|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты Библиографические указатели | Монографии и сборники | Статьи | Учебно-методические материалы | Квалификационные работы | Об этнографии популярно И.И. Назаров, А.А. Абрамова, М.Л. Бережнова ВСЕРОССИЙСКИЕ НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ Идея проведения в Омске конференции молодых ученых была высказана еще в 2001 г. В то время научных форумов, где могли бы собраться и обменяться мнениями молодые ученые – этнографы, культурологи, музееведы – было мало. В Сибири эта «ниша» научной жизни была заполнена знаменитыми и тогда, и поныне РАЭСКами (региональными археолого-этнографическими студенческими конференциями), которые проводятся ежегодно. Однако этнографическая тематика на них была довольно ограничена, а участие культурологов и музееведов было возможно только с докладами по темам, близким к археологии. Видимо поэтому интерес к новому научному форуму, объявленному в Омске был довольно велик. I Всероссийская научная конференция молодых ученых «Культурология традиционных сообществ» состоялась 8–9 февраля 2002 г. в Омске. В ней участвовали более 40 молодых этнографов, историков и музеологов. Всего же были участниками конференции были ученые из семи городов: Барнаула, Бийска, Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Таштагола и, конечно же, омичи. Проведение конференции было осуществлено в рамках проекта «Развитие образования в России» и стало возможным благодаря поддержке Федеральной целевой программы «Интеграция», Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований. Работу конференции в торжественной обстановке открыли два ее сопредседателя – доктор ист. наук, профессор, заведующий кафедрой этнографии и музееведения Омского государственного университета (ОмГУ) Н.А. Томилов и канд. ист. наук, доцент кафедры этнографии и музееведения ОмГУ С.Н. Корусенко. С приветственным словом к молодым культурологам обратились ректор Омского государственного университета д-р физ.-мат. наук, профессор Г.И. Геринг и проректор по научной работе ОмГУ д-р ист. наук, профессор А.В. Ремнев. Далее приветственные адреса прозвучали из уст известных ученых, представителей крупных научных учреждений, специально прибывших на эту конференцию. С пожеланиями успешной работы к присутствующим обратились: ученый секретарь Института этнологии и антропологии РАН (Москва) канд. ист. наук Е.А. Пивнева и ученый секретарь Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (Новосибирск) канд. ист. наук Д.Г. Коровушкин. Выступавшие обозначили тревожную особенность нашего времени: молодежь довольно неохотно идет в науку. Возникла необходимость поддержки молодых исследователей, повышение у них заинтересованности в научном поиске. Для осуществления этих целей и организована данная конференция. Подобные конференции имеют большое значение для молодых ученых, так как позволяют им наладить и поддерживать контакты, обмениваться накопленным опытом, совершенствовать свою работу. Далее с сообщением об основных направлениях деятельности омских этнографов выступил профессор Н.А. Томилов. Старший научный сотрудник сектора информации Сибирского филиала Российского института культурологии В.С. Томилова рассказала об издании в Омске журнала «Культурологические исследования в Сибири». Открыл пленарное заседание доклад доцент кафедры этнографии и музееведения ОмГУ канд. ист. наук А.Г. Селезнев. Его выступление о соотношении традиционной и этнической культур и о необходимости ареальных (локальных) исследований вызвало оживленный интерес у участников и, безусловно, задало тон всей дальнейшей работе. Отметим, что свое название конференция получила по введенному в научный оборот А.Г. Селезневым выражению «культурология традиционных сообществ». В первый день работы конференции прошли заседания по двум секциям «Философские проблемы культурологии» и «Общество и этническая культура: проблемы сопряженности». Первая секция открылась докладом Д.А. Рейзвиха (Омск) «Тело в традиционной культуре», в котором автор сделал упор на тело как знаковую систему и место тела в ритуале. Следующие шесть докладов были посвящены проблемам сопряженности общества и этнических культур. В докладе «Консолидирующие функции религии в традиционной культуре немцев Западной Сибири» И.