123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Библиографические указатели | Монографии и сборники | Статьи | Учебно-методические материалы | Квалификационные работы | Об этнографии популярно

Введение | Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | Заключение | Приложение 1 | Приложение 2 | Сокращения


Глава 1

ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

1.1. Объект и предмет этнической истории

В отечественной этнографии давно уже довольно четко определился интерес к понятию «этническая история», ее объектной и предметной областям. В последние десятилетия это связано с углублением теоретических разработок в данном научном направлении. В ноябре 1987 г. в Звенигороде на эту тему была организована всесоюзная школа-семинар «Методология и методика изучения этнической истории» [1] .

Сведения о появлении термина «этническая история» в 1930-х гг., о его трактовках содержатся в статье Н.Г. Волковой, посвященной содержанию понятий этнической истории [2] . Это во многом избавляет нас от освещения историографии данной проблемы.

Традиционно под этнической историей понимаются процессы формирования и этнического развития тех или иных этнических общностей или населения каких-либо регионов. Часто в литературе можно встретить соединение понятий «этногенез» и «этническая история». В работе Р.Ф. Итса «Введение в этнографию» этногенез и этническая история выделяются в качестве одного из основных разделов этнографии, дающего «...возможность решить вопрос о происхождении самого этноса, изменениях этнических общностей, проследить процессы и результаты межэтнических отношений [3]. В последние годы в противовес такому соединению стала усиливаться мысль о необходимости разграничения этих понятий, образующих якобы разные области этнографических знаний [4] .

В настоящее время распространено несколько подходов к понятию «этническая история». Один из них связан с необходимостью отграничить его от понятия этногенеза в стадиальном плане. Наиболее полно, пожалуй, эта точка зрения изложена в работах В.И. Васильева. Под этногенезом он понимает процесс исторического формирования этноса из разнородных этнических компонентов, а под этнической историей – «... период исторического развития этноса, начиная с заключительной стадии его формирования до любого заданного хронологического отрезка, включая современное нам время» [5] . Обращает на себя внимание выдвинутое им положение о том, что этногенетические процессы не прекращаются с формированием этноса, они имеют место и в период этнической истории, но не являются определяющими. В.И. Васильев на конкретных материалах показывает, как в период этноисторического развития самодийские народности Севера включили в себя иноэтнические группы или их элементы и утрачивали частично собственные компоненты.

Одно из последних определений этнической истории принадлежит Н.Г. Волковой: «ЭИ (этническая история. – Н.Т.) – это развитие в диахронии всех видов этнических процессов, протекающих в уже сформировавшемся этносе, и изменение под их влиянием основных характеристик этноса» [6].

Широко распространенным является другой подход, при котором понятие «этническая история» охватывает как этногенез – формирование этнических общностей, так и последующее их этническое развитие на всех стадиях истории человеческого общества вплоть до современности [7]. Такое емкое содержание в понятие этническая история вкладывается, например, в определении Л.П. Лашука, который писал: «Как научная проблематика "этническая история" включает не только раскрытие этногенеза народов, но и процессов развития этнических (по существу, этносоциальных) общностей от древних племенных образований до современных народностей и наций, процессов этнических дроблений, сближений, ассимиляций и консолидации» [8].

Третий подход характеризуется тем, что под этнической историей понимается иногда формирование этнических общностей от этноплеменных объединений до завершения складывания народностей. В данном случае вся этническая история фактически как бы укладывается в рамки этногенеза, совпадает с историей этногенетических процессов [9] . Высказывается (правда, в основном в устной форме) и такое мнение, что этническая история охватывает формирование и этническое развитие этносов, исключая современную эпоху. Что касается современности (по отношению к народам нашей страны этот период начинают нередко с послереволюционных лет), то этническое развитие этносов подпадает в этом случае под другое понятие – «современные этнические процессы».

Наконец, отметим и тот факт, что в послевоенный период имела место тенденция преувеличения значения понятия «этногенез». В.И. Васильев, приведя известное определение этногенеза С.А. Токарева, включавшее не только складывание, но и развитие народа [10], замечает, что «...данное определение фактически не оставляет места для применения термина этническая история, обнимая все стадии формирования и развития народностей обобщенным термином этногенез» [11] .

