|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья Симпозиум по этноархеологии | О работе семинара в 1993-1999 гг. | О серии "Этнографо-археологические комплексы" | Ethnoarcheological research in the Omsk Irtysh Region (1993–2008) Семинар 2001 | Семинар 2002 | Семинар 2003 | Семинар 2005 | Семинар 2007 | Семинар 2008 | Симпозиум 2012 | Симпозиум 2013 | Симпозиум 2015 | Труды и материалы семинара | Научные публикации о семинаре | Публикации о семинаре в средствах массовой информации 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 А.В. Кениг Россия, Сургут, краеведческий музей ЭТНОАРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СЕЗОННОСТИ Археология, как и любая историческая дисциплина, ориентирована, прежде всего, на реконструкцию прошлой исторической действительности. Однако археологические факты состоят не из символов, слов или концепций, а из фрагментов материальной культуры, которые слишком лакунарны, чтобы в полной мере и доказательно представить прошлую реальность. В поисках необходимых механизмов археологи уже в течение многих лет обращаются к этнографии. В настоящее время совершенно очевиден недостаток методологических критериев применения этнографических моделей к археологическим реконструкциям. Эти модели оказываются слабо адаптированными к археологическим источникам и слабо увязываются со спецификой археологического исследования. Для того чтобы понять смысл, заложенный в вещественных остатках, необходимо знать механизмы, благодаря которым эти вещи приобрели статус археологического источника: какие факторы повлияли на их изменение и как сложились характерные признаки, которые археологи наблюдают в настоящем. Одной из важных задач при реконструкции социально-экономического и хозяйственно-бытового уклада древних обществ по археологическим материалам является определение сезонной направленности поселений и жилищ (летние - зимние). Для того чтобы определить сезонный тип поселения или жилища археологи используют несколько признаков. Это могут быть особенности расположения памятника (в устье или у истока реки, на возвышенности или гриве, на открытой поляне или защищенной местности), мощность культурного слоя, конструктивные особенности жилищ (наземные или земляночного типа, наличие или отсутствие очага и т.д.) и другие. (Кирюшин Ю.Ф., Малолетко А.М., 1979, с.122-125). Задача описываемого в настоящем докладе этноархеологического эксперимента заключается в попытке обнаружить некоторые характерные признаки сезонной направленности селькупских поселений, отражающихся в археологическом контексте. Другими словами, определить отличительные черты сезонных поселений селькупов путем анализа процессов накопления и образования культурного слоя. Исследования процессов археологизации на функционирующих или недавно оставленных поселениях является важным источником информации для создания археологических реконструкций. Установление определенных закономерностей в накоплении и образовании культурного слоя, связанных с определенной деятельностью, дает возможность археологам более объективно интерпретировать свои материалы. Археологизация вещественных комплексов связана, прежде всего, с особенностями формирования культурного слоя, на который действуют самые различные факторы: сезонная направленность поселений, время эксплуатации, количество и половозрастной состав жителей, конструктивные особенности жилищ и хозяйственных построек и так далее. Разумеется, проанализировать все эти факторы в рамках одной работы невозможно. Поэтому в настоящем докладе рассматриваются лишь некоторые процессы, связанные с археологизацией “живой” культуры. Различие образования культурного слоя на поселениях, кроме всего прочего, выражается в их сезонной направленности. Так, например, для зимних селькупских стойбищ характерно отсутствие интенсивной хозяйственно-бытовой деятельности в рамках поселения, что в свою очередь, отражается в “потревоженности” дневной поверхности. Поскольку зимнее стойбище эксплуатируется только в соответствующий период, наличие мощного снежного покрова препятствует процессу интенсивного вытаптывания дернового слоя. Верхний слой, практически полностью сохраняется, его “потревоженность” связана, главным образом, со строительством жилища. Здесь большое значение приобретает переотложение грунта, происходящее в результате выкапывания котлована и засыпки вынутым песком готового