|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья Русская страница | Белорусская страница | Кумандинская страница | Генеалогическая страница | Этнография без этнографа Русские в Омском Прииртышье | Народная медицина русских Омского Прииртышья (конец XIX–XX вв.) Введение | Очерк 1 | Очерк 2 | Очерк 3 | Очерк 4 | Очерк 5 | Заключение | Приложение 1 ВВЕДЕНИЕ
А.П. Щапов. 1865 г.
Среди вопросов, которые находятся в центре внимания современной этнографии, видное место занимают проблемы этнической истории и традиционной культуры разных народов, в том числе и русского населения Сибири. В последние годы для подобных исследований свойственно сужение территориальных и расширение хронологических рамок. Локальная история как самостоятельное направление исторических в широком смысле исследований набирает силу. В центре ее внимания ряд вопросов: как протекают этнические процессы на ограниченной территории? Каким образом из разнородного в этническом и культурном отношении конгломерата переселенцев складывается единая группа, обладающая общим самосознанием? Какое время требуется для этого? В предлагаемом вниманию читателей исследовании эти вопросы решаются на основании материалов по истории Омского Прииртышья. Сама История поставила эксперимент на территории Западной Сибири. Многолетнее переселение сюда не только русских, и не только славян, но и представителей других этносов Европейской части России, расселение их не просто рядом, а часто в соседних домах, насущная необходимость наладить контакты, сначала хозяйственные и общинные, а потом и брачные, - все это просто было повседневной жизнью русских этого региона на протяжении веков. В рукописи авторы привычно написали, что эти реалии составляют особенность Сибири. Однако, как справедливо заметила рецензент книги И.В. Власова, что так было везде в местах позднего русского заселения. Таким образом, публикация материалов по Омскому Прииртышью может способствовать решению ряда проблем не только локальной истории, но и актуальных проблем современной этнографии. Объектом нашего исследования является русское крестьянское население Омского Прииртышья. Русские Омского Прииртышья, как и русский народ в целом не являются однородным образованием. Среди русских жителей нашего региона могут быть выделены этнические, этноконфессиональные, этносословные группы. Как пишет Л.И. Шерстова, это явление связано с тем, что "особенностью великорусского этноса было неспешное, но постоянное расширение его этнической территории…" [1]. Таким образом, одной из важнейших особенностей этнической истории русских следует считать непрерывный процесс образования новых групп, не прекращавшийся, как считают исследователи, вплоть до конца XIX - начала XX вв. [2] . На территории Омского Прииртышья в конце XX в. можно выделить следующие группы: чалдоны, сибиряки, кержаки, казаки, а также различные группы поздних переселенцев - российские, тамбы, рязаны, вытебщане, смоленщина, хохлы, чунари, лапотоны, самоходы и др. Очевидно, что традиционная культура русских Омского Прииртышья включает в себя разнородные по происхождению культурные элементы. Объяснение этому культурному феномену дается авторами исходя из особенностей этнической истории русского населения региона. Все очерки, включенные в предлагаемую вниманию читателей книгу, направлены на поиски общего и особенного в этнической истории и традиционной культуре русских Омского Прииртышья. Во многом этническая история определялась историей заселения нашего региона. Общеизвестно, что в XVI - начале XX в. русским удалось освоить огромную территорию от Урала до Тихого океана, от северных морей до южных гор, ограничивающих Сибирь. Однако размещение населения на этой территории было неравномерным. В тайге и тундре, в местностях непригодных или малопригодных для земледелия, русские поселения жались к берегам рек и трактам, представляя редкие и разрозненные цепочки. В земледельческой лесостепной и степной зоне наиболее заселенной оказалась Западная Сибирь и, в частности, Омское Прииртышье, освоение которого русскими началось с конца XVI в., когда в 1594 г. в устье р. Аркарки была построена крепость Тара [3]. Первое русское население принадлежало к служилому сословию - казакам и стрельцам, поверстанным на службу в Москве [4]. В окрестностях города служилые люди имели 29 деревень и 6 займищ [5] . Первоначально население Тарского уезда пополнялось за счет присыльных служилых людей из Европейской России, преимущественно с ее севера. Это было связано с увеличением в начале XVII в. военной опасности - появлением в верховьях Иртыша племен калмыков, которые часто промышляли грабежом [6]. В 1634 г. в Тару было прислано 300 семей из Нижнего Новгорода и Вологды для военной службы [7] . Администрация, заботившаяся о поставке хлеба в сибирские крепости, приписывала выделять служилым людям землю, "…чтобы вперед всякий был хлебопашцем и хлеба бы не возити" [8]. В связи с этим, первоначальный очаг расселения русских в Омском Прииртышье