Не останавливаясь на некоторых других нюансах в подходе к стадиальному и временному объему понятия «этническая история» и не затрагивая различных точек зрения на содержание этого понятия, отметим, что наиболее приемлемым нам представляется понимание этнической истории как отрасли знаний, охватывающей, прежде всего, изучение этнических и этносоциальных процессов и на стадии формирования этнических и этнографических общностей, и на стадии их этнического развития (вплоть до их трансформации, если речь идет об исчезнувших этносах). Определения этнической истории как научного направления в этнографической литературе встречаются довольно редко, и сформулированы они в самом общем виде. Приведем одно из таких определений, данное Ю. В. Бромлеем: «Под этнической историей подразумевается изучение изменений этнических общностей во времени; речь идет об изменениях, касающихся не только отдельных черт таких общностей, но и их в целом» [12]. В более ранней своей работе он следующим образом характеризовал задачи этнической истории: «Исторический подход необходим этнографии не только для рассмотрения изменений, происходящих с отдельными компонентами ее объекта, но и для выяснения генезиса и развития этноса в целом. С этим исследовательским аспектом связано одно из важнейших направлений этнографической науки – этническая история; в рамках данного направления изучение отдельных компонентов этноса в конечном счете подчинено выяснению его динамики как целостной системы. Главная задача разработки проблемы этнической истории – исследование всех видов этнических процессов, в том числе этносоциальных» [13] .

Прежде чем перейти к характеристике объекта и предмета этнической истории, необходимо подчеркнуть, что она представляет собой целое научное направление, сформировавшееся на стыке этнографии и истории, и может рассматриваться даже как относительно самостоятельная научная дисциплина. При изучении проблем этнической истории этнографов и историков объединяет историко-генетический подход к их решению, а также стадиальный подход в исследовании развития этнических процессов в целом. И историки, и этнографы рассматривают возникновение и развитие этнических общностей во взаимодействии с другими явлениями социально-экономического и политического характера, применяя в своих исследованиях метод последовательного историзма, а также другие научные методы.

В то же время в работах историков и этнографов этого направления расставляются несколько разные акценты. Так, историки большое внимание уделяют конкретной истории этногенеза, прошлому этнических компонентов. Их интересуют прежде всего результаты миграций, демографических процессов, социально-экономической и политической истории этнических общностей, результаты межэтнических контактов, взаимосвязь этнических процессов с историей стран и регионов с моноэтническим и полиэтническим составом населения, вопросы периодизации и хронологических этапов этногенеза и т.д., а в итоге – роль тех или иных народов в общем ходе истории. Историков интересуют и вопросы генезиса этносов как этносоциальных организмов – эсо, по терминологии Ю.В. Бромлея [14], а также их дальнейшее развитие. Чаще эти вопросы они рассматривают в тех случаях, когда на основе эсо возникает политическое (государственное) объединение или когда эсо более или менее монолитно с какой-либо административно-территориальной структурной единицей. Меньше историки затрагивают в своих работах вопросы, связанные с собственно этническими аспектами – с формированием и развитием этникосов – этносов в узком значении этого термина [15] , оформлением и проявлением их этнических свойств. И наоборот, внимание этнографов сосредоточивается прежде всего на проблемах генезиса и динамики этнических образований как на уровне этникосов, так и на уровне эсо. В этнографии рассматривается ход самих этнических процессов, протекающих в результате спонтанного развития, межэтнических контактов и синтеза этих двух (внутренней и внешней) сторон. По-видимому, можно заметить и некоторые другие различия в подходе к проблемам этнической истории этнографов и историков, в их источниковедческой базе, но в целом же, и подчеркнем это еще раз, здесь наблюдается значительное совпадение целей, методов и содержания исследования. Это и понятно, так как этнография представляет собой главным образом историческую область научных знаний.

Если этническая история входит прежде всего в этнографию и является одним из важнейших ее направлений, то тогда и объект этнической истории в целом совпадает с объектом этнографии. Ю.В. Бромлей так и писал: «В исследовании этногенеза и этнической истории объектом изучения выступают как небольшие этнографические или этнические группы и отдельные народы, так и целые группы народов, населяющих крупные историко-этнографические ареалы» [16]. Нас привлекает это определение тем, что в нем идет речь не только об основном этническом подразделении – этносе, а вообще о многих видах этнических и этнографических общностей. Представляется, что в самом общем виде объектом этнической истории и этнографии в целом могут быть названы историко-культурные общности, включающие все виды общностей этнического и этнографического порядка [17] . Если же речь вести об основном объекте этнической истории, то тогда в качестве такового необходимо считать этносы.

В определении объекта этнической истории, на наш взгляд, должно найти отражение и вхождение ее в область исторических знаний. Поэтому объектом ее изучения является история историко-культурных общностей, или этнические и этнографические общности в их историческом развитии.