Н. Чернова (Омск) показала объединяющую роль религии в социальной жизни сибирских немцев. При этом автор отметила, что на территории Сибири существуют тесные контакты между конфессиональными общинами (меннониты, лютеране, баптисты, пятидесятники и католики) отдельных населенных пунктов. В настоящее время церковь восстанавливает позиции регулятора социального поведения и формирователя морально-нравственного облика немцев. Далее был представлен доклад И.С. Бреуса (Москва) о действии обычно-правовых норм в сфере брачно-семейных отношений у русских Сибири. Вопросу сравнительного изучения головных уборов волго-уральских кряшен был посвящен доклад Г.А. Кадыровой (Казань). В докладах Л.Б. Герасимовой «Структура семьи русского крестьянского населения Среднего Прииртышья», Н.А. Дубровиной «Брачные круги русских сибиряков: возможности локализации» и А.А. Новоселовой (все из Омска) «Этнические стереотипы русских Среднего Прииртышья (конец XIX–XX вв.)» рассматривалась этническая и социальная история русского населения Среднего Прииртышья. Оживленный интерес вызвал доклад О.П. Коломиец (Омск) «Похищение и увод невест у сибирских татар». Во второй день, 9 февраля, работали еще две секции «Традиционная культура народов России» и «Проблемы сохранения, изучения и развития традиционной культуры». Первую секцию открыли доклады, основанные на новых полевых материалах, собранных их авторами. В своем докладе «Где прячется счастье охотника (о бытовании промыслового культа у сибирских татар)» А.А. Абрамова (Омск) познакомила участников конференции с приметами, поверьями, заговорами и обрядами, связанными с достижением удачи в охотничьем и рыболовном промыслах, собранными в экспедиционных поездках у тюркского населения Среднего Прииртышья. Анализ традиционного календаря кумандинцев предпринят в докладе И.И. Назарова (Омск), который на примере полевых материалов сделал вывод, что в отличие от календарных систем других северных алтайцев, в календаре кумандинцев наличествует месяц, отражающий их занятие рыболовством. Комплекс лечебных средств русского населения Омского Прииртышья представлен в выступлении И.В. Волохиной (Омск), которая проследила процесс изменения народно-медицинских знаний в данной сфере на протяжении XIX–XX вв. Особенно интересным было выявление трансформации роли врачевателей. Продолжением докладов, основанных на полевых материалах, стал доклад М.Н. Тихомировой (Омск) «Самса и пурег/пирог в традиционной кухне татар Среднего Прииртышья». М.Н. Тихомирова сделала вывод о том, что традиционная кухня татар указанного региона имеет, во-первых, общетюркские элементы, что нашло свое выражение в терминологии и технологии приготовления, а во-вторых, подверглась влиянию среднеазиатской и русской кулинарных традиций. Результаты экспедиций на территории Алтайского края, проводимых Барнаульским государственным педагогическим университетом, представлены в докладах А.М. Бирюкова «Реконструкция эстонского жилого комплекса в исчезнувшем селе Лифляндка» и Н.В. Шишкиной «Расписные прялки из села Староалейское Третьяковского района Алтайского края (по материалам экспедиции 1999 г.)». Представитель еще одного алтайского города – Бийска – С.А. Соловьева представила результаты своего исследования по теме «Состав ремесленных мастерских на Алтай в начале XX в.». На конференции была затронута проблема семантического анализа полевых материалов. Так, значению ткани в свадебном обряде было посвящен доклад Н.С. Кряжевой (Омск); о символике человеческого тела в обрядах жизненного цикла у русских Среднего Прииртышья рассказала О.Н. Артемьева (Омск); представления о связях с потусторонним миром исследованы Д.А. Рейзвихом (Омск). В докладе О.В. Судочаковой (Таштагол) «Пространственно-временные представления шорцев на основе героических сказаний “Кан Перген” и “Алтын Сырык”» говорилось об отражении в данных эпосах архаического понимания связей между настоящим, прошлым и будущим. Следующий тематический блок докладов был посвящен проблемам сохранения, изучения и развития традиционной культуры. Здесь прозвучали выступления о формировании и использовании музейных и архивных коллекций. Так, например, Н.