123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья
Русская страница | Белорусская страница | Кумандинская страница | Генеалогическая страница | Этнография без этнографа
Русские в Омском Прииртышье | Народная медицина русских Омского Прииртышья (конец XIX–XX вв.)
Введение | Очерк 1 | Очерк 2 | Очерк 3 | Очерк 4 | Очерк 5 | Заключение | Приложение 1



Продолжение...

Упоминание об этой странице истории Омской области важно еще и потому, что во многом от этого зависело, кто, как и в каких границах вел изучение русского населения и его традиционной культуры в прошлом. Первые опыты изучения русской народной культуры Омского Прииртышья относятся ко второй половине XIX в. Надо отметить, что долгое время изучение народной культуры или истории населения не вызывало особого интереса. Отдельные известные нам исследования[21] были эпизодичны и фрагментарны. Реалии русской культуры были настолько обычны и повседневны, что оказывались в сфере интересов какого-либо энтузиаста еще реже, чем культура других народов Сибири. В основном материалы, собранные на севере современной Омской области, публиковались в Тобольске, в статьях "Ежегодника Тобольского губернского музея" или в газете "Тобольские губернские ведомости". Как правило, эти материалы вводились в контекст более широкой по замыслу работы, чем исследование этнографии Омского Прииртышья. Отсюда и малая детализация именно этих материалов[22] .

Те территории, которые входили в административные образования с центром в Омске (Омская область, Омский округ и др., сменявшие на протяжении XVIII-XIX вв. друг друга), попадали в сферу интересов омских ученых и общественных деятелей, которые также обращались к этим сюжетам очень редко. Не изменил эту ситуацию и тот факт, что именно в Омске был создан Западно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества. Интересы этого общества, особенно на первом этапе его развития, лежали в областях очень далеких от Омского Прииртышья[23] . Только к концу XIX в. несколько усилился интерес к местной русской культуре и истории населения. Это, как нам кажется, было прямо связано с активизацией переселенческого движения в Сибирь. Как только проблемы истории и культуры русских сибиряков вышли из чисто теоретической области и стали ближе к практике, появились специальные публикации[24] , в том числе и в "центральных", как мы сказали бы сейчас, изданиях[25] . Количество этих публикаций было все так же мало, особенно тех из них, что были посвящены собственно культуре[26] . Больший интерес в это время проявляли историки, экономисты и статистики к вопросам, связанным с формированием населения в Омском Прииртышье, с оседанием здесь переселенцев и их хозяйственным обустройством[27] .

Потребности педагогической практики также стимулировали интерес к истории и культуре местного русского населения. Широко известен сейчас в Омске "Учебник родиноведения" А.Н. Седельникова, содержащий материалы этнографического характера[28] . Такого рода издания публиковались и в советское время, но централизация издательского дела, тем более в сфере публикации учебников, положила конец этой практике[29] .

Целенаправленно работа по изучению традиционной истории и, отчасти, этнической истории русских Омского Прииртышья начались только в советское время. Можно выделить три основных фактора, которые этому способствовали в первой половине XX в.: создание в Омске Государственного Западно-Сибирского краевого музея (1921 г.), активизация в 1920-30-х гг. краеведческой работы и организация в Омске государственного педагогического института (1932 г.)[30] .

Музей в первые годы своего существования вел большую экспедиционную деятельность, каждое лето организовывались экспедиции, в том числе и этнографические, собирались коллекции[31] . В это время пополнялись и русские коллекции музея. Наиболее значимой в это время была поездка И.Н. Шухова к русским старообрядцам в Тюкалинский и Крутинский районы Омской области[32] . Тогда же были частично проанализированы и опубликованы собранные коллекции[33] .