Предметную область этнической истории соответственно составляют процессы становления (формирования), развития и распада или трансформации историко-культурных общностей, другими словами, этнические и этносоциальные процессы всех видов и уровней. Этническая история изучает динамику систем историко-культурных общностей, т.е. формирование компонентов этих систем и их этнических свойств, изменения в компонентах, в первую очередь в этнических свойствах этих компонентов, в их функционировании. Эта динамика систем историко-культурных общностей исследуется во взаимодействии их друг с другом во всей исторической конкретности, во взаимосвязи с социально-экономической и политической историей. При этом важно изучить не только сложение и развитие историко-культурных общностей, но и их трансформацию, выявить ее причины, ход, закономерности и конкретно-исторические особенности. Следует заметить, что этому аспекту, на наш взгляд, большее внимание уделяется историками и меньшее – этнографами, а нередко он вообще игнорируется. В целом выявляются особенности объекта и предмета этнической истории по сравнению с объектом и предметом этнографии, связанные прежде всего с тем, что сама этническая история является отраслью знаний, смежной между историей и этнографией.

Объект этнической истории оказывается в связи с этим довольно объемным и многосторонним – это история всех видов формирующихся, развивающихся, распадающихся или трансформирующихся историко-культурных общностей. Сюда прежде всего относится история этнических общностей на уровне основных этнических подразделений – этносов.

Многие историки и этнографы довольно часто посвящают свои истории какого-либо одного [18], двух [19] или нескольких народов либо населению целых регионов [20] . В этом плане часто употребительным бывает выражение «этническая история народов мира». По отношению к населению каких-либо регионов, отдельных стран или даже небольших районов, отдельных населенных пунктов нередко слова «народов», «населения» опускаются: говорят, например, об этнической истории Австралии, Азии, Тихоокеанского бассейна, Сибири, Карпат, Латинской Америки, Кубы, США, какого-нибудь департамента, города и т. п. В таком виде эти названия не совсем точны, так же как и более общее название «этническая история различных частей ойкумены», но в общем-то каждому исследователю и читателю понятно, что здесь имеются в виду народы, население данных территорий.

По отношению к регионам, когда речь идет об изучении этнических общностей, предпочтительнее все же употреблять выражения с добавлением слова «население», а не «народ», например: «этническая история населения Западной Сибири». Это связано с тем, что в составе населения региона либо какой-нибудь полиэтничной страны могут быть не только сложившиеся этносы, но и формирующиеся этнические общности, осколки исчезающих этносов, части этносов, основная масса которых располагается в соседних регионах или даже на отдаленных территориях (например, эмигрантские группы), и т.п. Что касается небольших территорий, административно-территориальных единиц, отдельных населенных пунктов, то здесь употребление слова «население» тем более уместно (например, этническая история населения Омской области, населения Тобольского района, населения города Москвы, населения поселка Большеречье и т.д.).

В объект этнической истории входят также метаэтнические общности – совокупность этносов, этническая общность которых чаще всего проявляется комплексно либо по одному-двум системообразующим факторам (например, по культуре, языку и др. [21]) и наоборот, микроэтнические образования – этнические группы (субэтносы), при этом речь идет и о собственно этнических, и об этносоциальных общностях. Может быть исследована этническая история даже такой микроэтносоциальной единицы, как семья, что и делается, когда изучаются семейно-генеалогические группы, или просто генеалогии отдельных семей [22] , а также семья как фактор межпоколенной трансмиссии этнических свойств.

Этническая история изучает и должна изучать, кроме того, этнографические общности [23] во всей их структурной иерархии. Выделяются две основные разновидности таких общностей: этнографические группы (подразделения этносов) и историко-этнографические области. Во вторую разновидность включают историко-культурные провинции, области, подобласти, регионы [24]. На современном этапе этнографической науки отмечается, что «...исследования различных историко-этнографических проблем в конечном счете нацелены на создание обобщающих характеристик ... историко-этнографических областей» [25] .

Следует обратить внимание на несовместимость содержания терминологии первой и второй разновидностей этнографических общностей. Если в первом случае обозначаются группы населения, то во втором – географические ареалы, хотя каждому этнографу понятно, что и здесь речь идет о населении этих ареалов. Нам представляется, что более правильным было бы отказаться от употребления названий видов географических ареалов по отношению к таким разновидностям историко-культурных общностей, как этнографическая. Эти понятия должны обозначать действительно только географические зоны, в которых складываются такого вида историко-культурные общности. Они могут употребляться и в названиях по отношению к этнической истории зон или ареалов, например, в таком сочетании: этническая история Сибирской историко-этнографической провинции, Ямало-Таймырской историко-этнографической области. Южно-Западно-Сибирского историко-культурного региона и т.п.

