технологии. Импорт шелковых тканей на территорию Западной Сибири связан с эпохой раннего железного века (кулайская и саргатская культуры). Устойчивая традиция использования импортных шелковых тканей у народов Западной Сибири как в северных, так и более южных районах, бытовала, судя по археологическим материалам, вплоть до XVII-XIX вв. Наибольшее количество шелков относится на территории Западной Сибири к монгольскому времени - XIII-XIV вв.

Если представить распространение текстиля из различного сырья по территориям, а внутри территорий - по хронологии, то можно наблюдать следующую картину.
В Томско-Нарымском Приобье в XII-X вв.до н.э известны ткани, нити и жгуты из растительного сырья. Для периода раннего железного века VI-V вв. до н.э. в этом районе также отмечается явное преобладание тканей из растительного сырья. Среди более поздних материалов XI-XIII вв. растительные и шерстяные ткани распределяются приблизительно поровну. Материалы XV-XVII вв. на этой территории показывают незначительное преобладание тканей из шерстяного сырья (Мигалка, Лукьяновский, Тискинский могильники).

Шелковые ткани в Томско-Нарымском Приобье по археологическим данным появляются не ранее XIII-XV вв. Особенно представительной является коллекция шелковых тканей из могильника Мигалка (XVII-XVIII вв.), здесь шелков встречено больше, чем тканей из растительного сырья и немного меньше, чем шерстяных. В материалах могильника Путяка (XVII-XVIII вв.), Тискинского могильника (XIX в.), курганной группы Барклай (XVIII-XIX вв.) значительно преобладают растительные ткани по сравнению с шерстяными при полном отсутствии шелков.

В Сургутском Приобье тенденция распространения растительного и шерстяного сырья, в целом, схожа с описанными выше особенностями, отмеченными для Томско-Нарымского Приобья, что отчасти может свидетельствовать об историко-культурной близости этих территорий. Территория Ямала, где текстильные материалы известны только из одного памятника - Ярте-VI (X-XIII вв.), представлена одинаковым количеством растительных и шерстяных тканей. В памятниках XIII-XIV вв. из Нижнего Приобья обнаружены фрагменты как растительных, так и шерстяных тканей.

На Чулыме - территории, близкой к Томско-Нарымскому Приобью -  в XIII-XIV вв. встречены как растительные, так и шелковые ткани, в XVI-XVII вв. в этом регионе явно преобладали шерстяные ткани.

Иные тенденции в использовании тканей из различного сырья  существовали в Новосибирском Приобье, Прииртышье и частично Притоболье. Среди археологических материалов здесь преобладают шелка. Возможно, это связано с особенностями сохранности текстиля  разного вида на этой территории.
Для изделий типа поясов также можно выделить ряд закономерностей в использовании различного сырья. В изготовлении поясов очевидны своеобразные "сырьевые предпочтения". Так,  судя по имеющимся археологическим материалам, в XIII-XIV вв. все известные пояса были изготовлены из шерстяного сырья, в XVI-XVII вв. для ткачества поясов использовались растительные нити и шерсть. Именно на этот период приходятся пояса, изготовленные по технологии производства полушерстяных тканей (когда для основы использовалась растительная нить, для утка - шерстяная). В XVII-XVIII веках в качестве сырья преобладала шерсть, в XIX веке наряду с шерстяными нитями использовались и шелковые. Таким образом, шерсть практически всегда применялась  для изготовления поясов. Она могла быть "разбавлена" растительными нитями, в более поздний период - шелковыми нитями. Использование шерсти и шелка при развитой традиции ткачества из растительного сырья явно свидетельствует в пользу особой значимости пояса как элемента одежды, а соответственно и шерстяной нити, как элемента, составляющего пояс.

Итак, наиболее ранние из известных тканей на территории Западной Сибири были изготовлены из растительного сырья (крапива, конопля) или шерсти. Наиболее массовые текстильные находки приходятся на  XIII-XIV вв. В этот период по северным территориям Западной Сибири широко распространились ткани из шерстяного сырья, в южных и юго-восточных районах появился шелковый импорт.
Для XV-XVII вв. в ряде таежных памятников северного региона (Томско-Нарымское Приобье, Сургутское Приобье, Нижнее Приобье) явно наблюдалось преобладание шерстяных тканей, в том числе и сукна.

