123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Библиографические указатели | Монографии и сборники | Статьи | Учебно-методические материалы | Квалификационные работы | Об этнографии популярно

Введение | Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | Заключение | Приложение 1 | Приложение 2 | Сокращения


С.Н. Корусенко, Н.А. Томилов

ГЕНЕАЛОГИИ КУРДАКСКО-САРГАТСКИХ ТАТАР И МАТЕРИАЛЫ ПЕРЕПИСЕЙ НАСЕЛЕНИЯ XVIII–XIX вв.
(опыт совмещения)

При изучении этнической истории сибирских татар, сибирских бухарцев, казахов Западной Сибири конца XVI–XX вв. нами были использованы разного рода архивные материалы: данные ясачных книг, ревизских сказок, первой Всероссийской переписи населения 1897 г. и др. Тем не менее для выяснения этнического состава данных народов и групп этих сведений все же недоставало. Поэтому в 1969–1986 гг. среди томских, барабинских и большей части тоболо-иртышских татар экспедициями сначала Томского, а с 1974 г. Омского университетов было заполнено несколько тысяч родословных сибирско-татарских семей, по которым составлялись и генеалогические схемы.

На примере реконструкции этнической истории курдакско-саргатских татар – одной из этнических групп тоболо-иртышских татар – мы попытались выявить возможности получения новой информации при совмещении данных генеалогий архивных источников. Конечно, задачи реконструкции этнической истории этой группы сибирских татар конца XVIII–XX вв. были гораздо шире. Они охватывали рассмотрение генеалогий в качестве исторического и этнографического источника; выяснение современного этнического состава татарского населения Тевризского и Усть-Ишимского районов Омской области и части Вагайского района Тюменской области, на территории которых расселены курдакско-саргатские татары; рассмотрение некоторых событий этнической истории и развития этнических процессов в исследуемом регионе; выявление архивных источников по этнической истории и выработку методов работы с ними, проведение опыта совмещения архивных материалов и данных генеалогических схем.

Раньше считалось, что эти татары входят в состав тарских татар. И сейчас их порой по-прежнему называют тарскими татарами [1]. Но более глубокие лингвистическое и этнографическое обследования этой части иртышских татар показали, что они образуют отдельную самостоятельную этническую группу, названную сначала тевризскими, а немного позднее более верным по содержанию термином – курдакско-саргатскими татарами [2] . Они образовались из родоплеменных подразделений курдак (куртак, коурдак), саргат, отуз-татар, тав, карагай и состоят из двух субэтнических групп – курдакских и саргато-утузских татар. В конце XVIII–ХIХ вв. курдакско-саргатские татары проживали в трех волостях Тарского уезда – Коурдакской, Саргатской и Тав-Отузской. В конце XIX в. выделилась Карагатская волость.

В конце XVIII в. численность курдакско-саргатских татар составляла 3665 человек, в конце XIX в. – 4617 человек. В 1980-х гг. на их территории проживало свыше 10 тысяч татар.

Генеалогические записи в этой группе (а всего было заполнено 1749 генеалогий в 23 поселениях) проводились экспедициями Омского университета в Тевризском районе Омской области в 1976 (руководитель отряда В.Б. Богомолов), 1984 и 1986 гг. (начальник экспедиции Н.А. Томилов, руководитель отряда С.Н. Корусенко), в Усть-Ишимском районе Омской области в 1978 г. (начальник экспедиции Н.А. Томилов, руководитель отряда В.Б. Богомолов), в Вагайском районе Тюменской области в 1985 г. (начальник экспедиции Н.А. Томилов, руководители отрядов В.Б. Богомолов и С.Н. Корусенко) [3]. Архивные материалы (ревизские сказки 5–10-й ревизий и первичные листы первой Всероссийской переписи населения 1897 г.) [4] по данной группе татар были проработаны в Тобольском филиале Государственного архива Тюменской области в 1985– 1986 гг. Результаты проводимого исследования были частично опубликованы в ряде статей и сообщений [5] .