Такого рода построение названий может указывать на то, что в исследовании речь идет прежде всего об историко-этнографической (традиционно-культурной) общности населения данных географических ареалов. В то же время оно может не отражать всех видов этой традиционно-культурной общности, поскольку в одном и том же географическом ареале могут быть двухсложные и, возможно, даже многосложные общности такого рода [26] . Например, в изучаемом нами Южно-Западно-Сибирском историко-культурном регионе сложилась в основном тюркская региональная традиционно-культурная общность, охватившая сибирских татар, чулымцев, поволжских татар, казахов и группы выходцев из Средней Азии. Но начиная с конца XVI в. на этой же территории и соседней Западно-Сибирской историко-культурной области стала складываться историко-этнографическая общность переселенческих групп населения, включившая сначала русских, а позднее украинцев, белорусов, чувашей, коми и др. [27] .

Поэтому более правильным в научном отношении нам представляется употребление общего понятия «историко-этнографическая (традиционно-культурная или даже этнокультурная) общность» и выделение среди них континентальных, провинциальных (субконтинентальных) областных региональных и районных общностей.

В связи с вопросом об историко-этнографических общностях скажем еще несколько слов об их отличии от этнических общностей, которое, как принято в нашей науке, выражается в отсутствии у первых этнического самосознания. Следует, конечно, согласиться, что этническим самосознанием как таковым историко-этнографические общности не обладают. Но частичное осознание своего внутреннего сходства в культуре, языке, так же как и осознание своих этнодифференцирующих свойств представителями какой-нибудь конкретной историко-культурной общности данной разновидности, может иметь место [28] . Особенно четко это наблюдается в зонах межэтнических контактов этносов, входящих в одну историко-этнографическую общность. Но и у представителей более дробных подразделений такого вида общностей, а именно локальных этнографических групп, тоже может проявиться осознание своего отличия от соседних групп их этноса, хотя такого осознания может и вообще не появиться.

Углубление представлений об этнокультурных особенностях своей группы может привести, особенно в сочетании с выделением их групповых черт представителями других соседних групп, к появлению зачатков второй линий этнического самосознания, выражающейся в групповом этнониме. Так, например, казахи Омской области в настоящее время представляют собой этнографическую группу казахского этноса, соседи – казахи Северного Казахстана – зовут их «сыбыр казак» («сибирский казах»), «омбы казак» («омский казах»), и омские казахи через этот этноним четче осознают свою локальную специфику [29] . В то же время этноним «сибирские казахи» не получил широкого распространения среди всех омских казахов, т.е. в целом в наше время он сохраняет характер в основном экзоэтнонима (лишь в отдельных местах и притом чаще людьми старшего поколения он используется как эндоэтноним, но только в определенных ситуациях расспроса и не является ведущим этнонимом), а омская группа казахов – характер этнографической группы.
Такое осознание отдельными историко-этнографическими общностями или частями некоторых своих этноинтегрирующих и этнодифференцирующих свойств и даже наличие экзоэтнонима не противоречат в целом положению о том, что этнографические общности не обладают четким самосознанием, но свидетельствуют о возможном дальнейшем углублении в этом направлении этнических процессов и превращении какой-либо из этих общностей в этническую.

Определяя хронологические рамки изучения объекта этнической истории, мы должны подчеркнуть, что они охватывают историю этнических и этнографических общностей всех эпох со времен первобытного общества до настоящего времени, а если признавать возможное прогнозирование этнических процессов, то и историю таких общностей будущей эпохи. Хронологическую глубину объекта в данном отношении хорошо передает такое довольно часто употребляемое понятие, как этническая история человечества.

1.2. Разделы этнической истории и этнические процессы

При изучении этнической истории какой-либо конкретной этнической общности этнограф прежде всего обращает внимание на собственно этнические аспекты – в первую очередь на изменения в системе компонентов данной общности, вызванные как спонтанным развитием, так и межэтническими контактами, на динамику этнических свойств этих компонентов. И речь вдет не только о таких компонентах, как язык, культура, быт, этническое самосознание, где этнические свойства проявляются относительно четко, но и о таких структурах, как демографическая, пространственно-географического размещения, экономическая (структура производственной деятельности и торгово-экономических связей), социальная структура [30]. Этнические свойства, хотя и более слабо, выявляются и в последней группе компонентов. Не имея возможности подробно рассмотреть здесь вопрос, укажем в качестве примера на возможности выявления этнических свойств в социальных институтах, заимствования этих свойств одним этносом от другого и т.п. Так, В.А. Туголуков, исследуя социальные институты орочей и удэгейцев, пришел к выводу, что «в конечном счете большинство перечисленных нами особенностей социального строя удэгейцев и орочей связано со сложностью их этногенеза» [31] .