Анализ сырья археологического текстиля позволяет сделать некоторые предварительные предположения. В разные исторические периоды для разных территорий в категорию "импорт" входят различные, с точки зрения используемого сырья, текстильные материалы. Шелк импортировался,   вероятно, с востока: изначально с территории Китая, позднее, из Средней Азии, где в V-VII вв.  в Согде сложился центр шелкоткачества. Шерстяные ткани также являлись импортом, но только для северных районов Западной Сибири. В эпоху раннего железного века этот импорт мог быть свидетельством взаимодействия с саргатским (южным ) миром. В период с X  по XVI вв. можно предполагать новгородский импорт, так как  к тому времени Новгород являлся развитым центром торговли и  производства шерстяных тканей. В этот же период существовали тесные культурные и торговые связи и с финно-угорским миром Приуралья и Волго-Камья, где известны аналогичные текстильные материалы. Безусловно, местной следует считать традицию обработки растительного сырья и изготовления из него тканей. Эта традиция появилась еще в неолитическое время и характерна для Западной Сибири во все археологические периоды вплоть до XIX - начала XX вв.

Второй параграф 2 главы посвящен историко-технологическим свидетельствам прядения по археологическим материалам.

Прядение шерстяного и растительного сырья вытекает из необходимости получения длинной (в идеале бесконечно длинной) нити, в то время как от природы длина волокон этих видов сырья очень невелика. Еще одна причина появления витья волокнистых веществ, с точки зрения специалистов, заключается в необходимости увеличения площади разрыва по диагонали по сравнению с прямолинейной структурой.

Таким образом, цель прядения - упорядочение волокон в витую структуру небольшой тонины, по возможности более ровную и однородную. Эта цель может достигаться различными способами, например, сучением нитей между большим и указательным пальцами обеих рук, на бедре, как у хантов, получение "верчи" у славян осуществлялось  сучением волокна между ладонями и на колене. Однако наиболее распространенным способом получения пряжи в разное время и у разных этносов являлось прядение с помощью веретена.

Операция прядения в зависимости от направления кручения веретена (к себе или от себя) позволяет получать нити с разным направление крутки (Z-  и S-крутки). Традиционно наиболее древним способом кручения нитей считается Z-крутка (по солнцу), однако известно и кручение от себя по  схеме S- крутки. В специальной литературе существует несколько объяснительных гипотез различных способов кручения, каждая из которых базируется в реконструкции на  различных основаниях. Во-первых, кручение может быть связано с традициями различных ткацких центров, сложившихся одновременно в разных регионах (Barber). Во-вторых, Z-кручение образуется при прядении правой рукой, S-кручение - левой рукой (Нахлик). В-третьих, применение S-крутки (кручение веретена от себя, против солнца) иногда объясняют особенностями (ритуальными ?) изготовления тканей для погребального обряда (Семенова). 

Рассматривая характеристики растительного сырья археологического текстиля суммарно в рамках отдельных хронологических периодов, можно отметить следующие тенденции.

В период бронзового века для изготовления текстильных изделий использовалась толстая пряжа из растительного сырья только с  Z-круткой или только S-круткой. В период раннего железного века наблюдается процесс функционального, а следовательно, и технологического различения нитей основы и утка: основа, как правило, была немного тоньше утка и свита более круто, направление крутки нитей не отличалось.  В целом же, уток и основа по многим характеристикам были схожими и незначительно различались лишь по тонине нитей обеих структур.
В средневековье в Западной Сибири появились разнообразные ткани с различной тониной нитей. Это тонкие ткани с нитями, сделанными по традиционной Z- крутке, у которых основа и уток практически одинаковы по тонине. 

В позднем средневековье (XV-XVI вв.) распространились ткани из растительного сырья, у которых основа имела Z- крутку, уток S-крутку, соотношение тонины утка  и основы оставалось при этом прежнее.  В ряде памятников сохранилась прежняя традиция использования основ и утков одинаковой Z- или S-скрутки, чаще Z-кручения. Судя по разнообразию тканей в эпоху позднего средневековья, которое проявляется в различных показателях качества нитей, вполне возможно предположить появление на территории Западной Сибири в этот период тканей из разных центров производства текстиля. Одной из особенностей изготовления пряжи из растительного сырья в период позднего средневековья можно считать перенесение технологии изготовления сукна, очень популярного в это время в Сибири, на традиционное растительное сырье.