Один из известнейших историков, занимавшийся проблемами генеалогических источников, С.Б. Веселовекий первостепенное значение придавал методическому приему – критическому рассмотрению «...родословных источников не "самих по себе", а в соединении с другими материалами» [6]. В.И. Васильев, разработавший свою методику составления семейно-генеалогических схем и применения ее для решения вопросов этнической истории, пишет: «Данные, полученные путем генеалогического-опроса на верхнем пределе (отец–дед–прадед Эго), могут быть существенно пополнены и углублены за счет архивных и статистические материалов. В результате картина генеалогического развития отдельных семей в перспективе может быть прослежена на порядок восьмидесяти поколений, т.е. на протяжении двух-трех столетий» [7] . Такого рода способ обогатить информацию по этнической истории сибирских татар путем стыковки архивных материалов переписей населения и записей родословных был апробирован нами на материалах курдакско-саргатских татар.

Для подобного углубленного исследования были выбраны два татарских поселения – юрты Ташетканские и Нагорно-Аевские Коурдакской волости (ныне Тевризского района Омской области). Выбор этих селений объясняется тем, что по ним имеются наиболее полные архивные данные, т.е. материалы всех ревизий населения, начиная с 5-й, и переписи населения 1897 г., а также полевые материалы – в Ташетканах охвачено генеалогическим опросом 72,7 % взрослого татарского населения, в Нагорно-Аевке – 77,1 %.

Приведем данные о составе населения этих двух деревень. В Ташетканах в начале 1980-х гг. проживало 177 чел., из них татар было 171 чел. (96,6 %), русских – 6 чел. (3,4 %). Все население Нагорно-Аевска составляло 409 чел., из них татар – 328 чел. (80,2 %), русских– 78 чел. (19,1 %), иных национальностей – 3 чел. (0,7%). Следует также отметить, что для данных татарских поселений в настоящее время характерны определенный процент пришлых поволжско-приуральских татар и достаточно большое смешение их с коренными сибирскими (в основном курдакскими) татарами. По данным переписи 1897 г., в Ташетканах проживало сибирских татар – 116 чел. (45 %) и пришлых – 142 чел. (55 %), в Нагорно-Аевске сибирских татар – 58 чел. (58,6 %) и пришлых – 41 чел. (41,4 %) [8] .

Несколько слов о методических приемах нашего исследования. Следует отметить, что в XVIII – начале XX вв. в татарских селениях данного региона дети получали фамилию по имени отца, т.е. в каждом новом поколении были свои фамилии. Такое положение сохранилось до 1920–1930-х гг. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. фамилии закрепились от имени отца. В это время шло образование колхозов, представители власти ходили по домам и всех переписывали. Трудность сравнения архивных материалов и данных генеалогий состоит в том, что генеалогии не отражают эту смену фамилий, так как многие информаторы об этом не знают или не помнят. При работе с архивными материалами каждая семья записывалась нами на отдельную карточку. Затем составлялись таблицы по годам, куда заносилось только мужское население. Отметим, что 5-я ревизия населения (1795 г.) дает нам более полные данные о фамилиях, именах, этнически-асоциальной принадлежности, сведения, откуда приехала и куда переехала семья, откуда родом жена, куда выдана замуж. Примерно такие же данные дает нам первая Всероссийская перепись населения 1897 г. Остальные ревизии содержат сведения только о фамилии, имени и 10-я ревизия – об отчестве. Таблицы составлялись отдельно для каждой переписи населения, затем они сравнивались между собой.

В Ташетканах по 5-й ревизии насчитывается 9 татарских фамилий (Айтышев, Баймуратов, Бахмуратов, Курмаданов, Курманов, Кучашев, Ниясмаметов, Курмабанов, Рахмангулов). Население делится на две социальные категории – ясачные и порушные татары. Как пишет Р.К. Сатлыкова, порушные татары – это пришлая категория тюркского населения, но были среди них и местные жители [9] . Две порушные семьи – Курмановы, Рахмангуловы – были, вероятно, переселенцами из соседних деревень и являлись местными татарами, так как такие же фамилии, относящиеся к категории ясачных, встречались в этой деревне. Что касается брачных связей, то из 11 зафиксированных браков в 6 брачные партнеры происходили из одной деревни, в данном случае из д. Ташетканы. В 2 случаях жена была взята из той же волости, из д. Байбахтинской (сейчас д. Байбы Тевризского района) и д. Уштамакской. В 3 случаях жена взята из д. Куларской Тав-Отузской волости (ныне Тевризского района), т.е. также в границах расселения данной группы татар.