При изучении разных проблем этнической истории исследователи обращают внимание на формирование этнических свойств или изменения в них лишь в одном компоненте этнической или этнографической общности. И такие исследования ввиду их специфичности вполне закономерны. В связи с этим в качестве разделов этнической истории можно выделить этнокультурную историю, этноязыковую, этнопсихологическую, этнодемографическую, этнотерриториальную, этносоциальную и т.д.

Под этносоциальной историей следует, видимо, понимать не только динамику этнических свойств социальных институтов, отношений этнических общностей, но и историю этносоциальных организмов (эсо) и в целом всех этносоциальных объединений. Под этим углом зрения этносоциальную историю можно представлять в узком и широком смысле. При этом понимание этносоциальной истории в широком смысле охватывает весь комплекс этносоциальных процессов, т.е. изменений собственно этнических параметров, происходящих не только в социальной или экономической структуре, а и в традиционно-бытовой культуре, быте и других компонентах общностей этносоциальных организмов. Основной разновидностью этносоциальных процессов в таком более широком понимании на современном этапе «...являются национальные процессы, понимаемые как изменения, касающиеся и социально-экономических, и этнокультурных компонентов наций» [32] .

Каждый из названные разделов собственно этнической истории, имея объектом какой-либо компонент этнической и этнографической общности, определяется и предметной областью, которую составляет соответствующий вид этнических процессов. Так, предметом этноязыковой истории могут быть определены этноязыковые процессы, связанные прежде всего с изменениями этнических свойств языка (или языков, если речь вдет о метаэтнолингвистических или лингвоэтнографических общностях) в результате как спонтанного развития, так и, главным образом, влияния межэтнических контактов, с распространением билингвизма и т.д. Представляется, что для собственно этнических процессов в области языка более точным является терминологическое выражение «этноязыковые процессы», а не употребляющееся порой «этнолингвистические процессы» [33] .

Предметом этнокультурной истории являются этнокультурные процессы. Различают узкое и широкое значение этого понятия. К этнокультурным процессам в узком смысле слова относят изменения в культуре историко-культурных общностей, которые связаны в первую очередь с их этнокультурным обликом, т.е. изменения, происходящие прежде всего в сфере традиционно-бытовой культуры. Возможно и расширенное толкование понятия «этнокультурные процессы», куда входят изменения в области культуры этнических и этнографических общностей в целом [34]. Такое широкое определение имеет смысл, поскольку грань между традиционными и новыми явлениями в общем-то всегда исторична. То же можно сказать и об этнодифференцирующих свойствах предметов и явлений культуры. Инновации, как правило, в начальные моменты своего распространения и существования у какого-либо этноса не имеют этнических свойств. Но при более длительном бытовании они могут стать традициями и приобрести их свойства. Этническая культура современности, как резонно считает С.А. Арутюнов, наряду с традиционно-этнической культурой «...включает вариативно адаптированные к нуждам и ценностям этноса инновации, в том числе и интернационального характера» [35] .

Не останавливаясь на предметных областях других разделов этнической истории, укажем лишь в самом общем виде, что для этнодемографической истории предметом изучения являются соответственно этнодемографические процессы, для этнотерриториальной – этнотерриториальные процессы, для этнопсихологической истории – этнопсихологические процессы и т.д.

Возвращаясь к вопросу о соотношении этногенеза и этнической истории, следует подчеркнуть, что в предложенном понимании объекта и предмета этнической истории этногенез является ее неотъемлемой частью. Этот вывод детерминируется прежде всего тем обстоятельством, что этногенетические процессы дивергенции, консолидации и миксации являются не чем иным, как видами трансформационных этнических процессов [36] . Они проходят во все эпохи, в том числе и на современном этапе истории человечества. Следует отметить и тот факт, что этногенетические процессы сопровождаются, как правило, процессами этнической ассимиляции (например, этнических субстратов), а в начальный период этногенеза и процессами этнической интеграции этнических субстратов и суперстратов, превращающимися с постепенным их углублением в консолидационные или миксационные процессы. Таким образом, формирование этнической общности представляет собой фактически комплекс этнических процессов и предстает как определенный этап этнической истории.

