|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья Русская страница | Белорусская страница | Кумандинская страница | Генеалогическая страница | Этнография без этнографа Русские в Омском Прииртышье | Народная медицина русских Омского Прииртышья (конец XIX–XX вв.) Введение | Очерк 1 | Очерк 2 | Очерк 3 | Очерк 4 | Очерк 5 | Заключение | Приложение 1 Окончание... Переходя к вопросу об изучении этнографии Омского Прииртышья, следует заметить, что частично эти вопросы были освещены в ряде публикаций, в том числе и монографического характера, которые носили общесибирский характер. Подготовлены они были как историками, так и этнографами[57] . Заметим сразу, что в основном эти публикации опирались на архивные или музейные материалы, а комплексное экспедиционное изучение русских Омской области практически не проводилось. Полевое изучение этнографии русских Омского Прииртышья началось только в 1970-х гг. В 1974 г. на работу во вновь открывшийся Омский государственный университет (далее - ОмГУ) из Томска приехал Н.А. Томилов. В то время он уже состоялся как профессиональный этнограф, имел большой опыт полевых и архивных изысканий. Еще работая в Томске, Н.А. Томилов собирал материалы по этнографии русских Томского Приобья. Практически сразу вокруг Н.А. Томилова сложилась группа студентов ОмГУ, увлеченная этнографией. В те годы большая часть студентов специализировалась по этнографии сибирских татар и других народов Сибири. Но уже в 1975 г. небольшая группа студентов собирала материал среди русских сибиряков. Однако проводилась эта экспедиция в Тюменской области. В начале 1980-х гг. интерес к русским сибирякам стал устойчивее, что связано с участием сотрудников ОмГУ в каталогизации этнографических фондов Омского и Новосибирского музеев, в составе которых были и русские коллекции. В это время проводилось активное изучение культуры русских казаков, живших на границе Омской области и Северного Казахстана, ряд отрядов работал в северных районах области, например, в Муромцевском. Наибольший интерес в то время вызывала традиционная культура, однако записывались и генеалогии русских сибиряков - крестьян и казаков. Начальником Русского отряда Этнографической экспедиции ОмГУ был в то время старший лаборант Музея археологии и этнографии Г.И. Успеньев. В конце 1980 - начале 1990-х гг. руководителем Русского отряда стал В.В. Реммлер. Были совершены поездки в разные районы Омской области, но больший интерес, как и прежде, вызывали южные районы Омской области, где население было смешенным в этническом отношении, и русские, в том числе и казаки, жили бок о бок с украинцами. Собирали в то время разнообразные материалы, но все же в центре внимания находились исследования этносоциологического характера. Практически все экспедиции 1980-х гг. были маршрутными, когда за одну экспедицию обследовались несколько населенных пунктов. В 1992 г. была проведена одна из первых стационарных экспедиций к русским, работавшая по комплексной программе. Экспедиция работала в с. Лисино Муромцевского района Омской области под руководством Д.Г. Коровушкина. Были собраны материалы по этнической истории, генеалогии, материальной и духовной культуре местных жителей, проведена работа с документацией в архиве сельсовета. С 1993 г. существует Русский отряд, организаторами которого выступают Омский государственный университет и Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения РАН. Этот отряд принимает участие в выполнении программы работ по изучению этнографо-археологических комплексов (АЭК), сложившихся в Омском Прииртышье, а точнее, в бассейне р. Тары. В связи с этим в центре внимания отряда находятся проблемы этнической истории русских и первоочередное изучение ряда сфер материальной и духовной культуры - поселения, жилища, погребального обряда [58], поскольку именно эти материалы наиболее востребованы в ходе этнографо-археологических реконструкций. С начала 1990-х гг. полевые исследования дополняются работой в архиве, где собираются материалы, которые могут дополнить, уточнить и конкретизировать собранные в поле сведения. Среди архивных документов наибольший интерес вызывают материалы ревизий XVIII-XIX вв. и первичные переписные листы Первой всеобщей переписи населения 1897 г. Кроме исследований в так называемом "базовом" для изучения АЭК районе - Муромцевском, экспедиции проводятся и в других местах Омского Прииртышья. Были организованы экспедиции в Тюкалинский, Крутинский, Нижне-Омский районы Омской области (Карта 1). В состав Русского отряда входят молодые ученые, чьи работы представлены в этой книге - Л.Б. Герасимова, А.А. Новоселова, И.С. Бреус. Активно участвуют в работе отряда студенты ОмГУ, специализирующиеся по этнографии русских на кафедре этнографии и музееведения. Кроме названных молодых ученых в Омске работают и другие этнографы, изучающие этнографию русских Омского Прииртышья[59] . Среди них первыми следует назвать кандидатов исторических наук М.А. Жигунову (Плахотнюк)[60] и Т.Н. Золотову[61] . В центре их интересов находятся духовная культура русских Омского Прииртышья и изменения в сфере традиционной культуры, которые происходят в наши дни. Ряд работ этими авторами подготовлен совместно. В разработке проблем этнографии и истории культуры русских также принимает участие профессор Омского института сервиса В.