Активная деятельность музея в связи с внутриполитической обстановкой в СССР пошла на спад в начале 1930-х гг., а с середины 30-х гг. практически прекратились экспедиционные изыскания и научное изучение коллекций. Только в 1950-е гг. начался новый этап изучения этнографии Омского Прииртышья музейными сотрудниками. Основное направление музейной работы в области этнографии в это время - формирование коллекций культуры и быта разных народов, проживающих на территории области, в том числе и русских. Значительно пополнились русские этнографические коллекции в результате экспедиционных поездок А.Г. Беляковой на север области, где собирались предметы хозяйства и быта. В 1970-х гг. началось сотрудничество музейных сотрудников и омских этнографов, представляющих высшую школу. В результате был подготовлен ряд каталогов по русским этнографическим коллекциям[34] .

Сложной в 1920-1930-е гг. была и история краеведческого движения. В 1920-е гг., по данным А.В. Ремизова, краеведческое движение было, прежде всего, связано с новой для этого времени структурой - Омским обществом краеведения. Оно действовало активнее, чем музей и другие организации, призванные вести краеведческую деятельность - Западно-Сибирским отделение Русского географического общества, просуществовавшее до начала 1930-х гг., и Общество изучения Сибири, действовавшее в конце 1920 - начале 1930-х гг.[35] . Особенностью Омского общества краеведения было то, что самой активной, а в первое время (середина 1920-х гг.) и "чуть ли не единственно работающей" была секция школьного краеведения[36] . Этим, с нашей точки зрения, и определяется относительно небольшое количество публикаций по этнографии русских Омского Прииртышья в это время[37] . Между тем, ряд материалов, собранных членами Общества, не был опубликован. В частности, в архивах хранятся материалы по народному творчеству - свыше 7300 народных песен, частушек, поговорок, сказок и легенд[38] .

Интерес к местной истории и культуре проявляли краеведы. В 1920-е гг. их большая часть была увлечена изучением природы края. Некоторые энтузиасты изучали историю и культуру края, но больше занимались археологией и историей, чем этнографией. Но даже те, кто действительно интересовался сюжетами из народного быта, как, например, И.Н. Шухов, увлекались все же культурой нерусских народов Омского Прииртышья[39] . Активно участвовали в сборе материалов по традиционной культуре родного края краеведы-фольклористы - Н.Ф. Черноков и И.С. Коровкин[40] . В.С. Аношин и особенно А.Ф. Палашенков были специалистами по широкому кругу вопросов, связанных с историческим краеведением, включая и вопросы истории населения и его традиционной культуры[41] .

Деятельность практически всех названных краеведов начиналась в Омском Прииртышье еще в 1930-е гг. Можно сказать, что эти исследователи родного края создали эталон краеведческого исследования, к которому впоследствии стремились другие, в том числе и современные нам, краеведы. По этой схеме изучение любого места складывается из истории его заселения и хозяйственного освоения, изучения всех доступных сведений о первопоселенцах, сбора материалов по местной культуре и общественной истории населенных пунктов - какие ярмарки здесь работали, храмы освещались, кто основал колхозы и т.п.[42] . Но само время не предполагало активной публикации краеведческих материалов, отчего мы располагаем только отрывочными и краткими публикациями того времени. Сознавая это, наиболее деятельные из краеведов специально готовили к сдаче в Государственный архив Омской области свои материалы[43] . В настоящее время эти материалы доступны для изучения в основном специалистам, поэтому предпринимаются шаги для публикации материалов краеведов середины XX века. Среди таких публикаций есть и очень интересные для специалистов по этнографии[44] .

Во второй половине XX в. краеведческая деятельность не прекратилась. История районов и отдельных населенных пунктов Омской области в подавляющем большинстве случаев пишется силами краеведов, многие из которых используют разработанную еще старыми краеведами методику этой работы. Большой интерес проявляют к истории населенных пунктов и их основателей журналисты - сотрудники районных газет. Несмотря на то, что интерес этот часто "прикладной", определяемый потребностью в статьях к разным юбилейным датам, делается ими немало. Практически, за вторую половину XX века была написана "летопись сибирских деревень"[45] .

Кратко суммируем итоги деятельности омских краеведов в области этнографии и истории русских Омского Прииртышья. Именно краеведы-любители первыми стали систематически собирать материалы по истории населенных пунктов и традиционной культуре русских Омского Прииртышья. Интерес к этнографическим сюжетам в их трудах был "комплексным", эти материалы были составной частью сочинений на более широкие темы.

