123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Библиографические указатели | Монографии и сборники | Статьи | Учебно-методические материалы | Квалификационные работы | Об этнографии популярно

Введение | Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | Заключение | Приложение 1 | Приложение 2 | Сокращения


Введение

Исследование современного этнического развития народов тесно связано с изучением их прошлой этнической истории, позволяющей понять особенности этнических процессов, протекающих в настоящее время. Одновременно с появлением в отечественной науке работ по этнической истории конкретных народов и населения целых регионов, в том числе и по этнической истории поздних этапов, шло методическое и теоретическое осмысление проблем по этой тематике. В литературе разрабатывались вопросы сущности и типологии этнических процессов, выявлялись причины их развития и действие комплекса этих причин в прошлом и настоящем в зависимости от численности, расселения, особенностей исторического пути тех или иных народов, определялись показатели этнических процессов и факторы, усиливающие или ослабляющие их развитие. Многое в этом направлении сделали С.А Арутюнов, Ю.В. Арутюнян, В.И. Бойко, Ю.В. Бромлей, С.И. Брук, И.С. Гурвич, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижева, Т.А. Жданко, В.И. Козлов, В.В. Пименов, В.В. Покшишевский, Л.П. Потапов, П.И. Пучков, В.А. Тишков, К.В. Чистов и ряд других ученых.

В плане разработки общих положений, связанных с характеристикой этнических изменений у тех или иных народов, многое дали дискуссии и работы по проблемам типологии этнических общностей и выделения признаков, определяющих уровень их развития, а также работы по теории этноса и в целом по современным проблемам этнографии. Теория этноса, этнических общностей, как и всех видов историко-культурных общностей, является, по нашему мнению, крупнейшей научной проблемой, разрабатываемой в отечественной этнографии. Углубление различных ее аспектов – задача настоящего дня.

В Сибири своеобразным центром по изучению этнолингвистических процессов и проблем современного социального развития народов Сибири стал Объединенный институт истории, филологии и философии СО РАН. В последние годы в Омске на кафедре этнографии, историографии и источниковедения госуниверситета и в Омском филиале Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН образовалась группа этнографов, занимающихся изучением этнической истории и современного этнического развития народов Сибири, разрабатывающая некоторые теоретические и методические вопросы этих научных направлений и объединяющая вокруг себя ученых других научных учреждений в связи с проведением исследований по всероссийской научной программе «Народы России: возрождение и развитие». В настоящее время эта группа (Ш.К. Ахметова, М.Л. Бережнова, В.Б. Богомолов, И.В. Захарова, Д.Г. Коровушкин, М.А. Корусенко, С.Н. Корусенко, Н.В. Кулешова, И.В. Лоткин, Г.М. Патрушева, М.А. Плахотнюк, В.В. Реммлер, А.Г. Селезнев, Е.Ю. Смирнова, Т.Б. Смирнова, Н.А. Томилов, Л.Т. Шаргородский и др.) занимается изучением этнической истории и культуры проживающих в Западной Сибири и некоторых областях Северного Казахстана народов и национальных групп – белорусов, казахов, латышей, манси, немцев, русских, селькупов, телеутов, сибирских и поволжско-приуральских татар, украинцев, хантов, чувашей, чулымских тюрков, шорцев, эстонцев. В основном на данных территориях эти народы и группы проживают не компактно, а смешанно с другими этническими образованиями.

Актуальность изучения этнической истории населения таких этнически смешанных регионов определяется, на наш взгляд, следующими моментами: 1) недостаточным количеством работ по этнической истории целых регионов либо групп этнических образований на протяжении длительного периода (пока в этнографии преобладают работы по отдельным народам или по группе народов на относительно узком хронологическом отрезке времени); 2) необходимостью развернуть изучение этнокультурных процессов в историко-этнографических областях и сформировавшихся на этих территориях этнокультурных общностях разного таксонимического уровня; 3) необходимостью продолжить теоретические и методические разработки в плане изучения прежде всего теории этнической истории в целом, этнических общностей, этнических процессов, в частности этнокультурных, и др.; 4) возможностью применения полученных результатов исследования для изучения полученных результатов исследования для изучения этнических общностей как динамических систем на всем протяжении их истории, в том числе и на современном этапе, т.е. обеспечением исторической непрерывности в изучении этнической истории.

