123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Библиографические указатели | Монографии и сборники | Статьи | Учебно-методические материалы | Квалификационные работы | Об этнографии популярно

Введение | Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | Заключение | Приложение 1 | Приложение 2 | Сокращения
3.1. | 3.2. | 3.3.

Глава 3

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ
И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЩНОСТИ
(по материалам Западной Сибири)

Одним из ранних этнографических видов историко-культурных общностей «однофакторного» порядка являются хозяйственно-культурные общности. Системообразующим фактором здесь выступают типы традиционного хозяйства. Каждая хозяйственно-культурная общность охватывает несколько этнических образований и обычно не имеет общего самосознания, хотя какие-то представления о сходстве в хозяйстве и культуре у нее могут быть. Выделение хозяйственно-культурной общности приводится «по различным этнографическим признакам: преобладающему типу хозяйства... образу жизни... формам орудия труда, одежды и других элементов материальной культуры» [1] . В духовной культуре такого рода общность находит меньшее выражение, но тем не менее все же и там проявляются общие черты. В пространственном отношении хозяйственно-культурная общность ограничена и образует особый хозяйственно-культурный ареал.

Понятие хозяйственно-культурной общности, таким образом, охватывает население (несколько этнических общностей), у которого на основе общего социально-экономического уровня развития и проживания на общей территории в примерно одинаковых природных условиях в результате контактов и взаимовлияний возникли сходные хозяйственные и культурно-бытовые особенности.

Относительно связей хозяйственно-культурных общностей с хозяйственно-культурными типами в этнографии существует точка зрения, что «...каждый хозяйственно-культурный ареал представляет конкретное выражение того или иного из таких типов» [2] . Можно сказать и иначе: каждая хозяйственно-культурная общность складывается на основе одного хозяйственно-культурного типа (ХКТ) или на основе нескольких его вариантов (подтипов).

Такую ситуацию формирования хозяйственно-культурных общностей мы наблюдаем и в изучаемом нами Западно-Сибирском регионе, прежде всего у тех соседствующих групп населения, у которых сложился своеобразный комплексный ХКТ охотников-рыболовов-скотоводов, кое-где занимавшихся и земледелием, а кроме того, у скотоводов степей Западной Сибири. При изучении вопроса о конкретных видах хозяйственно-культурных общностей данного региона мы столкнулись с необходимостью выделить и изучить виды ХКТ у тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины. Следует заметить, что такого рода научная работа здесь еще не проводилась. В самом общем виде в Южной Сибири был выделен ХКТ скотоводов степей и лесостепей [3] , характеристика которого была распространена и на все коренное население изучаемого нами региона. Выполнение этой узколокальной задачи привело к более общей проблеме выделения вторичных (интегрированных) ХКТ, образовавшихся в результате синтеза разных ХКТ в лесных и лесостепных районах. Появилась необходимость сформулировать и данное понятие интегрированных ХКТ, раскрыть его содержание. Это и стало основной задачей настоящей главы. Кроме того, в связи с решением проблем этнической истории научный интерес представляет и вопрос о том, как влияло сложение хозяйственно-культурной общности, базирующейся на таком ХКТ, на развитие здесь этнокультурных процессов.

Теория хозяйственно-культурных типов, разработанная с марксистских позиций в советской этнографии, привлекала внимание многих исследователей [4]. Появилось довольно большое число работ по конкретной истории и характеристике ХКТ разных народов и разных регионов [5]. Определенные успехи достигнуты и в изучении традиционных занятий и сопутствующих им явлений культуры народов Сибири. Этой теме в 1960–1990-е гг. было посвящено много научных работ [6]. Особенно важно выявление работ по исследованию непосредственно ХКТ народов Сибири и Дальнего Востока [7] .

Относительно народов Южной Сибири следует заметить, что долгое время изучение их ХКТ не проводилось. В самом общем виде в 1956 г. была сформулирована характеристика ХКТ скотоводов, которая сводилась к следующим моментам: «Основой хозяйства скотоводов степей и лесостепей являлось разведение крупного рогатого скота и лошадей (у якутов) либо крупного рогатого скота, лошадей и овец (у алтайцев, хакасов, тувинцев, бурят, сибирских татар). Земледелие издавна существовало у всех этих народов, за исключением якутов, в качестве подсобной отрасли... Все эти народы занимались частично охотой и рыболовством. Образ жизни в более отдаленном прошлом был у них кочевой и полукочевой, но уже до революции, под влиянием русских, часть их (сибирские татары, западные буряты и др.) перешли к оседлости» [8] .

Исследование конкретных видов ХКТ самодийских и тюркских народов Южной Сибири связано прежде всего с именем С.И. Вайнштейна [9], который, в частности, выделил у тувинцев три ХКТ: кочевых скотоводов горно-степной зоны, охотников-оленеводов горно-таежной зоны, кочевых и полукочевых охотников-скотоводов горной таажно-степной зоны. С.И. Вайнштейн проследил также распространение первого типа у бурят, монголов, киргизов, хакасов, второго типа – у тофаларов, камасинцев, части дархатов, третьего типа – у части алтайцев, бурят, монголов, хакасов [10]. Результаты его работы показали, что хозяйственно-культурный облик народов Южной Сибири гораздо сложнее, чем представлялось до этого, что на самом деле здесь в зависимости от различных природных условий было распространено несколько ХКТ (а не один ХКТ полукочевых и кочевых скотоводов степей и лесостепей) и что все эти вопросы требуют своего дальнейшего изучения по другим южно-сибирским народам. Вопросы ХКТ южных народов Западной Сибири впервые привлекли специальное внимание на состоявшемся в 1980 г. в Томске Западносибирском археолого-этнографическом совещании «Особенности естественно-географической среды и исторические процессы в Западной Сибири», материалы которого были затем опубликованы [11] .

Разделы главы

3.1.  Природная среда и особенности хозяйственных систем у населения южной и средней полосы Западной Сибири

3.2. Интегрированные хозяйственно-культурные типы и этнокультурный облик населения

3.3. Этнические процессы и историко-культурные общности тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в XVI – начале XX вв.

Опубликовано: Томилов Н.А. Проблемы этнической истории (По материалам Западной Сибири). – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. – С. 54–108 (текст главы полностью); с. 54–56 (вводные замечания к главе).


 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024