Следующий этап изучения истории Омской области начался с возрождением в Омске в 1947 г. Омского отдела Географического общества СССР[46] . Вся деятельность этого отдела может быть названа краеведческой, так как в центре исследований находились вопросы именно местные. Основным направлением деятельности Отдела стали исследования в области географических наук. Историко-краеведческая работа активно велась в сфере изучения процессов заселения Омского Прииртышья, то есть в области близкой к географии населения. В "Известиях Омского отдела Географического общества Союза ССР" был опубликован ряд статей о заселении Омской области русскими в разные периоды истории[47] . В научный оборот были введены ранее не печатавшиеся материалы дозорных книг XVII в., ревизских сказок XVIII в. и ряд других документов из архивов Тобольска, Москвы и Омска. В результате сложилась цельная картина истории заселения Омского Прииртышья в XVII-XIX вв. В определенной мере обобщил всю проделанную работу труд А.Д. Колесникова "Русское население Западной Сибири в XVIII - начале XIX вв." (Омск, 1973), который фактически является энциклопедией по истории заселения нашего края. Ученые, близкие к Омскому отделу Географического общества, много публиковались в научных изданиях[48] . Печатались их статьи и в местной периодике, на страницах областных и районных газет[49].

Рассмотренные работы до сих пор используются этнографами в ходе исследований по этнической истории русских жителей области. Однако, с точки зрения нашей науки, в этих трудах есть одна информационная лакуна, над заполнением которой и работают сейчас этнографы. Интересуясь местами выхода переселенцев и процессами их оседания в Омском Прииртышье, историки, за редкими исключениями[50], не учитывали этнической принадлежности вновь прибывавших поселенцев. Однако это и не входило в задачу исторических исследований.

Завершая рассмотрение этого сюжета, отметим, что научный и общественный интерес к исследованиям такого рода высок до сих пор. В последние годы А.Д. Колесников подготовил ряд научно-популярных работ, посвященных истории заселения и освоения Омской области[51] . Появились работы и других авторов по истории отдельных населенных пунктов области и целых районов[52]. Таким образом, усилиями историков и краеведов, изучающих родные села и деревни, написана история заселения Омской области и выделены основные этапы формирования русского населения в регионе. Эти работы стали информационной базой для изучения этнической истории и выделения групп русских в Омском Прииртышье.

Следует также отметить значение фольклористических исследований в регионе. Решая научные проблемы, стоящие перед своей наукой, омские фольклористы накопили материалы, важные и для изучения этнографии русских. Активные фольклористические исследования в области стали проводиться сотрудниками Омского государственного педагогического института в 1950-е гг. До этого в местной печати публиковались небольшие отдельные статьи, посвященные, по большей части, такому жанру как частушки[53] и отдельные сборники фольклорных текстов. Систематическое и целенаправленное изучение фольклора связано с именами В.А. Василенко и Т.Г. Леоновой[54] . В конце 1960-х - 1980-е гг. под руководством Т.Г. Леоновой стал складываться круг ученых-фольклористов[55]. Собранные полевые материалы хранятся в Фольклорном архиве ОмГПУ, имеется большое количество научных публикаций, посвященных местному фольклору [56]. Были опубликованы и сборники фольклорных текстов, прежде всего, записанные в Омском Прииртышье сказки и песни. Резко возросла активность этой группы ученых в 1990-е гг. В это время на базе Омского государственного педагогического университета был организован и активно действует Западно-Сибирский региональный вузовский центр по народной культуре, руководителем которого является профессор Т.Г. Леонова. С 1992 г. Центр проводит ежегодные научно-практические семинары по народной культуре.

Работа опубликована в: Русские в Омском Прииртышье (XVIII - XX века): Историко-этнографические очерки / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ООО "Издатель-Полиграфист", 2002. - С. 8-18.

© М.Л. Бережнова, Л.Б. Герасимова, А.А. Новоселова, 2002 г.

<<< Назад. Окончание>>>

<<< На Русскую страничку

 


 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024