Понятие «этническая история» можно характеризовать в широком и узком смысле. В широком смысле это историко-этнографическое научное направление, изучающее процессы формирования (этногенеза) историко-культурных общностей (главным образом этносов), а также их последующего этнического развития, а в узком смысле – период этнического развития уже сформировавшихся историко-культурных общностей. С этим узким пониманием этнической истории и связано определение, которое дается сторонниками предметного отделения этногенеза от этнической истории. Например, в предисловии к книге «Этногенез народов Севера» говорится, что под термином «этническая история» понимается «...развитие уже сложившихся этносов, характеризующихся относительно устойчивыми признаками (язык, культура) [37] . Но это совсем не должно означать, что предшествующий период этногенетических процессов не входит в этническую историю в широком смысле этого понятия.

Этногенез, действительно, выделяется из этнической истории в качестве ее этапа, но исходить при этом нужно, на наш взгляд, из разного характера основных видов этнических процессов. Ю.В. Бромлей выделяет шесть таких видов [38] , и мы позволим себе повторить здесь их названия. К трансформационным этническим относятся три вида – этногенетическая дивергенция, этногенетическая консолидация и этногенетическая миксация. Этноэволюционными процессами являются внутриэтническая консолидация и межэтническая интеграция. И кроме того, выделяются процессы этнической ассимиляции, которые для ассимилируемого этнического образования предстают как трансформационные процессы, а для ассимулирующего этнообразования – как этноэволюционные процессы. Из этой классификации видно, что собственно этногенетическими процессами являются первые три вида трансформационных этнических процессов. Они и составляют предметную область этногенетического направления этнографии.

Остальные виды этнических процессов (этноэволюционные и этническая ассимиляция с ее относительным характером) соответственно можно определить общим понятием собственно «этноисторические процессы». Оно хорошо согласуется с понятием «этническая история» в узком значении этого термина, о котором речь уже шла. Таким образом, в объединении отдельных видов этнических процессов в две группы этногенетических и этноисторических процессов лежит возможность расчленения предметной области этногенеза и этнической истории в узком смысле. Необходимо заметить, что в группу этноисторических процессов мы включаем не только этноэволюционные процессы, но и этническую ассимиляцию, являющуюся для ассимилируемого трансформационным процессом. Сюда же входит и трансформация типа этноса как этносоциального организма – скажем, трансформация народности в нацию, т.е. не только собственно этнические, а и этносоциальные процессы. Термин «этноисторические процессы» употреблялся изредка в этнографической литературе и раньше, под такими процессами понимается обычно этногенез, а если речь идет о нашей стране, то и этнические процессы до революции. В нашем же понимании этноисторические процессы охватывают все этнические процессы, включая современные этнические процессы, развивавшиеся среди сформировавшихся этносов, т.е. после завершения их этногенеза.

Началом формирования новой этнической общности, т.е. началом этногенетических процессов или этногенеза в целом, этнографы считают «тот период, когда между переселенцами и автохтомными этническими единицами начиналось взаимодействие, в ходе которого у них появлялись общие характерные черты» [39]. Тем не менее и этнографы, и историки рассматривают и предыдущую историю этнических компонентов, синтезировавшихся в единую этническую общность, историю, по выражению Н.Н. Чебоксарова, «всех коллективных этнических предков» [40] . Они выявляют эти этнические компоненты, изучают, откуда ведет начало каждый компонент, когда он оказался в зоне формирования будущего этнического образования и когда он, наконец, стал входить во взаимодействие с другими компонентами. Таким образом, выявляется, что собственно исторические аспекты этногенеза несколько шире, чем этнографические: помимо рассмотрения истории этногенетических процессов они включают еще предыдущую историю взаимодействовавших этнических компонентов. С большой степенью допуска, наверное, можно с учетом этих исторических аспектов сказать, что этногенез как стыковочная область истории и этнографии все же более историческая проблема, а этническая история в узком ее понимании – более этнографическая проблема. Тем не менее для нас ясна условность такого разграничения.

По отношению к основным этническим подразделениям устанавливается определенная последовательность развития этих двух разновидностей этнических процессов – сначала функционируют этногенетические процессы, а затем этноисторические. В тех регионах, где формирование этносов завершилось, какой-то период, и нередко очень длительный, сохраняют свое действие одни только этноисторические процессы. В других регионах часто наблюдаются и этногенетические, и этноисторические процессы, развивающиеся по отношению к разным этносам. И это понятно, поскольку в развитии этнических процессов закон неравномерного исторического развития проявился довольно четко.