При сравнении пофамильного состава деревни по данным 5-й и 6-й (1811 г.) ревизий видно, что за это время исчезло 3 фамилии – Кучашев, Ниясмаметов, Курмаданов. В материалах 5-й ревизии они были представлены всего одним человеком, т.е. со смертью человека исчезла и фамилия. Появилось 3 новых фамилии, из них 2 (Кундюков, Сеитбагин), вероятно, относились к приезжим и 1 фамилия (Шугуров) образовалась от имени отца (Бахмуратов Шугур – Шугуров Аитбага).

За период между 6-й и 8-й (1834 г.) ревизиями исчезла 1 фамилия – Кундюков, которая была представлена до этого одним человеком. Одна семья Измайловых приехала из д. Уштамакской Коурдакской волости, семья Кутангуловых – из д. Байбахтинской той же волости. Таким образом, появилось 2 новых семьи (и фамилии) и 3 новых фамилии (Бакин, Бикинев, Уразаев) образовалось от имени отца.

За период между 8-й и 9-й (1850 г.) ревизиями приезжих и отъехавших не наблюдалось. От имени отца образовалось 5 новых фамилий: Рамазанов, Матыкин, Сафаров, Аитмаметов, Бикбаулов. К 10-й ревизии (1858 г.) от имени отца образовалось 3 новых фамилии: Айтбагин, Аптыгаримов, Уразбахтин. Состав населения деревни остался прежним.

Большие изменения произошли в период между 10-й ревизией и первой Всероссийской переписью населения 1897 г. Это было связано с тем, что между ними лежит большой промежуток времени (39 лет), и, что еще важнее, что с развитием капитализма в России после реформ 1860–1870-х гг. наблюдалась большая волна переселенцев-татар из европейской части России.

По данным переписи 1897 г., 36 фамилий относятся к государственным крестьянам (т.е. к поволжским татарам), 26 – к инородцам (т.е. к местным сибирским татарам), 1 – к бухарцам. Появилось 6 новых фамилий местных татар, что было связано, видимо, с переездом из соседних деревень, и 17 новых фамилий образовалось от имени отца. Одна фамилия (Кутангулов) исчезла. В целом надо отметить, что хотя фамильный состав населения менялся постоянно, существовали группы фамилий, имевших общего предка.

Следующим этапом нашей работы было сравнение данных о современном пофамильном и этническом составе и данных переписи 1897 г. Состав населения Ташеткан за этот период времени претерпел сильные изменения. Если сравнивать пофамильный состав жителей по переписи населения 1897 г. и похозяйственным спискам Бакшеевского сельского совета 1984 г., то выясняется следующая картина. В 1897 г. в деревне проживали представители 56 фамилий. По похозяйственным спискам прослежено 34 фамилии. 12 фамилий сохранилось с 1897 г., 4 из них относилось в прошлом к инородцам, т.е. к местным татарам, и 8 фамилий – к государственным крестьянам, т.е. к пришлым поволжско-приуральским татарам.

Участниками экспедиции Омского университета в д. Ташетканы было записано 88 генеалогий. В ходе работы использовались не сами родословные, а карточки, на которые заносилась история фамилии по данным генеалогий. На карточках отражена история 61 фамилии. Представители 40 фамилий переехали в Ташетканы после 1897 г., причем переезд происходил в основном начиная с 1930-х годов.

По собранным генеалогиям прослеживаются представители 19 фамилий, проживавших в данном поселении до 1897 г., т.е. до переписи населения. Представителей 4 фамилий не удалось обнаружить в переписи, остальные 15 фамилий выявлены. При этом оказалось, что большая часть фамилий видоизменена, т.е. вплоть до 1930-х годов происходила их смена. Из этих 15 фамилий 6 принадлежат поволжским и 9 местным татарам.