Для XVIII-XIX вв., в целом, характерно широкое распространение тканей из растительного сырья. Например, в памятниках Томско-Нарымского Приобья четко выделяются 3 вида тканей: тонкие, средние и грубые. Для этого периода, прежде всего, важно отметить наличие стандартных серий в материале. Возможно, это связано с фабричным или ремесленным, кустарным производством тканей русским населением Сибири и Европейской части России, а также китайским и среднеазиатским импортом.

Таким образом, можно представить общую тенденцию в изготовлении пряжи из растительного сырья. С древности сформировалась и постоянно проявлялась традиция изготовления однонаправлено крученой пряжи (Z-крутка или S-крутка). Для основы употреблялись более тонкие, ровные и круче свитые нити, что объяснялось требованиями технологии в изготовлении полотна на станке. Эта особенность, по-видимому, не сразу была осознана мастерами. По крайней мере, изменения в тонине нитей основы и утка можно наблюдать лишь с эпохи раннего железного века. В средневековье в домашнем ткачестве на базе растительного сырья распространилась своеобразная мода-подражание суконным тканям - разное направление кручения  в утке (S-крутка) и в основе (Z-крутка) при сохранении прежних параметров нитей. Нецелесообразность использования нитей с такой круткой для изготовления тканей из растительного сырья привела к скорому затуханию этой моды уже в  XVII в. Традиция разноскрученных нитей утка и основы, которая на время распространилась на северных территориях, не привела, в целом, к исчезновению прежней традиции одинаково скрученных нитей. Нити основы и утка с одинаковой круткой продолжали использоваться в некоторых тканях полотняного переплетения и всегда в тканях с саржевым переплетением. В последних использовались нити основы и утка только Z-крутки. Возможно, эта устойчивая традиция в изготовлении текстиля, на время оттесненная модой, связана с культурными или этническими стереотипами, в то время как традиция применения в растительных тканях разноскрученных основы и утка была распространена в Западной Сибири локально - хронологически  (в северных районах  в XIV-XVII вв.).
Пряжа из шерстяного сырья также употреблялась в Западной Сибири для изготовления разнообразного текстиля уже с эпохи бронзы. Способы изготовления шерстяных нитей связаны со способами обработки сырья и способами кручения нитей. Причем, для шерстяной пряжи разнонаправленное кручение нитей в основе и утке имеет важное значение для технологии, и в частности, для получения настила в суконных тканях.

Для периода бронзового века характерна традиция изготовления нитей основы и утка, имеющих одинаковое направление крутки с преобладанием Z-крутки. Технология изготовления сукна, появившаяся в Восточной Европе в XIII-XIV вв., потребовала изменения традиций в соотношении крутки основы и утка. Уток стали изготавливать круткой в обратном направлении (S-круткой), но, как и прежде, уток имел более слабое по сравнению с основой скручивание.

Для западносибирских территорий можно отметить следующие общие тенденции.
Для наиболее ранних шерстяных тканей характерно использование тонких ровных нитей Z-крутки, причем уток незначительно толще основы, в большинстве случаев спряден слабее.

В средневековье (не ранее XIII в.) в Сибири появились суконные ткани и вместе с ними пришла традиция изготовления шерстяных тканей полотняного переплетения, в том числе и без настила с разнонаправленной круткой основы и утка. При этом сохранились некоторые элементы прежней традиции: основа по-прежнему свита круче, чем уток. Ткани саржевого переплетения изготавливались по древней традиционной технологии.

В XV-XVII вв. сочетания в соотношении крутки нитей основы и утка становятся еще более разнообразными (Z-Z, S-S, Z-S). "Суконная" традиция крутки нитей Z-S преобладала в этот период и в Сургутском, Томско-Нарымском, и Нижнем Приобье. На Чулыме сохранилась старая традиция Z-крутки нитей утка и основы, по всей видимости, связанная с сохранением традиционной технологии изготовления саржевых тканей.

