123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья
Русская страница | Белорусская страница | Кумандинская страница | Генеалогическая страница | Этнография без этнографа
Русские в Омском Прииртышье | Народная медицина русских Омского Прииртышья (конец XIX–XX вв.)
Введение | Очерк 1 | Очерк 2 | Очерк 3 | Очерк 4 | Очерк 5 | Заключение | Приложение 1



§ 2. РОЛЬ ОБЫЧНОГО ПРАВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ФИНАНСОВЫХ И
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ ОБЩИНЫ

Не смотря на то, что земельные отношения стояли во главе угла сельской жизни, сельскому обществу приходилось решать и другие вопросы, возникающие среди его членов. Ряд примеров, который будет приведен ниже, должен показать и другие случаи, где сельский сход и нормы обычного права играли не последнюю роль.

Каждое общество занималось раскладкой денежных платежей и повинностей, лежащих на нем. Для этого каждый год выбиралось несколько человек раскладчиков, которые раскладывали их, принимая в соображение состояние каждого, подлежащего нести повинность, и принимая за единицу распределения в общем платеже повинностей годного работника. Платежи, падающие на убылые души, раскладывались на общество, также раскладывались на общество повинности, следующие со стороны старосты, волостных судей и других волостных и сельских начальников. Неплательщиков предавали волостному суду, а также отдавали в заработки в "гору и каменноугольную копь". Всякий раз, как изменялся сельский староста, или когда он замечался в растрате общественных сумм, выбирались из числа общества учетчики, которые проверяли его действия по расходованию сельских сумм [34 ].

В обществе проходили и выборы сельских должностных лиц, например, десятника. В обязанности его входило собирать сход, вызывать нужных лиц к старосте, разносить повестки и прочее. Эти обязанности отрывали на 3-4 дня в неделю от работы, поэтому не многие хотели пойти на эту должность. Выбирали десятника на полугодие: с 1 января до 1 июля. Очередь была "живая", то есть все мужчины должны были занимать очередь десятников по очереди. Но от службы можно было избавиться за 15 рублей, и тогда очередь переходила на следующего. Из-за такой системы часто становились десятниками молодые люди, достигшие 20 лет, которые еще были не в состоянии откупиться. Так, на одних выборах в Каинском уезде в селе Казаткульском в 1914 году двое оказались несостоятельными, то есть "не успели еще опериться", а четверо откупились и на эти деньги удалось нанять десятника за 60 рублей [35]. В ряде волостей, например, Салаирской волости Томской губернии десятников по приговору общества полагалось при сельском управлении в неделю 6 человек. Но те, чья очередь подходила, могли нанимать людей вместо себя, платя им от 50 копеек до 1 рубля в неделю. Выбирали также сельского старосту на 3 года, сельского писаря, сборщика податей, смотрителя сельского запасного магазина, караульщика магазина. Все эти обязанности были выборными, но за их отправление шла плата по приговору сельского общества [36 ].

В годы первой мировой войны в газетах можно было найти такие сообщения: "На общественном сходе крестьяне решили помочь солдатам во время войны деньгами и трудом. Хлеб им убрали по праздникам и вечерам. Помогать некоторым солдатам общественники принудили их ближайших родственников" [37 ]. Эти вопросы также решал сельский сход, причем в "принуждении родственников" отчетливо проглядывается норма обычного права, а не просто обычай или норма законодательства.

Иногда на сходках принимались нестандартные решения, как, например, в поселке Ильинском Кулачинской волости Тюкалинского уезда: "Была общественная рожь. Собрались на мирскую сходку, чтобы решить, что с ней сделать. Поступали различные предложения. Затем более находчивый сказал: "Нельзя ли выпить?" Предложение поддержали все. Рожь продали, а на вырученные деньги купили водки. К вечеру все жители поселка были пьяны" [38]. Очевидно, что пьянство было делом не редким, а потому в ряде мест сельский сход удавалось собрать только тогда, когда было известно, что будет магарыч. Часто сход "перегонял в спирт" немного общественных денег, и тогда решения диктовались теми, кто умел пользоваться обстоятельствами [39 ].

Сельские попойки порой перерастали в бедствие, что толкало общество на ответные меры: "В селе Ново-Карасук по распоряжению старости Лопатина был собран сход, где приняли решение закрыть казенный кабак. (За 1913 год население волости пропило 50 тысяч рублей)"[40]. И хотя кабаки давали государству неплохой доход, правительство вынуждено было реагировать на инициативу, шедшую снизу. "После Высочайшего рескрипта на имя министра Барха и циркуляра министра Маклакова губернаторам ходатайства крестьян о закрытии "казенок" удовлетворять без замедления" [41 ].

Конечно же, приведенные примеры не охватывают все вопросы, решаемые обществом на сходе, но достаточно хорошо очерчивают круг этих вопросов. Можно сказать, что сельское общество решало все проблемы, встающие перед ним, самостоятельно или с обращением к властям, но в любом случае полномочия крестьянского самоуправления были широки, а дела зачастую решались на основании норм обычного права.

Работа опубликована в: Русские в Омском Прииртышье (XVIII - XX века): Историко-этнографические очерки / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ООО "Издатель-Полиграфист", 2002. - С. 123-125.

© И.С. Бреус, 2002 г.

<<< Назад. Далее >>>

<<< На Русскую страничку

 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024