В. Майкова (Санкт-Петербург) на примере японских предметов из собрания Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого рассказала о проблеме формирования музейных коллекций. Ее коллеги Ю.В. Куркотова и Е.М. Лупанова (обе из Санкт-Петербурга) в совместном докладе представили результаты исследования специфики обзорной экскурсии по этнографическому музею для иностранцев. Сообщение Ю.В. Трофимова (Омск) «“Ожау” или “кула”? (К атрибуции одного из предметов ОГИК музея)» привлекло внимание тем, что автор попытался исправить неточности, допущенные при описании ковша в каталоге музея. Совместный доклад Б.К. Смагулова и А.Б. Свитнева (оба из Омска) «Сведения по этнографии некоторых национальных групп Омской области в полевых дневниках С.Р. Лаптева» сделан по полевым дневникам и рукописям статей известного омского краеведа, посвятившего свою жизнь изучению истории, культуры и природы Омской области. Докладчики рассказали о материалах С.Р. Лаптева, в которых содержатся как этнографические, так и исторические сведения о переселенческих группах (поляки, латыши, эстонцы, немцы и др.) и коренных народах (казахи и др.). По окончании докладов развернулось их обсуждение и дискуссия, которые обозначили необходимость проведения семинара или научно-практической конференции по проблемам и методике сбора полевого материала. В рамках конференции был проведен конкурс научных работ молодых ученых по теме доклада, представленных в виде статей. В жюри конкурса вошли Д.Г. Коровушкина и Е.А. Пивневой, а также профессор, заведующая кафедрой современной отечественной истории и историографии ОмГУ В.П. Корзун и канд. ист. наук, старший научный сотрудник отдела народов Крайнего Севера и Сибири Института этнологии и антропологии РАН (Москва) Н.И. Новикова. На конкурс было подано 12 работ и членам жюри предстояло оценить актуальность каждой работы, новизну, оригинальность научного подхода, использование современных технологий и возможность внедрения результатов в практику. Оглашая результаты конкурса, председатель конкурсного жюри Д.Г. Коровушкин сказал, что большинство работ, поданных на конкурс, выполнены на высоком уровне и могут быть хоть сейчас опубликованы в ведущих научных изданиях страны. В итоге места распределились следующим образом. I место присуждено Г.А. Кадыровой (Казань) за работу «Сравнительное изучение головных уборов волго-уральских кряшен». II место поделили С.Э. Яловицина (Петрозаводск, работа «К вопросу о механизмах измерения традиционной культуры») и Е.А. Ершова (Санкт-Петербург, работа «Куклы кадиувео»). III место было так же поделено между двумя конкурсантами: А.В. Фроловой (Москва, работа «Детский и молодежный игровой календарь русских в XX в.») и А.А. Абрамовой (Омск, работа «Третий охотник. К вопросу бытования промыслового культа у сибирских татар»). Работы этих участников были рекомендованы редколлегиям журналов «Этнографическое обозрение» и «Культурологические исследования в Сибири». Кроме того, была особо отмечена конкурсная работа М.М. Содномпиловой (Улан-Удэ) «Семантический аспект выбора места под строительство жилища в бурятской традиции». Ее статья, наравне с работами призеров конкурса, рекомендована к публикации. Почетными грамотами оргкомитет конференции отметил участников конференции, доклады которых вызвали оживленное обсуждение. Были награждены: А.В. Бирюков (Барнаул), О.П. Коломиец (Омск) и Ю.В Трофимов (Омск). Отличительной особенностью конференции «Культурология традиционных сообществ» стало то, что тезисы участников были заранее выставлены в Интернете на сайте кафедры этнографии и музееведения ОмГУ и все желающие могли ознакомиться с работами других молодых исследователей еще до конференции. Здесь же развернул работу форум, благодаря которому еще до начала конференции будущие ее участники смогли не только заранее познакомиться с докладами коллег, но и принять участие в их обсуждении. Проведение форума позволило расширить круг участников конференции за счет заочного участия в обсуждении докладов не имеющих возможность приехать в Омск молодых исследователей из