Большое разнообразие традиций прядения в позднем средневековье можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, расширение сферы применения тканей привело к их специализации, а, следовательно, к разнообразию. Во вторых, с XVI-XVII вв. с приходом русского населения территория Сибири была втянута в обширную торговлю с востоком. Кроме того, появление русских усилило собственно западные торговые связи с европейскими территориями России. Разнообразие традиций прядения и ткачества связано таким образом с  расширением импорта текстиля, как с востока, так и с запада. В третьих, сукно оказалось материалом, максимально приспособленным для одежды на севере. В условиях сурового климата оно обладало хорошими теплозащитными свойствами. Этим объясняется широкое распространение сукна, и подражание "суконной" технологии в домашнем ткачестве, основанном на растительном сырье.

Особенностью шелковых нитей, используемых для изготовления тканей, известных в археологических памятниках Западной Сибири, является отсутствие у них крутки. Этот признак, по признанию специалистов, как уже описывалось, явно свидетельствует о принадлежности материалов к восточным центрам  шелкоткачества.

Для археологических образцов можно констатировать постоянную тонину шелковых нитей вне зависимости от времени. Однако значения тонины нитей зависели как от сорта ткани, так и от ее функций. Например, для полупрозрачной ткани типа фаты  требуются самые тонкие нити, а для более плотной тафты могли применяться и более объемные нити. В плотной камке для создания более рельефного узора применялись толстые нити, состоящие из большего числа  волокон шелка. В Западной Сибири в разное время, начиная с эпохи средневековья, были широко распространены  шелка с самым различным качеством пряжи.

К особой категории шелковых тканей  относятся ткани с использованием металлических нитей (золотные ткани). Традиция использования металлических нитей для изготовления и декорирования текстильных  изделий связана с глубокой древностью. На территории Евразии эта традиция восходит к использованию так называемого "пряденого золота" в эпоху раннего железного века (сарматы, саргатцы). Поверх шелкового полотна нитками пришивались специально изготовленные металлические нити, основу которых составлял шелк, опряденный тонкой золотой фольгой. Традицию получения металлических по виду нитей обычно связывают с Китаем и странами востока (Л.И.Погодин), откуда она распространилась на запад, включая и сибирский регион. Подобные материалы известны из сарматкских памятников Украины, сакских памятников Средней Азии,  саргатских погребений могильника Исаковка 1, в текстильных фрагментах из памятников XV-XVII вв.  Томско-Нарымского Приобья (Лукьяновский курганный могильник, Бедеревский Бор, могильник Мигалка).

Золотные нити практически не использовались для изготовления тесьмы. Нити, используемые в качестве пряжи для изготовления  тесьмы, имеют  много общих характеристик с нитями для изготовления тканей. Однако  можно выделить и целый ряд особенностей  в изготовлении этого вида пряжи. Прежде всего это касается специальных способов прядения нитей для тесьмы и поясков.

В VII-VIII вв. в Новосибирском Приобье известна шелковая тканая тесьма, для изготовления которой использовались нити, аналогичные нитям шелковых тканей. В XV-XVI вв. в Томско-Нарымском Приобье и на Чулыме встречалась тесьма, выработанная из шерстяных нитей или одновременно из растительных и шерстяных (грунтовой мог. Бедеревский Бор, Тискинский могильник). В Лукьяновском могильнике были использованы только растительные нити, некоторые из них были цветными.

В XVIII-XIX вв. для изготовления тесьмы чаще всего употреблялись обычные нити из растительного и шерстяного сырья, окрашенные различными цветами. Еще одной особенностью изготовления поясов является использование одинарных нитей S-крутки или двойных жгутов, изготовленных S-круткой из одинарных  нитей Z-крутки.

Способы изготовления поясов в целом проще способов производства ткани. Поэтому вполне вероятно допустить, что они являются изделиями местного домашнего производства за исключением шелковых. В связи с этим, исследование тканых поясов позволяет во многом уточнить привязки ткацких традиций к определенной территории.