жилища. Кроме этого, для подсыпки завалинок песок берут непосредственно рядом с жилищем. Вследствие этого, по всему периметру околожилищного пространства образуются ямки. В процессе эксплуатации в них скапливаются мусорные остатки (банки, бутылки, кости и пр.). В археологическом контексте они могут быть интерпретированы как “хозяйственные ямы”. Однако, в действительности, процесс накопления вещественных остатков в них носит случайный характер. На летних поселениях существуют прямо противоположные закономерности. Длительный срок эксплуатации и интенсивная хозяйственная деятельность на стойбище приводят к значительному вытаптыванию дернового слоя, а присутствие на стойбище оленей усугубляет процесс вытаптывания всей площади летнего поселения. Из-за постоянного дыма от дымокуров и очагов деревья, находящиеся на поселении, постепенно высыхают. Селькупы используют их в качестве топливного сырья. В результате этого площадь поселения постепенно освобождается от древесной растительности. Нарушение почвенного и растительного покрова определяет срок эксплуатации поселения. По свидетельству селькупов-информаторов, летние стойбища эксплуатируются в среднем от 8 до 10 лет. На срок эксплуатации влияет количество поголовья оленей и интенсивность хозяйственного освоения угодий. Вместе с этим, формирование культурного слоя на летних поселениях зависит от такого фактора, как уборка территории, в результате которой вещественные остатки концентрируются в определенных местах. Чаще всего для мусорных отходов специальных ям не выкапывают, а используют естественные впадины. Сосредоточенный в таких местах неорганический мусор с течением времени закладывается ветками деревьев, щепой и стружкой от ремесленных работ, вышедшими из эксплуатации постельными циновками и прочими органическими остатками. По мере накопления мусор сжигают, поэтому основная часть содержащихся в ямах остатков, представлена неорганическим мусором и углистой прослойкой. Заметное влияние на формирование культурного слоя оказывают собаки. В летний период для того, чтобы собаки не распугивали оленей, их привязывают в определенных местах поодаль от жилища, но в рамках поселения. Для удобства содержания строят конуру, представляющую собой углубление в земле с деревянным перекрытием. С течением времени вокруг “собачьих домов” накапливается большое количество органических отходов (кости животных и рыбы, кал). Периодически селькупы проводят уборку освоенной собаками площади, собирая отходы в отдельную кучу. Таким образом, на площади поселения происходит образование небольших зон концентрации рыбьих и животных костей, экскрементов. Особого внимания заслуживает формирование культурного слоя, связанного с очагом в летней кухне. Традиционной у тазовских селькупов является выпечка хлеба в очажном песке летней кухни. Для этого используют белесый специальный песок, который добывают здесь же на стойбище. В результате в определенных местах на поселении образуются ряды неглубоких ямок. Использованный для выпечки хлеба песок периодически выгребают из очага и выбрасывают за пределы кухни. Поэтому, около очаговой стены кухни образуются небольшие кучи прокаленного песка с углистыми прослойками. Частота замены песка зависит от частоты выпечки хлеба. В среднем один и тот же песок используют 3-4 раза. В связи с этим, содержимое очага всегда должно быть свободным от посторонних предметов, в нем никогда не сжигают мусор или пищевые отходы. Таким образом, формирование культурного слоя на селькупских поселениях имеет ярко выраженный сезонный характер. Наиболее мощный и разнообразный слой представлен на летних стойбищах. Для них характерно площадное вытаптывание и различные переотложения, связанные с хозяйственной деятельностью. На зимних стойбищах слой практически не нарушается. Его образование связано только с накоплением мусорных остатков. Этот факт, с известной долей вероятности, вполне можно использовать при определении сезонности того или иного археологического поселения. Кроме того, этноархеологические модели формирования культурного слоя, в ряде случаев, отличаются от стереотипов, принятых в археологии. Литература
* Работа впервые опубликована : Интеграция археологических и этнографических исследований: Сб. науч. тр. / Под ред. А.Г. Селезнева, С.С. Тихонова, Н.А. Томилова. - Нальчик; Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. - С. 60-62.
© А.В. Кениг |