других городов. Развернувшаяся в форуме дискуссия была продолжена в ходе конференции. Проведение форума в сети Интернет оказалось очень плодотворным для привлечения к участию в конференции как можно большего количества молодых ученых. Тезисы докладов и конкурсные работы участников конференции 2002 г. были опубликованы [1; 2]. И вот спустя пять лет в Омске во второй раз проводится эта конференция. Она интересна тем, что отражает современную ситуацию в науке. Когда пишутся эти строки, доклады не еще сделаны, их трудно оценивать по заранее поданным в оргкомитет тезисам, но ряд выводов напрашивается уже сейчас. В оргкомитет поступило 23 заявки, принято решение о печати только 19 докладов, авторы которых получают или имеют специальное образование по направлениям «история», «этнология», «музеология». Среди участников высок процент магистрантов и аспирантов, студенты представили только 5 докладов. Очевидно, что по сравнению с первой конференцией довольно значительно изменились научные интересы участников. Несмотря на то, что так или иначе они связаны с «традиционными» сообществами, термин этот молодыми учеными трактуется расширительно по отношению к гипотезе, высказанной А.Г. Селезневым[3]. Соответственно, в докладах рассматриваются традиции как символ, используемый в националистических построениях (Д.С. Попытаев), традиции делопроизводства (А. Бустанов) и даже, на частном примере, механизмы слома традиций в современном обществе (А.В. Самсонов). По отношению к гипотезе А.Г. Селезнева, значительные изменения претерпели и сами «традиционные сообщества». Многие авторы (С.М. Богомаз, И.Г. Комарова, Д. Мягков, Ю.С. Попова, Е.В. Титов) понимают под ним аборигенные сибирские народы и изучают формы культуры, характерные для них в относительно недавнем прошлом. Другие авторы – А.Н. Блинова, Е.А. Болотова, Н.Н. Везнер, И.А. Казанцев, А.В. Минин, Е.В. Филатова – обращаются к особенностям сельской культуры более или менее далекого прошлого. Часть докладов посвящена становлению традиций и их возрождению и развитию в современном российском обществе (О.В. Утюпина, В.Ф. Федорова, А.А. Чепилко). Хотелось бы отметить и меньший, по сравнению с 2002 г., интерес к конференции. С одной стороны, это связано с падением интереса современной молодежи к фундаментальным гуманитарным наукам, о чем с тревогой говорили еще в 2002 г. Но даже те, кто избирает своей специальностью историю или культурологию, все реже проявляет интерес к этнологии и, тем более, к этнографии. С другой стороны, падает интерес к конференциям, что вызвано значительным ростом их числа и расширением тематики. Уже не редкость и специальные конференции для молодых ученых, которые только в Сибири представлены целым рядом как периодически повторяющихся, так и разовых форумов. Среди них нужно назвать не только уже упомянутые РАЭСКи, но Международную студенческую конференцию «Студент и научно-технический прогресс», которая ежегодно проводится в Новосибирском государственном университете, ежегодную же Всероссийскую научную конференцию молодых историков в Тобольском государственном педагогическом университете. В Омске регулярно собираются областные молодежные научные краеведческие конференции «Омское Прииртышье: природа, история, культура». Тем не менее наиболее специализированной из всех этих конференций остается «Культурология традиционных сообществ». Оргкомитет конференции надеется на интересную и плодотворную работу предстоящего форума, на то, что молодые ученые смогут завязать нужные и интересные для них связи в научном сообществе, что то, что работа на конференции поможет молодым ученым в их профессиональном становлении. Литература: [1] Культурология традиционных сообществ: Материалы Всероссийской научной конференции молодых ученых. – Омск, 2002. [2] Культурология традиционных сообществ: Конкурсные работы молодых ученых. – Омск, 2002. [3] См., напр.: Селезнев А.Г. Традиционная культура и культурология традиционных сообществ // Культурология традиционных сообществ: Конкурсные работы молодых ученых. – С. 10–22. Опубликовано: Культурология традиционных сообществ: Материалы II Всерос. науч.
конф. молодых ученых . – Омск, 2007. – С. 3–10. |