123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья
Русская страница | Белорусская страница | Кумандинская страница | Генеалогическая страница | Этнография без этнографа
Русские в Омском Прииртышье | Народная медицина русских Омского Прииртышья (конец XIX–XX вв.)
Введение | Очерк 1 | Очерк 2 | Очерк 3 | Очерк 4 | Очерк 5 | Заключение | Приложение 1



§ 3. БРАЧНЫЕ СВЯЗИ РУССКИХ КРЕСТЬЯН ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ

Изучение семейно-родственных связей помогает изучать историю целых групп населения. Эти же исследования позволяют выделять территориальные общности, охватывающие одно или несколько селений. Выявление групп с устойчивым однородным составом населения важно и при планировании изысканий в области традиционной культуры, поскольку в таких местах следует ожидать и устойчивого сохранения народных традиций. Напротив, если в источниках фиксируются переселенцы, то возможны изменения в культуре группы.

Брак определялся христианской церковью как таинство. Сочетал браком приходской священник. До 1774 г. священники не имели четкого руководства относительно возрастных ограничений для вступающих в брак. Кормчая книга - главный источник русского брачного права, прообраз кодекса о браке и семье - устанавливала "минимальный возраст для жениха - 15 лет, для невесты - 13 лет" [18]. Позднее, в 1830 г., в целях предупреждения "вредных последствий, кои происходят от сочетания браков между несовершеннолетними", вышел закон, устанавливающий минимальный возраст для жениха - 18 лет, для невесты - 16 лет [19]. Максимальный возраст вступления в брак по указу Синода от 12 декабря 1744 г. был 80 лет, "ибо брак от Бога уставлен есть ради умножения рода человеческого, чего от имеющегося за 80 лет надеяться весьма отчаянно" [20].

Кормчая книга исключала браки между родственниками не только по прямой, но и по боковой линиям (до седьмой степени включительно). В целом, крестьяне придерживались этого запрета, но при генеалогическом опросе был выявлен случай, когда в д. Мыс мать матери информатора Кокшеневой (Лисиной) Марии Ивановны - Караганова (Караганова) Мария Васильевна и отец матери информатора - Караганов Андрей Константинович были дядей и племянницей. По этой причине их отказался венчать приходской священник, тогда "они заплатили деньги, и это было уже вроде как не грех" [21]. Иногда в таких случаях венчались в другом приходе.

Запрещались браки и между свойственниками - до 6-й степени включительно. Препятствием к вступлению в брак служило также духовное родство (или кумовство), основанное на восприятии от купели при крещении. Брак между такими родственниками запрещался до 7-й степени включительно. Указ от 19 января 1810 г. разрешил браки между такими родственниками по восприятию, запретив восприемникам вступать в брак с воспринятыми и их родителями. А в 1837 г. Синод издал новое постановление, согласно которому с позволения епархиального начальства разрешался брак между восприемником и восприемницей [22]. До 1810 г. существовал запрет браков по усыновлению. Позже он был снят, но всякий раз при заключении таких браков требовалось получить согласие на брак епархиальных властей. Следует отметить, что вообще до 1810 г. существующие правила о браках, которые запрещались по родству и свойству, не удовлетворяли ни рядовое население, ни сельских священников, не всегда способных в этих правилах разобраться. Бракосочетание можно было совершать лишь в церкви, но для Сибири было сделано исключение "вследствие далекого разстояния селений от приходских храмов", и венчание могло проводиться в часовнях. В брак разрешалось вступать не более трех раз. Причем третий брак вдовцу или вдове дозволялся только в том случае, если они не имели детей.

Такими были официальные правила. В архивных материалов по изучаемому региону мы не нашли сведений о третьих браках. Сведения о повторных браках указаны только в материалах V-й ревизии (1795 г.), в остальных материалах о вторых браках можно судить по такой формулировке как "дети от 1-й жены", "дети от 2-й жены".
В материалах V-й ревизии по д. Могильно-Посельской учтены 11 повторных браков. В трех случаях это браки мужчин, женившихся после смерти первых жен. У Василия Матфеева 58 лет жена Катерина Васильева умерла в 1785 г. в возрасте 45 лет. Василий Матфеев взял в жены в д. Копьевой Копьевской волости крестьянскую дочь Марью Андрееву, 25 лет, с которой у него уже к 1795 г. было трое детей в возрасте от 5 до 2-х лет. Герасим Абакумов, 49 лет, после смерти первой жены Устиньи Козминой, умершей в 1794 г. в возрасте 38 лет, взял в жены Анну Иванову, 20 лет, "той же деревни крестьянскую дочь". В этих двух случаях жен брали значительно моложе себя.

