|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья Русская страница | Белорусская страница | Кумандинская страница | Генеалогическая страница | Этнография без этнографа Русские в Омском Прииртышье | Народная медицина русских Омского Прииртышья (конец XIX–XX вв.) Введение | Очерк 1 | Очерк 2 | Очерк 3 | Очерк 4 | Очерк 5 | Заключение | Приложение 1
Русские в Омском Прииртышье (XVIII–XX века): Историко-этнографические очерки. – Омск, 2002. – 236 с.
На основании собранных в экспедициях 1994–2000 гг. материалов по этнической истории, антропонимии, истории семьи материалов и с привлечением архивных материалов была подготовлена эта монография. Особенность книги заключается в том, что ее авторами являются молодые ученые, положившие в основу очерков свои дипломные сочинения, подготовленные на кафедре этнографии и музееведения Омского государственного университета в 2000–2001 гг.
Структура книги следующая: Введение (М.Л. Бережнова, Л.Б. Герасимова, А.А. Новоселова)
Очерк 1. Группы русских Омского Прииртышья (последняя треть XVIII – конец XX вв.) (А.А. Новоселова )
Очерк 2. Семья и семейно-родовые кланы русских Омского Прииртышья (Л.Б. Герасимова )
Очерк 3. Антропонимическая система русских крестьян Омского Прииртышья в XVIII – начале XX веков (О.Н. Жидик )
Очерк 4. Обычно-правовая система русских крестьян Омского Прииртышья (И.С. Бреус )
Очерк 5. Представления русских Омского Прииртышья о потустороннем мире в конце XIX – начале XX вв. (Д.А. Рейзвих ) Заключение (М.Л. Бережнова) Приложение 1. Бережнова М.Л. Материалы и исследования по этнографии русских Среднего Прииртышья в изданиях XIX– ХХ вв. (Библиографический указатель) Приложение 2. Генеалогические схемы фамильно-родовых кланов русских сибиряков (Л.Б. Герасимова, А.А. Новоселова) Приложение 3. Размещение групп русского населения в Омском Прииртышье (А.А. Новоселова) Все очерки, включенные в книгу посвящены изучению русских Омского Прииртышья как группы русских сибиряков. Исходя из представленных в книге материалов, можно по-разному оценивать степень единства и своеобразия этой группы. На основании данных генеалогий, этнонимии и архивных материалов была реконструирована история сложения двух старожильческих групп русского населения – "чалдонов" и "сибиряков". Было выяснено, что в Омском Прииртышье ядром старожилов являются ссыльные помещичьи крестьяне из различных губерний Европейской России и выходцы из сибирских деревень. Потомки первых жителей нашего края уже с конца XIX – начала XX в. называют себя одним, общим для них этнонимом, – чалдонами. Были сделаны также выводы о тенденции к исчезновению различных названий групп поздних переселенцев, таких как пензяки, вытебшане, самоходы, чунари и др., поглощению их обобщенным этнонимом российские. Параллельно этому можно наблюдать стремление потомков поздних переселенцев называть себя сибиряками. Проведенное исследование показывает, что такие группы русского населения Омского Прииртышья, как "чалдоны", "сибиряки", "хохлы", "российские", хорошо известны русскому населению Сибири и ещё долго будут являться объектом изучения для этнографов. Напротив, очерки, посвященные обычному праву и духовной культуре русских, доказывают справедливость сложившегося в литературе мнения об общерусской основе народной культуры русских Западной Сибири в целом и Омского Прииртышья в частности. Особый колорит сибирской культуре придают своеобразные черты, свойственные, прежде всего, культуре старожилов. Эти особенности отчетливо различимы при сравнении сибирской старожильческой культуры с традициями более поздних переселенцев из Европейской России, потомки которых и по сей день сохраняют отдельные черты традиционной культуры мест выхода. Таким образом, представленные материалы показывают сложность этнокультурных процессов, протекавших в Омском Прииртышье. Усреднение культурных традиций, отказ от наиболее специфичных черт как в материальной, так и духовной культуре – тот реальный путь, который создавал основу для объединения переселенцев из разных мест и сложения однородного в культурном и этническом отношении русского сибирского общества. Этот процесс был сложным и длительным, но для переселенцев XVII– XVIII и даже начала XIX в. завершился со сложением однородной группы чалдонов. В меньшей степени в процесс культурной унификации были втянуты поздние переселенцы, которые, вполне усвоив к середине XX в. сибирскую культуру, сохраняли особенную этногрупповую идентичность. Сведения, собранные при подготовке данной работы, показывают, что процесс сложения единой в этнокультурном отношении группы русских сибиряков не завершен в полной мере до сих пор. На Русскую страницу >>> |