123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья
Русская страница | Белорусская страница | Кумандинская страница | Генеалогическая страница | Этнография без этнографа
Русские в Омском Прииртышье | Народная медицина русских Омского Прииртышья (конец XIX–XX вв.)
Введение | Очерк 1 | Очерк 2 | Очерк 3 | Очерк 4 | Очерк 5 | Заключение | Приложение 1


ОЧЕРК 4. ОБЫЧНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РУССКИХ КРЕСТЬЯН ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ

Современная этнография после долгого перерыва вновь обратилась к исследованию обычного права российских народов. Выяснилось, что обычное право некоторых народов мало интересовало дореволюционных историков и этнографов. К числу таких народов могут быть отнесены и русские, в том числе русские сибиряки. Считалось само собой разумеющимся, что русские использовали для решения всех правовых проблем государственное законодательство. Однако такое отрицание самого факта крестьянской правотворческой деятельности привело к практически полной неизученности особого культурного слоя, который являлся важной частью жизни русских сибиряков. Между тем, ученые-правоведы отмечают, что даже сейчас, в начале XXI века, "…существуют важные области права, в которых в силу различных причин вообще отсутствует правовое регулирование либо оно ограничивается общей отсылкой или рамочными нормами" [1]. Раньше в силу большой личной свободы, относительной экономической независимости сибирских крестьян обычное право, бытовавшее у них, вполне самостоятельно регулировало не подверженные государственному законотворчеству отношения [2 ]. Поэтому так важно рассматривать обычное право как этнографический источник при изучении западносибирского крестьянства.

Понятие "обычное право" многозначно. В имеющейся по этой теме литературе встречаются такие его толкования:

1) Обычное право - обычай, санкционируемый государственной властью [3 ];

2) В литературе марксистского направления: "Принципиально разные формы социальной регуляции - обычаи, укоренившиеся в силу многократного применения, правила поведения - существовали и в доклассовом обществе. С возникновением государства часть их, удобная и выгодная господствующей верхушке общества, получила государственную санкцию и тем самым превратилась в юридические обычаи, а их совокупность - в обычное право" [4 ];

3) В современной литературе по юриспруденции: "Даже в развитых формациях действует, и подчас достаточно интенсивно, так называемый встречный правообразовательный процесс", когда система объективного права может существенно дополняться судебным правотворчеством и обычаями, санкционируемыми государством [5 ].

Автор последней точки зрения известный правовед Л.С. Явич отмечает также, что правовая система - это не только система объективных норм, а также вся действующая структура права в единстве его конкретных и абстрактных норм (правоотношений, норм законодательства, правосознания), а также соподчиненности внешних способов официального признания и объективизации (правовых обычаев, судебных прецедентов, законодательства, нормативных договоров и т.п.) [6 ].

Приведенные примеры отражают взгляд современной юридической науки на обычное право, которая признает существование этого явления как реальный факт. Признано также, что основой обычного права являются нормы (обычаи), а с санкции государства обычаи могут стать нормами права. Однако к данным выводам сделаем два существенных замечания.

1. Обычное право было особенно важно в период существования крестьянской общины вплоть до начала ХХ века, поскольку в этот период обычаи, которые составляли нормы обычного права, играли значимую роль в жизни сибирской, как и российской в целом, деревни.

2. Вызывает сомнение положение о том, что государство может санкционировать обычаи. Что подразумевают правоведы под этим утверждением? Если это признание обычного права со стороны государства, то возникает ряд возражений. Во-первых, государство - это не безличное образование, которое молчаливо признает наличие каких-либо обычно-правовых норм, во-вторых, санкционирование - это не совсем эквивалентное определение признания. Со стороны государственной власти санкционирование должно было обязательно выразиться в определенной форме (закон, указ, распоряжение). Но если государство начинает выступать в роли гаранта данных норм, то это уже официальное законодательство. Если же под санкционированием понимается принятие обычно-правовых норм как основы законодательства, то здесь та же ситуация: обычно-правовые нормы приобретают статус законов, причем вряд ли нормы применяются в юридической практике в их неизменном виде.

Последнее положение комментировал В.А. Александров: "Допущение бытования обычного права это еще не его санкционирование, так как это превращает его уже в закон" [7]. Опираясь на исследования второй половины ХIХ века, он дает следующее определение: "под понятием "обычное право" в отечественной литературе подразумеваются неписаные, основанные на обычае нормы, регулирующие внутридеревенскую хозяйственную, бытовую и семейную жизнь, а также различные гражданские отношения крестьян между собой (сделки, соглашения), и определенные меры борьбы с правонарушениями" [8 ].

Данное определение выгодно отличается от других более развернутым и содержательным характером, что позволяет отметить сложную структуру обычного права и его значение, а также признанием того, что норма основана на обычае, что отличается от признания обычая нормой обычного права. В этой связи следует еще раз подчеркнуть, что обычное право - это действительно сложная система, а не механическое объединение обычаев. Фактически, обычное право должно обладает теми же характеристиками, которыми обладает право вообще. Рассмотрим, как действовало обычное право в сибирской деревне в конце XIX - начале XX века.

Работа опубликована в: Русские в Омском Прииртышье (XVIII - XX века): Историко-этнографические очерки / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ООО "Издатель-Полиграфист", 2002. - С. 107-109.

 

© И.С. Бреус, 2002 г.

Далее >>>

<<< На Русскую страничку

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024