Уже в генеалогиях прослеживается несовпадение этнической принадлежности части родителей и детей, так как некоторые потомки пришлых татар переходили на этническое самосознание сибирских татар и переносили его на своих предков, относя их к сибирским татарам. За исключением 2 человек все остальные информаторы правильно определили этническую принадлежность своих предков. Таким образом, по нашему мнению, генеалогии являются в целом репрезентативным источником, дают нам правильные сведения об этническом составе населения.

Из табл. 2 видно, что произошла смена этнического самосознания у поволжских татар Чалимова и Гайнутдинова. У обоих жены были местными сибирскими татарками, что привело к смешению и замене этнического самосознания.

 Таким образом, с 1795 до 1858 гг. больших изменений в составе населения Ташеткан не произошло. Появление новых фамилий было связано в основном с образованием их от имени отца. За этот период лишь 3 фамилии (Кутангулов, Измаилов, Сеитбагин) появилось в данном поселении в связи с переездом их носителей.

Большая разница наблюдалась между данными 1858 и 1897 гг. Это было связано в первую очередь с развитием капитализма в России и усилением миграций. Отсюда и различные переселения в д. Ташетканы, в первую очередь поволжско-приуральских татар по причине нехватки крестьянской земли в европейской части страны, но также и местных курдакско-саргатских татар из других деревень.

Еще более значительные изменения в составе населения произошли в промежутке между 1897 и 1986 г. Это связано и с переселением пришлых поволжско-приуральских татар, и с развитием связей между деревнями в пределах района проживания местных курдакско-саргатских татар. За этот период прослеживается по генеалогиям 1 переезд из Башкирии и 7 переездов из Поволжья, т.е. казанских татар и мишарей, хотя казанских татар в Ташетканы переехало значительно больше. Это связано с тем, что казанские татары поселялись сначала в различных близлежащих деревнях, а позднее переселялись в Ташетканы.

В пределах района расселения курдакско-саргатских татар такие перемещения происходили следующим образом: 6 фамилий появилось в Ташетканах в связи с переездом их представителей из д. Байбы, столько же – из д. Тайчи, по 4 – из д. Утузы и Нагорно-Аевск, 1 – из д. Лугово-Аевская, по 2 – из д. Качуково, Супра, Эбаргуль, Ильчибага, Б. Туралы, Летняя, Кускуны. Из всех 39 приезжих 25 человек переехали в Ташетканы в связи с замужеством или женитьбой, т.е. эти переезды отражают брачные связи, остальные переезды связаны с другими причинами. Как видно из генеалогий, браки в основном заключались между представителями близлежащих деревень. Надо также отметить, что наиболее близкие брачные контакты установились между д. Ташетканы и Байбы. Они прослеживаются еще по ревизиям населения, начиная с 5-й ревизии (1795 г.). Из всего вышеизложенного понятно теперь, почему нами было выявлено всего 15 общих фамилий у татарского населения между 1897 и 1986 гг.

Другим объектом исследования было население д. Нагорно-Аевской Коурдакской волости, расположенной недалеко от д. Ташетканы. В ревизиях она называлась Аевской, а в 1897 г. в первой Всероссийской переписи населения она именовалась уже Нагорно-Аевской.