Но в целом взаимосвязь этногенетических и этноисторических процессов оказывается не столь прямолинейной в смене первых процессов вторыми, а гораздо сложнее. Выше приводилось соображение В.И. Васильева о том, что этногенетические процессы нередко имеют место и после завершения формирования этноса. Видимо, с ним следует согласиться, особенно если речь идет о включении в этнос (после того, как основная его система сформировалась) какой-либо достаточно многочисленной этнической группы или даже двух или нескольких групп, а не об ассимиляции этносом лишь отдельных представителей других этнических общностей. Правда, на этот счет есть точка зрения, согласно которой эти процессы поглощения этносом иноэтнических групп населения рассматриваются как этноэволюционные для данного этноса, поскольку не меняют его этнического самосознания. На наш взгляд, этноэволюционные процессы включают в себя изменения свойств этнических компонентов этноса, происходящие как в результате спонтанного развития этноса, так и под влиянием межэтнических контактов, сопровождающихся ассимиляцией или взаимной ассимиляцией отдельных представителей (небольших групп) контактирующих этносов.

Но бывают этнические ситуации, когда в этническую общность входит довольно значительная группа иноэтнического происхождения, как, например, это было с сибирскими татарами, включившими в свой состав бухарцев – выходцев из Средней Азии [41], с ненцами, в состав которых «вошли отдельные компонентные группы энецкого и хантыйского происхождения, а в состав энцев – семьи из среды ненцев и селькупов» [42] . Общее этническое самосознание этносов в таких случаях действительно не меняется, но вошедшие в их состав группы оказывают существенное влияние на язык, культуру, вносят черты своего физического облика в антропологические типы данных этносов. При этом важно отметить, что часто эти новые привнесенные черты через какое-то время получают распространение на территории всего этноса, а не сосредоточиваются лишь в месте слияния группы с этносом. Такого рода процессы вхождения в состав этноса новых этнических компонентов порой существенно расширяют этническую территорию, уплотняют этнос увеличением численности входящих в него людей, приводят к образованию новой этнической (с сохранением группового этнического самосознания) либо этнографической группы этноса и т.д.

Таким образом, когда речь идет о вхождении в состав сформировавшегося этноса нового этнического компонента, довольно четко выделяемого, то можно, видимо, говорить с определенной долей условности о имеющем здесь место процессе этногенетического характера. Такого происхождения этнический компонент (он образовался в результате взаимодействия этноса с соседней этнической общностью либо в результате прямого (сплошного или несплошного) расселения на территории этноса группы иноэтнического населения) следует считать этнически адстратным. Под этническим адстратом мы понимаем местное или пришлое иноэтническое население, вошедшее в состав этноса после завершения его этногенеза, в отличие от этнического субстрата и этнического суперстрата, под которыми в этнографии подразумевается местное и пришлое население, при синтезе которого в процессе этногенеза и возникает новый этнос. В итоге понятие этнический адстрат относится не к периоду этногенеза, а к этнической истории в узком значении.

Выше указывалось уже, что формирование этнической общности происходит в результате действия целого комплекса этнических процессов: 1) этногенетических, формирующих новый этнос; 2) этноэволюционных, проходящих в старых этнических образованиях до вхождения их в новую этническую общность; 3) ассимиляционных, имеющих место в группах с меняющимся этническим самосознанием. Сочетание разных видов этнических процессов характерно и для последующего этнического развития этноса. Этнические процессы, будучи иерархическим явлением, как считал Ю.В. Бромлей, могут происходить на разных уровнях и даже в разных направлениях, в результате чего «...одна и та же группа людей, принадлежащая одному этносу, может оказаться одновременно как в сфере "внутреннего" развития этого этноса, направленного на укрепление его в качестве самостоятельной системы, так и в сфере процесса, направленного на объединение того же этноса с другими этническими образованиями. Эти в известном смысле противоположные тенденции пронизывают всю этническую историю человечества...» [43] .

Когда действует комплекс этнических процессов, то их виды и содержание определяются от конкретного объекта, так как одни объекты охвачены этногенетическими процессами, а другие – этноэволюционными и ассимиляционными. Возникает ситуация, когда на одной территории одновременно проходят этногенетические и этноисторические процессы; этногенез в этом случае будет даже как бы следовать за этнической историей (в узком понимании) образований, вошедших позднее в новый этнос. Этногенетические процессы, будучи трансформационными по своей сути, в конце концов есть не что иное, как «своеобразный итог эволюционных этнических изменений и вместе с тем их диалектическое отрицание» [44] . Такова в самом общем виде диалектика взаимодействия этногенетических и этноисторических процессов.