У Дмитрия Иванова 59 лет первая жена Парасковья Матвеева умерла в 1790 г. в возрасте 69 лет. Вдовец женился на крестьянской дочери Орине Осиповой из д. Большерецкой, которая была младше мужа только на 9 лет [23]. Так же в материалах ревизии мы находим свидетельство о жене Ивана Васильева Марье Оксеновой, которая была "взята с воли умершего Тарского крестьянина Алексея Толмачева жена вдова" [24].

Остальные семь случаев свидетельствуют о повторных браках женщин, у которых умерли мужья. В двух из них женщины вышли во второй раз замуж в своей же деревне и в пяти - в другие: в Карасукскую волость Омской округи; Баженовскую волость Омской округи; в деревни Буганску, Копьеву, Артынскую своей же волости [25].

Материалы ревизий свидетельствуют о том, что в конце XVIII - первой половине XIX в. в брак вступали молодые, которым в большинстве случаев было по 20 и более лет [26]. По изученным материалам 1782 г., из 180 брачных пар только в четырех браках женам было менее 20 лет. В трех случаях оба брачных партнера были моложе этого возраста. Таким образом, нами найдены свидетельства только о 10 людях, вступивших в брак до достижения ими 20-летнего возраста. Больше всего таких известий выявлено в материалах по д. Могильно-Посельщичьей. Здесь в 1782 г. проживали три замужних женщины в возрасте18, 19 и 19 лет и одна брачная пара, которая состояла из 15-летних супругов. Сведения об этой паре были найдены в записи о семье Евдокима Иванова, 49 лет и его жены Менилы Григорьевой. Их сын Игнатей, 15 лет взял в жены "в той же деревне посельщика Бориса Зубова дочь Овдотью Борисову, 15 лет" [27].

В тоже время, нами зафиксировано немало неженатых и незамужних юношей и девушек в возрасте 16-20 лет и несколькими годами старше [28]. Исследователи объясняют позднее заключение браков экономическими причинами и считают, что браки малолетних у сибирских крестьян не являлись нормой, а вызывались всякий раз какими-то экстраординарными обстоятельствами [29].

В исследуемом районе преобладали браки ровесников и лиц со сравнительно небольшой разницей в возрасте. По данным архивных материалов 1782 г. между ровесниками или супругами с небольшой разницей в возрасте (1-5 лет) было заключено 109 браков из 180 или 60,5%. На втором месте стояли браки с разницей в возрасте между супругами в 6-10 лет - их было 41 или 22,7% от общего числа браков (Табл. 9).

В отдельных случаях разница в возрасте жениха и невесты была довольно значительной. Например, в слободе Бергамакской было два брака, в которых разница между супругами составляла 53 и 31 год. Такое становилось возможным, если у одного из супругов это был второй брак. Так, Белозеров Иван Савеев, 78 лет был женат на женщине 25 лет, их дочери было 2 года. В это же время старшему сыну главы семьи было 34 года, а жене сына - 50 лет [30].

Продолжая анализ сведений о браках, отметим преимущественное распространение внутрисословных браков, что, прежде всего, связано с односословностью деревень Омского Прииртышья. Встречается лишь несколько случаев, когда крестьяне брали жен из другого сословия - из монастырских крестьян, казачьих дочерей, ямщицких дочерей. Обязательным было при этом указание "взята с воли", то есть по своей воле и разрешению родителей [31].

В середине XIX в. брачный возраст мужчин и женщин сблизился, стали преобладать браки, где муж был старше не более, чем на 5 лет. Особенности ревизских сказок и переписи населения 1897 г. таковы, что определить брачный возраст можно с определенной долей условности, ориентируясь в основном на возраст старшего ребенка. Такое определение сроков заключения брака очень условно, так как детей в браке по разным причинам долгое время могло не быть или они могли рождаться и умирать в период между ревизиями и, следовательно, не фиксировались в документах.

К концу XIX в. русские крестьяне Сибири уже повсеместно вступали в брак со своими ровесниками или с людьми, разница в возрасте с которыми не превышала 3-х лет [32]. Средний возраст вступления в брак составил 20-25 лет. Мы объясняем это тем, что к этому времени основное население Сибири уже сложилось и имело однородную социальную структуру - все крестьяне Сибири вошли в категорию государственных крестьян.