В Нагорно-Аевске, по данным 5-й ревизии, насчитывалось 33 фамилии (Абышкин, Ардынусов, Атнагулов, Баимов, Бейчиргин, Бехметев, Ептиметев, Еманов, Еминов, Енеев, Кулбагин, Кумыков, Курманов, Кучапов, Кучашев, Кучеметов, Мулашев, Наурусов, Ниясов, Ремгулов, Нияскулов, Табагин, Таимрыев, Тайлаков, Тайнаев, Тамланов, Темиров, Тиясов, Точкубаев, Тухтин, Чеисов, Чуниев). Что касается брачных связей, то из 46 зарегистрированных браков в 18 случаях брачные партнеры происходили из одной деревни (в данном случае из самой д. Нагорно-Аевской). В 23 случаях брачные партнеры были из деревень одной волости. Наибольшее число брачных связей отмечено с жителями д. Тепкашской (в 8 случаях). Брачные партнеры происходили также из следующих деревень Коурдакской волости: Байбахтинской, Еланаульской, Качуково, Кускунов, Ташетканской, Таилацкой, Уштамакской. В 2 случаях брачные партнеры были из Саргатской волости (д. Ашеваны и Тебендинская), в 1 случае – из Тав-Отузской волости (д. Отузская). Только 1 случай выходил за пределы расселения данной группы татар, когда брачный партнер происходил из д. Апылово Айлыкской волости.

В д. Аевской в составе населения произошли большие изменения, нежели в Ташетканах. В период между 1795 и 1811 гг. появилось 2 новых фамилии – Исенов, Абышев, не имевшие корней в этой деревне, и 5 новых фамилий, образованных от имени отца (Кунаев, Ибрашев, Наурусов, Баиктин, Танкаев). В период между 6-й и 8-й ревизиями исчезло совсем 6 фамилий – Танкаев, Кунаев, Нияскулов, Ниясов, Кучапов, Еминов. В основном, эти фамилии в 6-й ревизии были представлены по 1 человеку. Появилась одна новая фамилия (Консеитов), а 12 фамилий было образовано от имени отца – Сабаров, Муратов, Кочкубаев, Курманбагин, Тиясов, Дианов, Нуриев, Кучеев, Бугаев, Уразметев, Натырбагин, Кочкобаев. Между 1834 и 1850 гг. исчезло совсем 2 фамилии (Бахметев, Дианов), из имен образовалось 9 новых фамилий – Меретев, Ниясов, Тохтобаев, Кузеняков, Кучемгаров, Маметбагин, Реимбакин, Аллабердин, Итмаме-тов. Появления фамилий, не прослеживающих предков в данной деревне, на этом этапе не наблюдалось.

В период между 9-й и последней, 10-й, ревизиями исчезла 1 фамилия– Ибряшев, появилось 14 новых фамилий, образованных от имени отца – Сумашев, Аптысалошев, Сагитов, Султанов, Шугуров, Ахметов, Мухаметов, Мамурзин, Авасбагин, Сафарметов, Валитов, Ниясбагин, Ниясмаметов, Аитбаев.

Этнический состав деревни фактически остался прежним. Большие изменения произошли в период после 10-й ревизии и до переписи населения 1897 г. В 1897 г. в данном поселении были зафиксированы представители 26 фамилий. Из них 12 фамилий относилось к государственным крестьянам, т.е. к поволжско-приуральским татарам, и 14 фамилий – к инородцам, т.е. к сибирским татарам. Из этих 14 фамилий 4 были новыми, предки носителей которых не прослеживались по ревизиям. По сравнению с 1858 г. исчезло 17 фамилий инородцев по неизвестным причинам, от имени отца образовалось 9 фамилий (Учекин, Тавлетов, Рахматуллин, Аитбагин, Юлаев, Султангулов, Саитбаков, Аптуков, Алимбаев), 1 фамилия (Ахметов) сохранилась с 1858 г.

Проводившиеся в данном поселении в 1986 г. полевые работы отразили очень большие изменения в составе населения. С одной стороны, их можно объяснить тем, что в 1948 г. в Нагорно-Аевск переселилось много семей, так как Луго-Аевская, расположенная недалеко, была затоплена и жители ее переехали в близлежащие деревни, в том числе и в Нагорно-Аевск. По нехозяйственным спискам Бакшеевского сельского совета 1986 г. в обследованной нами деревне выявляется 37 фамилий. Только 7 из них встречается и в материалах переписи 1897 г.: 2 фамилии (Хабибуллин, Аптрахимов) государственных крестьян, т.е. поволжских татар, и 5 фамилий местных сибирских татар (Саитбагин, Давлетов, Султанов, Юлаев, Алтынбаев). Так как и после переписи 1897 г. фамилии изменились, о чем говорилось выше, необходимо было сравнить данные генеалогий и переписи населения 1897 г.