Б. Богомолов. Вопросы истории изучения русских Омского Прииртышья отражены в работах доктора исторических наук, профессора Н.А. Томилова[62] . Проводятся исследования в области этнографии русских сибиряков в Омском государственном историко-краеведческом музее[63] , собирают и публикуют материалы по традиционной культуре русских учителя и работники культуры[64]. В последние годы быстро развивается археологическое изучение культуры русских сибиряков[65] . Не случайно именно омские археологи взяли на себя роль организаторов Всероссийской научной конференции "Культура русских в археологических исследованиях"[66] , которая впервые прошла на базе ОмГУ в 2002 г. Решением участников конференции решено сделать ее периодической и проводить раз в три года. По результатам работы конференции издан сборник научных трудов "Культура русских в археологических исследованиях", ряд статей которого посвящен истории и культуре русских Среднего (Омского) Прииртышья[67]. Активно участвуют в изучении этнографии русских сибиряков и молодые ученые. На кафедре этнографии и музееведения ОмГУ над кандидатскими диссертациями по этнографии русских работают О.А. Артемьева, Ю.А. Богдан, И.В. Волохина, а также уже названные Л.Б. Герасимова и А.А. Новоселова[68] . Первые шаги в науке делают совсем молодые исследователи Н.С. Кряжева и Н.А. Дубровина[69] , студентки исторического факультета ОмГУ. Заметим, что привлечение к исследованиям студентов - одна из традиций кафедры этнографии и музееведения ОмГУ, преподаватели которой стараются дать молодым ученым возможность выступить со своими разработками на научных конференциях и опубликовать результаты проведенных исследований[70]. Несмотря на то, что ведется активная работа по формированию источниковой базы по этнографии русских Омского Прииртышья, опубликованы далеко не все собранные материалы. Большая часть работ мала по объему и напечатана в малотиражных изданиях. Даже статей по этнографии Омского Прииртышья не так много[71] . Комплексно представлены материалы по археологии, этнографии и фольклору русских в монографии "Народная культура Муромцевского района"[72]. Между тем, этнографические материалы востребованы преподавателями высших и средних специальных учебных заведений, учителями, журналистами, музейными сотрудниками, учеными, аспирантами. Поэтому издание работ, посвященных даже небольшому району, важно для решения ряда практических вопросов. И, в завершение, несколько слов об источниках и структуре книги. Важным принципом при ее подготовке было использование разнообразных источников. При написании отдельных очерков те или иные источники оказывались более важными, но в целом использованные материалы можно объединить в следующие группы: I. Материалы ревизских сказок и Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. [73] . В материалах ревизий содержатся следующие данные: фамилия, имя, отчество, возраст, семейное положение главы семьи, имена его родителей, жены, детей, братьев, сестер и т. д., их возраст, социальное положение, место переезда, выбывших из деревни семей и отдельных лиц, место выхода первых поселенцев[74]. Наиболее интересны материалы IV-ой и V-ой ревизий, где перечислялись полностью все члены семей с указанием сословной принадлежности, места добрачного жительства жен и места проживания, вышедших замуж дочерей, что является важной информацией для выделения брачных кругов. Не во всех ревизиях приводится вся эта информация. Так, например, в ревизии населения 1811 и 1834 гг. нет данных о женском населении. Осложняет работу с этим видом источников и большой временной разрыв между ревизией 1850 г. и Первой всероссийской переписи 1897 г., так как остается не учтенным как минимум одно поколение, а множество одинаковых имен не дает возможность рассматривать родословную какой-либо семьи только на основе отчества. Всего были использованы материалы более 80 дел по Тарскому и Тюкалинскому уездам Тобольской губернии за 1782-1897 гг. II. Выписки и копии из похозяйственных книг сельских Советов за 1970-е гг., хранящиеся в научном архиве экспедиционного музея ОмГУ. Это особый вид сельской документации, содержащий в себе сведения о всех лицах, постоянно проживающих на территории сельского Совета[75]. Все население в них учтено посемейно. Похозяйственные книги использовались для составления пофамильных списков жителей населенных пунктов, которые затем сравнивались с архивными материалами для выяснения устойчивости русских крестьянских фамилий, а также фамильных гнезд на протяжении двух веков. III. Материалы этнографических экспедиций Омского государственного университета, содержащиеся в научном архиве Музея археологии и этнографии ОмГУ (далее МАЭ ОмГУ). По большей части они представляют собой записи бесед с информаторами по разнообразным темам, есть среди них и свидетельства собирателей, которые, используя метод непосредственного наблюдения, дают характеристику разнообразных явлений и предметов, по большей части поселений и кладбищ. В особую группу полевых материалов могут быть выделены материалы формализованного опроса по теме "Этническое самосознание русского населения Сибири". Для облегчения сбора этнографических материалов в среде такого многочисленного этноса как русский, в 1998 г. доцентом кафедры этнографии и музееведения М.