Межэтнических браков нами в материалах ревизий и переписей встречено не было, что было обусловлено разницей в религиозных верованиях и недостаточно высоким уровнем сближения народов и культур. Судя по всему, брак с "инородцем" в глазах русских крестьян был явлением нежелательным.

Н.А. Миненко, рассмотрев круг брачных связей русских крестьянских семей в XVIII в., пришла к выводу о значительной экзогамии русских Западной Сибири. Она пишет: "…во второй половине XVIII в. примерно 80% браков заключались между жителями разных деревень" [33]. Мы согласны с этим утверждением и считаем, что это происходило по нескольким причинам.

1) В связи с тем, что русское крестьянское население в это время еще осваивало территорию Омского Прииртышья и размеры селений и, соответственно, число жителей в них, были не очень большими, что исключало возможность заключения большого количества браков в одном селе.

 2) В основании новых деревень часто принимали участие представители родственных семей, что вынуждало искать брачных партнеров в других населенных пунктах.

 3) При переезде с прежнего места жительства на новое сохранялись связи с местом выхода и, соответственно, сохранялись традиции заключения браков в рамках прежнего брачного круга.

Судить о брачных кругах русского крестьянского населения Омского Прииртышья середины XIX в. не представляется возможным, так как в материалах IX-й ревизии (1850 г.) не указывалось, откуда были взяты жены. Мы полагаем, что по мере разрастания селений, приселении все новых людей, не являющихся родственниками, потере связей с местом выхода, брачные круги становились более замкнутыми, создавался новый брачный круг деревень.

По материалам генеалогических опросов, собранным в ходе экспедиционной работы среди современного сельского населения, можно охарактеризовать круг брачных связей конца XIX - середины XX в. (Табл. 10).

В связи с процессами урбанизации с 1960-х гг. наблюдается отток населения в города, и сейчас дети информаторов проживают в самых разных местах нашей страны и в странах ближнего зарубежья. Браки уехавших в города не учитывались. Анализируя данные этой таблицы можно заметить, что в с. Бергамак большинство браков - 37 из 62 - были заключены в своем селе, 8 - с д. Лисино, которая находится в 3 км от Бергамака, 5 браков - с д. Окунево, расстояние до которой 12 км. В с. Мыс 59 из 108 браков были заключены в своем селе, по 8 браков - с д. Самохвалово и Дурново, которые находились в 5-12 км от с. Мыс, 7 браков - с д. Ушаково (22 км от с. Мыс). В с. Могильно-Посельское и д. Могильно-Старожильское браков внутри своего населенного пункта и друг с другом было практически равное количество. Это связано с тем, что населенные пункты срослись и стали фактически одним селом.
Из приведенных фактов можно сделать выводы относительно брачных контактов русского крестьянства Омского Прииртышья. Во-первых, большинство браков заключены в пределах одного населенного пункта. Во-вторых, каждое поселение образует свой круг деревень, между которыми браки ввиду их территориальной близости предпочтительнее.

На основе архивных материалов были составлены генеалогические схемы, точно такие же, как родословия, составленные со слов информаторов. Далее эти схемы, составленные по материалам конца XVIII-XIX вв., сравнивались с генеалогиями, собранными в этнографических экспедициях. Всего было использовано 110 генеалогий, собранных в исследуемых населенных пунктах с 1992 по 1999 гг. Имеющиеся сведения в основном относятся к концу XIX - началу XX в., что связано с небольшой глубиной народной памяти о своих предках и, чаще всего, содержат сведения о бабушках и дедушках.

Из 110 генеалогий, собранных методом опроса, с материалами ревизских сказок и переписи населения 1897 г. сопоставить удалось только 27, что объясняется как большим временным разрывом между имеющими данными, так и небольшой глубиной исторической памяти. Кроме того, предки некоторых информаторов приехали в с. Бергамак позже 1897 г. и, следовательно, не были зафиксированы в архивных материалах.

