123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья
Русская страница | Белорусская страница | Кумандинская страница | Генеалогическая страница | Этнография без этнографа
Русские в Омском Прииртышье | Народная медицина русских Омского Прииртышья (конец XIX–XX вв.)
Введение | Очерк 1 | Очерк 2 | Очерк 3 | Очерк 4 | Очерк 5 | Заключение | Приложение 1



§ 3. ОБЫЧНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Огромное влияние оказывало обычное право на семейный быт крестьян. Семейно-брачные отношения регулировались общиной как прямо, так и опосредованно. Выработанные традиции и обычаи руководили сознанием и поступками отдельных лиц. Община решала вопросы о семейных разделах, разрешения на которые давал сельский сход. Раздел имущества происходил строго в соответствии с традициями и обычаями. Младший сын обычно оставался в доме с родителями, старшим вся семья строила новые дома. Недоразумения, связанные с разделами, возникали редко, поскольку отцовское слово, которое, собственно, и определяло условия деления хозяйства, считалось законом.

Общество выдавало крестьянам разрешение на усыновление. Усыновляли бездетные семьи, как правило, мальчиков, скорее всего, потому, что на мальчиков давали земельный надел. Причем разрешение на усыновление мог получить и одинокий мужчина, жена которого находилась неизвестно где. Молодым семьям и семьям, имеющим только дочерей, такого разрешения не давали. Материальное положение усыновителя фактически в расчет не брали.

По словам многих информаторов, староста и сход не вмешивались в дела семьи, что само по себе не означает отсутствия влияния обычно-правовых норм на эту сферу. Хозяином в большой семье считался мужчина. Если семья состояла из родителей и уже взрослых детей со своими семьями, то хозяином оставался самый старший по годам мужчина в семье: "В дела семьи деревня не вмешивалась, так как там порядок был. Главой семьи был уже старый дедушка, но ему все подчинялись. Он вставал рано утром и начинал раздавать указания всем домочадцам. А такого, чтобы кто-то чего не сделал, не было потому, как в семье послушание было" [42 ].

В малых семьях также главой был мужчина, что давало ему довольно широкие права: "В семье командовал мужчина, и никто не мог вмешиваться в дела его семьи. Примером служило то, что он мог бить свою жену, пока она, совсем избитая, не заползала под лавку, а между тем в доме 12 детей было, и никто из них не вступался за мать. Почему? А все потому, что боялись, так как был такой случай: бил мужик свою бабу, а сосед вступиться решил, за что получил пулю в ногу, и никто из деревни не вступился ни за женщину, ни за соседа, так как это дело семейное, и чужим туда лезть не следует" [43 ]. Данные сюжеты говорят о том, что, по обычаю, не подвергались наказанию мужья, бившие своих жен.

Отцы могли бить уже взрослых детей, за что тоже не наказывались как по нормам официального, так и по нормам обычного права. "Малолетних детей крестьяне практически не били, даже в тех случаях, когда на них жаловались соседи, например, из-за того, что чей-то ребенок залез в чужой огород. Причем сам хозяин огорода мог всыпать воришке крапивой и рассказать родителям о проделках их ребенка. Но мать могла его и не наказывать, тем белее, что он уже получил крапивой, но и ругаться с соседями из-за того, что они тронули ее ребенка, тоже не начинала. А все потому, что к небольшим проказам относились терпимо" [44 ].

А вот взрослого сына отец мог избить за непослушание, например, за неповиновение в вопросах женитьбы. За это же могли наказать и дочь. За серьезный проступок отец мог вызвать сына на сход: "Сход выслушивал обвинение, мог опросить имеющихся свидетелей и, если признавали сына виновным, то могли также и избить его. А если отцу вдруг жалко станет сына и решит вступиться за него, то и отцу могло влететь" [45 ].

Хотелось бы поподробнее остановиться на таком моменте, как брак и, в частности, брачный договор, который являлся элементом обычного права. Для крестьянина семья имела исключительное значение. От нее зависело как его экономическое состояние, так и духовно-культурное. Поэтому вступление в брак было одним из наиболее важных событий в его жизни. Это была смена статуса в общине и приобретение новых ролей, без которых жизнь не могла быть полноценной. Тема брака постоянно присутствовала в жизни подрастающего поколения и усиливалась по мере приближения к брачному возрасту. Брак для крестьян был важен не только по экономическим причинам, но и потому, что "семейно-брачные отношения находились в поле зрения всего сельского общества и зависели во многом от общественного мнения. Только женатые люди могли быть правомочными на сельских сходах, имели возможность получить в надел землю, завести самостоятельное хозяйство, для нормального функционирования которого необходимы мужские и женские руки при традиционном половозрастном разделении труда в семье и обществе" [46 ]. Этим определялся высокий уровень брачности, поскольку брак налагал обязанности, но и давал определенные права.

Велика была роль родителей в браке. Их выбор был неоспорим, ему подчинялись беспрекословно. Также большую роль играло общественное мнение. К нему прислушивались, особенно в оценке жениха и невесты. Существо крестьянского брака составляли брачный договор, подготовительные действия, его заключение с необходимыми обрядами.

Начиналось дело через доверенное лицо: свата или сваху. Поручение, которое брал на себя сват, составляло предмет договора между ним и женихом. Родители же невесты, в свою очередь, свое согласие приступить к делу скрепляли рукобитием со сватом. Оно не носило юридического характера, но обязывало продолжить дело. Брачный договор считался окончательным тогда, когда "били по рукам" родители жениха и невесты, чаще отцы. При заключении договора оговаривались свадебные расходы, приданое, подарки, количество гостей и т.д. Договор носил в основном устную форму, но получал юридическую силу, а потому отказ от него грозил не только общественным порицанием, но и судебным разбирательством, так как "нарушение таких договоров везде принимались волостными судьями в свое ведение" [47 ]. Брак освящался общественным признанием через свадебное пиршество. Оно было настолько необходимым, что порой отодвигало признание брака церковью на второй план.

После свадьбы жена практически во всем подчинялась мужу, не имея возможности отстаивать собственное мнение. Многие жены разрешение семейных конфликтов видели лишь в уходе из семьи. "Мужья очень часто обращались в волостные суды с жалобами на самовольный уход жен с просьбой вернуть их. Иногда жена не только возвращалась, но и наказывалась, потому что от ее ухода пострадали общие интересы" [48 ].

Волостной суд рассматривал дела на основании норм обычного права. Он мог разлучить жену и мужа после описания тех событий, которые могли служить поводом для обиженной стороны. Мужья никогда не обращались в суд с просьбой уйти от жены, так как в любой момент могли выгнать ее из дома без содержания. Чаще в суд обращались обиженные жены, которые чаще всего жаловались на беспричинные побои. Но суд в таких случаях выносил решение, которое выражалось в обещании мужа не бить жену.

Таким образом, брачные нормы обычного права представляли собой довольно сложную структуру, важным элементом которой был брачный договор. Вообще эти нормы были направлены на ограничение вариативности поведения, целью чего было обеспечить устойчивость крестьянского сообщества.

Работа опубликована в: Русские в Омском Прииртышье (XVIII - XX века): Историко-этнографические очерки / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ООО "Издатель-Полиграфист", 2002. - С. 125-128.

© И.С. Бреус, 2002 г.

<<< Назад. Далее >>>

<<< На Русскую страничку


Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024