Для изготовления поясов в XIII-XIV вв. в Сургутском Приобье применялась пряжа, традиционная  для изготовления шерстяных тканей c тониной нитей 0,7-0,8 мм с направлением кручения нитей по схеме Z-крутки. Однако часто для ткачества пояса в основе использовались не одинарные, как для ткани, а двойные нити, свитые из одинарных  нитей S-круткой. Уток при этом использовался одинарный Z-крутки.
Для XVI-XVII вв. в поясах из Томско-Нарымского Приобья (грунтовый могильник Бедеревский Бор) в основе были использованы более толстые нити Z-крутки, а нити утка имели S-кручение и меньшую тонину.

Для изготовления поясов в этот период использовались нити, как из растительного, так и из шерстяного сырья. Однако среди изделий встречается один устойчивый тип, а именно изготовление преимущественно полушерстяных (полусуконных) поясов.
В XIX в. для изготовления поясов использовались наряду с традиционными шерстяными и шелковые нити. Причем шелковая нить использовалась очень нетрадиционным способом - только в утке при очень большой плотности нитей по основе. Плотно расположенные основные нити полностью закрывали уток так, что он не был виден в полотне ткани, а находился внутри ее структуры, образуя своеобразную арматуру. Шелковые нити, как правило, очень прочные, благодаря этому они придавали изделию (поясу) дополнительную прочность. Это свидетельствует о том, что мастер, изготовивший пояс,  был прекрасно осведомлен о свойствах шелковых нитей и сознательно использовал этот прием.
Судя по многочисленным находкам шелковых нитей среди археологических материалов Томско-Нарымского Приобья, шелковая пряжа достаточно широко использовалась для  укрепления поясов, пришивки отдельных деталей украшений  к тканой основе.

Население, изготовившее текстиль, известный с территории Западной Сибири, было в целом хорошо осведомлено о свойствах разных текстильных волокон, а также пряжи, выработанной из них. Можно отметить следующие знания:

1. прочные шелковые нити можно использовать как "арматуру" для увеличения прочности изделий; кручение волокон еще больше увеличивает их прочность;
2. растительные волокна и шерсть образуют нить способом кручения справа налево (Z-кручение) или слева направо (S-кручение);
3. растительные волокна прочнее, особенно если они ровнее и круче свиты; знание этих свойств нашло отражение в применении именно таких нитей в основе, например, в полушерстяных тканях;
4. с XIII-XIV вв. распространилось знание о том, что шерстяные нити довольно слабой крутки с разным направлением кручения в основе и утке могут создать настил на поверхности полотна, который делает ткань более теплой (сукно).

Однако именно это свойство шерстяного сырья осознавалось недостаточно, об этом свидетельствует попытка механического переноса неосознанной до конца, незнакомой в деталях технологии изготовления суконных тканей из шерстяных нитей на растительное сырье. Растительные нити начинают изготавливаться способом, характерным для шерсти в суконных тканях с разным направлением крутки.

Поскольку процесс изменения направления крутки в утке у растительных нитей известен по археологическим материалам Сургутского и Томско-Нарымского Приобья, видимо, для этих территорий, в первую очередь, и можно утверждать о традиционности, прежде всего, растительного сырья. Шелковые и шерстяные ткани в этом случае для этих территорий получают статус импортных: шелка с востока (в основном Китай и Средняя Азия), шерсти - из южных и юго-восточных районов Сибири, в средневековье - из Новгорода. Возможно, часть тканей могла импортироваться из Приуралья и Волго-Окского бассейна, где в I-II тыс. н.э. проживали финно-угорские народы, текстильные материалы которых имеют много общего с западносибирскими материалами. Возможно, это обстоятельство, напротив, свидетельствует о древних и устоявшихся культурных связях и общности культуры, сложившейся еще в период финно-угорского единства.

В целом по материалам можно констатировать  развитые навыки и знание традиционных технологий обработки сырья и получения пряжи мастерами с эпохи бронзового века - раннего железного века, замену устойчивой традиции в средневековье (XIII-XIV вв.). Несмотря на то, что новая технология имела целый ряд значимых отличий в изготовлении пряжи, многие традиционные ее параметры сохранились в текстильных сибирских материалах на протяжении позднего средневековья, в XVIII-XIX вв.

© Т.Н. Глушкова, 2004 г.

<<<  К главе 1

К главе 3  >>>

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024