Генеалогические опросы дали ценную информацию относительно браков. Нам удалось сопоставить между собой несколько генеалогических росписей разных фамильно-родовых кланов, что стало возможно благодаря сведениям информаторов о девичьих фамилиях своих бабушек. Данным схемы свидетельствуют, что потомки тех переселенцев, которые жили в Сибири к 1782 г., вступали в браки с переселенцами более позднего времени. Так, основатели фамильно-родового клана Ко(а)релиных прибыли в Могильно-Старожильское в 1782 г., Резиных и Не(и)куряшевых - до 1811 г., Просоловы переселились между 1850 г. и 1897 г. Представители этих семей уже в конце XIX - первой половине XX в. заключали браки друг с другом (Схемы 1-4).

В целом, сравнивая данные конца XVIII в. с данными конца XIX - начала XX в., можно отметить тенденцию к заключению браков внутри одного селения. Это связано с массовым притоком переселенцев в изучаемый район в конце XIX в. и, следовательно, с возможностью заключать браки с новыми людьми, не входящими в круг родственников.

Неотъемлемой частью исследования браков является изучение разводов. До 1730 г. существовала возможность расторжения брака без особых формальностей - через священников. Но уже с начала XVIII в. власти стремились ограничить разводы и приводили только четыре их причины: 1) прелюбодеяние; 2) безвестное длительное отсутствие одного из супругов; 3) вступление одного из супругов в отсутствие другого в новый брак; 4) неисцелимая болезнь одного из супругов. По правилам 1850 г. брак мог расторгаться только формальным духовным судом [34].

В архивных материалах нами были встречены данные только об одном человеке, официально признанном разведенным. Эта запись была сделана в первичном переписном листе по с. Мыс в 1897 г. Разведен был некто Стрелковский, 70 лет, уроженец Люблинской губернии. Скорее всего, брак был расторгнут еще на прежнем месте жительства, и в Сибирь переселенец прибыл уже разведенным [35]. Возможно, в изучении вопроса о разводах более полезными окажутся метрические книги, в которых фиксировались бракоразводные процессы.

Итак, в результате изучения фамильного фонда населения с 1782 по 1970-е гг., были выявлены фамильно-родовые кланы переселенцев и старожилов, установлено, что к середине 70-х гг. XX в. сохранилось от 27% до 40% фамильного фонда. Из этого сделан вывод, что старожилы и переселенцы в этих местах на протяжении всего времени не были обособленными группами, напротив, контакты, между ними были постоянными и охватывали все стороны их жизни, включая брачные отношения.
На основании сведений, взятых из архивных материалов, была изучена форма семьи русского крестьянского населения Омского Прииртышья конца XVIII - XIX вв., которая развивалась по мере роста населения из малой в неразделенную, а затем снова в малую. Причинами увеличения людности семей и усложнения их поколенного состава были такие факторы, как хозяйственная выгода, увеличение рождаемости и уменьшение смертности по мере адаптации к жизни в Сибири, а также прямой запрет на раздел семей со стороны государства в 1820-х гг. XIX в. Период интенсивного деления семей и преобладание вследствие этого малой семьи в сибирской деревне приходится на конец XIX в., что было обусловлено экономическими и социальными причинами.

Был изучен брачный возраст населения, который к концу изучаемого периода приблизился к 20-25 годам. На основе изучения возраста супружеских пар был сделан вывод, что обычно разница в возрасте между брачными партнерами, начиная с конца XVIII в. не превышала пяти лет, хотя были отдельные случаи, когда она составляла 10 и даже 20 лет. По исследуемым материалам мы выяснили, что количество браков у населения на протяжении жизни не превышало двух.
Генеалогические росписи, собранные в "поле", помогли нам выяснить направленность брачных контактов русского крестьянского населения Омского Прииртышья в конце XIX - начале XX в. Было доказано, что в брачных контактах этого времени преобладало образование семейных пар внутри одного населенного пункта, и каждое поселение образовывало свой круг деревень, между которыми браки ввиду их территориальной близости были предпочтительными.

В данном очерке была доказана возможность изучения этнической истории русского крестьянского населения Омского Прииртышья на примере нескольких населенных пунктов с помощью генеалогических росписей, составленных по материалам ревизий, Первой всеобщей переписи населения 1897 г. и генеалогических опросов населения, собранных в этнографических экспедициях. Это стало возможным, поскольку вся документация, связанная с учетом населения, содержит однотипную информацию.

Работа опубликована в: Русские в Омском Прииртышье (XVIII - XX века): Историко-этнографические очерки / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ООО "Издатель-Полиграфист", 2002. - С. 67-76.

© Л.Б. Герасимова, 2002 г.

<<< Назад .

<<< На Русскую страничку



Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024