начинает расширяться по рекам Оше, Иртышу и Таре. К концу XVII в. южной окраиной этого района была Татмыцкая слобода, основанная в 1682 г., на востоке - Бергамацкая слобода, построенная в 1668 г., на севере район заканчивался д. Шуховой, а на западе - Юйским форпостом [9]. Но уже в конце XVII - XVIII вв. население Тарского, а затем и Омского уездов комплектовалось, в основном, за счет вторичного переселения крестьян из сибирских уездов, в частности, Ишимского, Тобольского, Тюменского и Ялуторовского [10] . Развивавшееся в крае земледелие нуждалось в черноземных землях лесостепи, которые стали доступны русскому населению лишь с возведением Иртышской и Новой линий военных укреплений и основанием в 1716 г. Омской крепости[11] . В 1717 г. в этот район переводят пашенных крестьян из Тюменского и Тобольского уездов. За счет этого крестьянское население Тарского уезда с 1719 по 1722 гг. увеличилось в 2 раза[12] . В научной литературе заселение южной части Западно-Сибирской равнины получило название "сползание земледелия к югу"[13] . Другим фактором, помимо хлебопашества, влияющим на заселение русскими территории Омского Прииртышья, являлось строительство дорог. В 1733-1735 гг. был построен Московско-Сибирский тракт, по которому стали селить помещичьих крестьян, сосланных в Сибирь по указу от 13 декабря 1760 г. в зачет рекрутов, а так же крестьян сибирских уездов, пожелавших переселиться на земли тракта. Так, в 1759 г. указ сибирского губернатора призывал крестьян Тобольского, Тюменского, Туринского и Ялуторовского уездов переселяться в Абацкую степь на вновь проложенную дорогу[14] . Так появились деревни Шипицына, Ик, Крутиха, Тюкала и др. В 1764 - 1765 гг. ссыльными крестьянами были основаны и целиком заселены деревни Баженова, Нагибина, Нижне-Омская, Еланская и др.[15] . Часто ссыльных селили вместе с крестьянами из сибирских уездов или, наоборот, сибиряки подселялись к посельщикам. Так, когда рядом с д. Саргаткой поселились крестьяне сибирских уездов, первая деревня стала называться Посельской Саргаткой, а вторая - Сибирской Саргаткой[16] . В XIX в. внутрисибирская миграция, имевшая большое значение в XVIII в., уступает место прибывающим из-за Урала[17] . И если на начальном этапе заселения Омского Прииртышья русскими, как отмечают исследователи, преобладали переселенцы из северных губерний России, во второй половине XVIII в. - из центральных помещичьих областей, то в конце XIX - начале XX вв. к ним добавились выходцы с юга России, из Украины, Белоруссии и Прибалтики[18] . В результате реформ П.Д. Кисилева конца 40-х гг. XIX в., а затем отмены крепостного права в 1861 г., в Сибирь хлынул поток переселенцев. Губернии, из которых они выходили, в порядке уменьшения доли переселенцев можно расположить следующим образом: Черниговская, Полтавская, Пензенская, Курская, Вятская, Орловская, Самарская, Рязанская, Тамбовская, Харьковская, Пермская и Витебская. Причем, вновь прибывшие оседали в основном в Тюкалинском уезде и Омской округе[19] . Это объясняется тем, что в конце XIX в. было разрешено заселение 10-ти верстной полосы, располагавшейся южнее Новой линии и западнее Иртыша, куда и устремился основной поток переселенцев из южнорусских губерний и Украины[20] . Рост населения и его плотности в Омском Прииртышье сопровождался постоянными изменениями административной структуры региона. Упоминание об этом необходимо, с нашей точки зрения, поскольку во многом повседневная жизнь, включая и такие вопросы, как выбор города или ярмарки, которую посещаешь, контакты людей между собой, определялась и тем, к какой административной единице принадлежал тот или населенный пункт. До 1917 г. территория, которую сейчас принято называть Средним или Омским Прииртышьем, не составляла единого административного целого. Южные районы в XVIII - XIX вв. тяготели в экономическом и культурном отношении к Омску, северные - к городу Таре, который до строительства Транссибирской железной дороги был значительным административным, экономическим и культурным центром Западной Сибири. Но еще в больше мере Тюкалинский и Тарский уезды были связаны с городом Тобольском - своим губернским центром. В советское время долгое время Омск, Тобольск и Тюмень долгое время были объединены в рамках одной губернии, а позже области. При этом постепенно административный центр переместился в Омск. Современная территория Омской области оформилась окончательно только в 1944 г. (Карта 1), хотя и позже происходили отдельные изменения внешних границ Омской области на уровне сельских районов. К этому же времени можно отнести разрыв окончательный экономических и культурных связей населения с Тобольском и Тюменью, которые вышли из под административного управления Омска. Работа опубликована в: Русские в Омском Прииртышье (XVIII - XX века): Историко-этнографические очерки / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ООО "Издатель-Полиграфист", 2002. - С. 3-8. © М.Л. Бережнова, Л.Б. Герасимова, А.А. Новоселова, 2002 г. |