Если говорить о периодах этнической истории в целом, то выделяются не два, а три периода – этногенез, этническое развитие (этнодинамика) сложившихся этнических и этнографических общностей и далее их этнотрансформация или этнораспад (исчезновение). Поскольку этническая палитра мира и отдельных регионов многообразна и сложна, постольку и этническая история каждой этнической и этнографической общности неповторима, имеет свои особенности и соответственно собственную периодизацию, которая может и не укладываться только в эту общую трехчленную периодизацию.

Заканчивая рассмотрение этнической истории в общем виде как цельного научного направления, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что объектом ее изучения должна стать история всех существующих разновидностей историко-культурных общностей – как этнических, так и этнографических. А поскольку видов подобных общностей довольно много, пространственно и хронологически они охватывают всю ойкумену и значительную часть истории человечества с возникновения родоплеменного строя до современности, то и этническая история фактически неисчерпаема. История этнических процессов – это в общем виде история возникновения этнического как социального, системообразующего явления, история формирования, развития и трансформации историко-культурных общностей, проявлений в комплексах их компонентов этнических свойств и изменений в них, история взаимодействия и взаимосвязанности этнических явлений с социально-экономическими и политическими и т.д.

Сегодня возникает потребность еще раз осмыслить или переосмыслить сформировавшиеся представления об этносе, в том числе определение его «...как некой эпохальной социальной формы» [45] . При этом следует не выпускать из виду того основного понимания, что этническое, будучи относительно самостоятельным явлением, само по себе есть лишь особенная форма существования и проявления социально-исторического.

В научном отношении большой интерес представляют возможности симбиоза этнической истории и этносоциологии. Выше отмечалось, что в качестве раздела этнической истории выделяется этносоциальная история, предметом которой является изучение как динамики этнических свойств социальных институтов, взаимоотношений этнических общностей, так и истории этносоциальных организмов (эсо) и в целом всех видов этносоциальных объединений. Здесь уже намечается межотраслевая область исследований в этнической истории и этносоциологии.

Этносоциология, как известно, родилась на стыке этнографии и социологии, так как «...у этнографии и социологии есть общие объекты исследований – этносоциальные образования (прежде всего этносоциальные организмы), обладающие, как мы знаем, и этническими и собственно социальными параметрами...»; они «...имеют общую исследовательскую зону, образуемую на пересечении этнических и социально-классовых явлений» [46]. Объектом этносоциологии шире можно считать совмещение (соотношение) общества и этнических общностей как функционирующих реалий. Предметную область этносоциологии определяют чаще всего изучением взаимодействия этнических и собственно социальных явлений, изучением этносоциальных процессов [47] . В целом предметом этносоциологии является взаимодействие этнических явлений с социально-экономическими, политическими, семейно-бытовыми, религиозными, идеологическими и другими общественными явлениями и институтами.

Исходя из такого понимания предмета этого научного направления, можно сделать вывод, что проблематика этносоциологии довольно обширна, но на сегодняшнем этапе она сводится в основном к выявлению своеобразия этнических процессов в разных общественных средах и социальных ситуациях [48] . На современном этапе своего развития этносоциология осуществляет широкие сравнительные работы по изучению опыта культурного развития и взаимодействия народов. Основные проблемы этносоциологии изучают сейчас преимущество на синхронном уровне. Это направление продолжает расширяться и имеет значительные перспективы.

Следующим этапом в развитии научных знаний в этой области должны стать и исследования на стыке этнической истории и этносоциологии. Определение характера предметной области такого синтеза этих двух научных направлений может идти, видимо, как от проблемы динамики этнического как социального и от проблемы динамики проявления этнического в собственно социальном, так и от проблемы истории взаимосвязи и взаимодействия этнического и собственно социального, иначе говоря, этноса и общества (шире – этнических общностей с социально-экономическими, политическими и другими общностями).

Одним из результатов таких исследований на стыке этнической истории и этносоциологии может быть формирование научного направления исторической этносоциологии, которое методом социально-исторического анализа изучало бы, в частности, историю развития этнических процессов в разных общественных средах и социальных ситуациях. Выявление тенденций развития этнических (этносоциальных) процессов и их прогнозирование могут стать существенно эффективнее при использовании результатов исследований в области исторической этносоциологии.

Опубликовано: Томилов Н.А. Проблемы этнической истории (По материалам Западной Сибири). – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. – С. 8–27.

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024