Участниками экспедиции Омского университета в д. Нагорно-Аевск было записано 94 генеалогии. На карточках, составленных по их данным, отражена история 40 фамилий. Представители 27 фамилий переехали в Нагорно-Аевск после 1897 г., 3 фамилии (Ниязбагин, Сафиулин, Абубакиров) упоминаются уже в начале 1900-х гг.

По собранным генеалогиям прослеживаются представители 10 фамилий, проживавших в данном татарском поселении до 1897 г., т.е. до названной переписи населения. Не удалось обнаружить в переписи 2 фамилии (Шарипов, Фатхутдинов), возможно, предки их проживали сначала не в этом поселении. Остальные 8 фамилий обнаружены, некоторые видоизменены. Из них 5 принадлежало инородцам (сибирским татарам) и 3 – государственным крестьянам, т.е. пришлым поволжско-приуральским татарам.

За исключением 2 человек все остальные информаторы правильно определили этническую принадлежность своих предков. Этим еще раз подтверждается репрезентативность генеалогического источника. Смена этнического самосознания у Гарифуллина и Тухватуллина скорее всего произошла потому, что в настоящее время мы наблюдаем переход части пришлых поволжско-приуральских татар на этническое самосознание местных сибирских татар, который захватил и представителей данных фамилий.

 

Изучив материалы по д. Нагорно-Аевск, мы приходим к выводу, что с 1795 до 1858 гг. больших изменений в этническом составе населения не произошло. Появление новых фамилий было связано в основном с образованием их от имени отца. За этот период лишь 3 фамилии (Иянов, Абышев, Копсеитов) появилось в данном поселении в связи с переездом их носителей.

Большая разница наблюдается, между данными 1858 и 1897 гг., но еще более значительные изменения в составе населения произошли в промежутке между 1897 и 1986 гг. Это связано и с переселением пришлых поволжско-приуральских татар, и с развитием связей между деревнями в пределах района проживания местных курдакско-саргатских татар, и с исчезновением д. Луго-Аевской, часть жителей которой переселилась в Нагорно-Аевск. За этот период прослеживаются по генеалогиям 2 переезда поволжско-приуральских татар.

В пределах района расселения курдакско-саргатских татар перемещения происходили следующим образом. В Нагорно-Аевске 4 фамилии появились в связи с переездом их представителей из д. Качуково Знаменского района, столько же – из Ташеткан и Тайчи, 7 – из Луго-Аевской, по 2 фамилии – из Байбы и Утузы, по одной – из Летней и Уштамака. Одна семья переехала из Киргизии, одну семью образуют крымские татары. Из всех этих 29 приезжих 13 переехали в Нагорно-Аевск в связи с замужеством или женитьбой, остальные переезды отражают миграции населения по другим причинам.

Как видно из генеалогий, браки в основном заключались между представителями близлежащих деревень и в пределах проживания данной группы татар. Одна деревня Качуково находится не в Тевризском, а в Знаменском районе и как бы выбивается из границ современного расселения курдакско-саргатских татар. Но дело в том, что эта деревня в прошлом входила в состав Коурдакской волости. Надо также отметить, что наиболее близкие брачные контакты установились между Нагорно-Аевском, с одной стороны, и Ташетканами и Тайчи – с другой. Эти контакты прослеживаются также и по материалам ревизий населения конца XVIII – середины ХIХ вв.

Сравнивая архивные материалы и данные генеалогий, нам удалось изучить этнический и пофамильный состав двух деревень татар на протяжении двух веков, проследить изменения в этом составе, выявить историю отдельных фамилий, изучить брачные связи и миграции населения. Проделав такую работу по всем деревням, в которых проживает курдакско-саргатская группа сибирских татар, можно получить почти полную картину этнической истории целой группы татарского населения на протяжении конца XVIII–XX вв.

Опубликовано: Томилов Н.А. Проблемы этнической истории (По материалам Западной Сибири). – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. – С. 202–215.

 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024