Л. Бережновой и студенткой А.А. Новоселовой была разработана анкетная для сбора полевого материала по указанной теме, которые заполнялись во время полевых экспедиций. В анкетах фиксируется название населенного пункта, где собиралась информация; фамилия, имя, отчество информатора, год и место его рождения, если он родился в другом населенном то указывалось где, в каком году, и по какой причине человек переехал; этническая принадлежность (экзо- и эндоэтноним). Анкета в целом направлена на выяснение, знают ли современные сибиряки такие термины как чалдоны, сибиряки и старожилы, этнический состав своего населенного пункта, как представляют себе механизм передачи национальной / этнической принадлежности; какими являются их представления о характерных и отличительных чертах различных групп русских и т.д. На анкетный лист также заносится генеалогия опрошенного, но без боковых ветвей. Анкеты собирались двумя путями: 1) методом "снежного кома", когда выборка формировалась непосредственно в ходе полевой работы[76]. Данный метод сбора анкет использовался, когда нужно было получить оперативные сведения об этническом составе населенных пунктов какого-либо региона; 2) методом подворного опроса, когда анкетированию подвергалось все взрослое население, относящее себя к русским. Первым методом был обследован 31 населенный пункт в Большереченском и Муромцевском районах Омской области и в Кыштовском районе Новосибирской области. Вторым - д. Резина Усть-Тарского района Новосибирской области, а также с. Могильно-Посельское и д. Могильно-Старожильская Большереченского района Омской области. Всего за период с 1998 по 2000 гг. было заполнено 382 анкеты. IV. В работе широко использовались также и литературные источники. Среди них есть один, ценность которого для изучения истории русского населения Омской области очень велика. Это - "Справочная книга Омской епархии" И. Голошубина [77]. Она была составлена отцом И. Голошубиным на основе материалов, поступившим к нему от священников приходов Омской епархии. Материалы собирались путем частной переписки, поэтому, в зависимости от добросовестности священнослужителей, были сообщены более или менее подробные сведения об истории населенных пунктов, характере и занятиях населения. Автор, характеризуя население приходов, указывал, прежде всего, принадлежность прихожан к той или иной конфессиональной, социальной, сословной группе, выделяя казаков, старожилов, переселенцев, раскольников и сектантов. Относительно переселенцев указывались места их выхода в Сибирь по губерниям. При характеристике старообрядцев указывались толки и согласия, к которым они принадлежали. К сообщениям этого источника, несомненно, необходимо относиться осторожно, т.к. материалы, содержащиеся в нем, бывают подчас весьма противоречивы. К примеру, в "Справочной книге", в связи с проходившим в то время делением приходов, дублировались информация относительно некоторых деревень. Сопоставление этих сведений показывает, что разные священники по-разному оценивали, например, религиозную принадлежность населения. Спорным является и безусловное деление всех населенных пунктов Омской епархии на переселенческие и старожильческие. Оно создает у читателя ложное ощущение, что в старожильческих селах и деревнях переселенцев не было. На самом же деле, при сравнении этих материалов с переписью населения 1897 г., выясняется, что в конце XIX в. в Омском Прииртышье уже не было "чисто" старожильческих сел. Были автором упрощены данные и при характеристике мест выхода переселенцев. Но, несмотря на все указанные неточности и ошибки, характер мест выхода переселенцев, религиозный состав населения переданы в данном источнике в целом верно. К тому же данные, сообщаемые в "Справочной книге Омской епархии", удобны для картографирования, что позволяет нагляднее представить географию расселения выделяемых в источнике групп и соотнести её с местами расселения этнических групп конца XX в. Предлагаемая вниманию читателей монография состоит из пяти очерков. Первые три можно отнести к области этнической истории, которая рассматривается в них на разных материалах. В двух последних очерках представлены материалы по обычному праву и одному их элементов духовной культуры русских Омского Прииртышья - представлениях о потустороннем мире. Несмотря на то, что монография не охватывает всех сторон традиционной культуры, надеемся, что она будет интересна читателям. В работе над книгой авторскому коллективу очень помогла советами, пожеланиями и критическими замечаниями Ирина Владимировна Власова - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, выступившая в качестве рецензента. Выражаем ей свое искреннее признание за внимание к нашему труду. Работа опубликована в: Русские в Омском Прииртышье (XVIII - XX века): Историко-этнографические очерки / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ООО "Издатель-Полиграфист", 2002. - С. 18-28. © М.Л. Бережнова, Л.Б. Герасимова, А.А. Новоселова, 2002 г.
|