В 1968–1991 гг. автором и руководимой им группой ученых проводились работы по освещению этнической истории населения Западно-Сибирской равнины – исследовались проблемы как этногенеза и этнического развития в дореволюционный период, так и современных этнических процессов [1]. В итоге были подготовлены отдельные методологические, теоретические и методичек кие разработки по проблемам этнической истории. Они-то и составили содержание данной книги. Автор не претендует на обобщающее изложение теории и методики этнической истории и стремится осветить лишь некоторые проблемы данного научного направления, сложившегося на стыке истории и этнографии [2] . Предполагается охарактеризовать понятие «этническая история», определить объект, предмет и хронологические рамки ее изучения; затронуть вопрос об историко-этнографических общностях; выделить разделы этнической истории и определить их предметные области; рассмотреть вопрос о соотношении понятий этногенеза и этнической истории, уточнить особенности этногенетических и этноисторических процессов; высказать мнение о возможности формирования на стыке этнической истории и этносоциологии научного направления исторической этносоциологии и предпринять попытку в определении ее предметной области.

Одной из задач исследования является рассмотрение в дискуссионном порядке проблемы этнографических критериев этнической специфики археологических памятников. В связи с этой проблемой нами рассматриваются причины недостаточного на современном этапе выхода совокупности археологических и этнографических данных в область исторической информации, выдвигается предложение проводить разграничение материальной и духовной областей культуры не столько по сферам материальной и духовной деятельности, сколько по степени зависимости культурных явлений от экологической среды и по их функциональному назначению, обосновывается выдвинутое положение о многокомпонентных этнографо-археологических комплексах – системно-структурной категории, синтезирующей данные археологии и этнографии, о необходимости их конструирования, начиная с поздних этапов этнокультурной истории и углубляясь в более далекое прошлое, и о росте в связи с этим перспектив увеличения информативности материалов и решения многих проблем этнической истории.

В области этнокультурной истории в работе анализируется теоретическое положение об интегрированных хозяйственно-культурных типах (ХКТ), формирующихся на стыке различных природных зон и взаимодействия групп населения с разными ХКТ. Ставится задача рассмотреть эту проблему в тесной связи с изучением развития этнокультурных процессов и формирования черт этнокультурной общности на значительных территориях распространения вторичных интрегрированных ХКТ и первичных взаимодействующих ХКТ.

В области методики этнической истории ставится задача рассмотреть возможности использования массовых материалов записей генеалогических схем (родословных) для выделения территориально-этнических и локальных этнографических групп ХVIII–XX вв., методические приемы выборки, определения репрезентативности анализа этих материалов при изучении этнического состава и этнической истории населения, а также проанализировать возможности использования тугумных названий и генеалогий в качестве источника по этнической истории. При определении численности коренного населения по ясачным книгам и другим источникам основной задачей было обосновать необходимость углубления поисков более объективных показателей для выведения коэффициентов перевода числа ясачных в число всего (мужского и женского) населения, выявить зависимость соотношения плательщиков ясака и всего населения от особенностей местной демографической ситуации, от формы и демографической структуры семьи, от полноты учета ясачных и от других факторов.

В работе рассматриваются также некоторые конкретные методы изучения в области исторической этносоциологии. В качестве базового материала используются данные рхивов (Центрального государственного архива древних актов, Центрального государственного исторического архива, государственных архивов Омской, Томской и Тюменской областей, архивов Института этнологии и антропологии РАН и Государственного музея этнографии и др.), полевых этнографических материалов, собранных нами в многочисленных экспедициях по Западной Сибири [3] , а также данные исторической, археологической, этнографической научной литературы, сведения путешественников, опубликованные документы.

Опубликовано: Томилов Н.А. Проблемы этнической истории (По материалам Западной Сибири). – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. – С. 3–7.


 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024