123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья
Русская страница | Белорусская страница | Кумандинская страница | Генеалогическая страница | Этнография без этнографа
Русские в Омском Прииртышье | Народная медицина русских Омского Прииртышья (конец XIX–XX вв.)
Введение | Очерк 1 | Очерк 2 | Очерк 3 | Очерк 4 | Очерк 5 | Заключение | Приложение 1



§4. СОВРЕМЕННОЕ ЭТНОГРУППОВОЕ САМОСОЗНАНИЕ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ

Интересные выводы следуют из материалов анкетного обследования русского населения Омского Прииртышья, проходившего в 1998-2000 гг. в деревнях Большереченского и Муромцевского районах Омской области, Кыштовского и Усть-Тарского районах Новосибирской области.

Большинство опрошенных достаточно четко идентифицировало себя с какой-либо группой русского сибирского населения: 32% опрошенных назвали себя "чалдонами", 21% - "сибиряками", 9% - "хохлами", 4% - "российскими", 2% - "кержаками", остальные (менее 3%) назвали себя по местам выхода в Сибирь своих предков: "рязанские", "калужские", "смоляки", "вытебшане", и др. [117 ].

25% опрошенных не отнесли себя к каким-либо группам, назвавшись "просто русскими". Причем 24% из них знало, к каким группам принадлежали их предки, но назвали себя так потому, что сейчас деления на группы уже нет или не сумев сделать выбор, так как их родители принадлежали к различным группам русских. Другой крайностью было то, что 8% информаторов указали на свою принадлежность сразу к нескольким группам. Например, Валентина Петровна Петрова (Рогозина) [118] назвалась одновременно староверкой-"кержачкой" и "чалдонкой" [119]. А в д. Резино Усть-Тарского района информатор [120] назвал себя сразу "чалдоном", "казаком" и "хохлом". Он объяснил это тем, что "чалдоном" его называют односельчане, "казаками" были его бабушка и дедушка по отцовской линии, а "хохлом" он себя назвал потому, что похож на родню с Украины [121 ].

Таким образом, в связи с размыванием границ групп русских, преодолением стереотипов и смешением разных по происхождению сибиряков через брачные контакты, происходит трансформация этногрупповой идентичности. В результате один человек может относить себя как к разным группам, так и сознательно отказаться от этногруппового маркирования.

Роль группового деления русских в современной жизни людей наглядно демонстрируют следующие показатели, касающиеся брачных установок. 34,77% опрошенных считает, что представителям разных групп не стоит вступать в брак. 50,18% информаторов скептически отнеслись к подобной установке, сославшись на то, что в современной жизни групповая принадлежность уже не играет большой роли. 15,05% респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос. Тем не менее, 74,86% опрошенных определилось со своей групповой принадлежностью.

Анализ ответов на вопрос об известных респондентам группах русских сибиряков, дает следующую картину. 66% человек перечислили известные им группы русских, а 34% опрошенных сказали, что никаких групп не знают. Респондентов, перечисливших известные им группы, просили назвать признаки, отличительные черты, по которым эти группы можно было бы различать. 26% информаторов ответило, что таких критериев уже не существует, остальные назвали следующие признаки: "разговор", то есть говор (39%), а также указали на различия в характере людей, принадлежащих к той или иной группе (21%). Так, к примеру, кержаков назвали скупыми, необщительными и замкнутыми людьми, хохлов - жадными, сибиряков и чалдонов - веселыми, пустозвонами. Следующим дифференцирующим признаком информаторы называли различия "в вере" (19%) и быту (10%). Реже всего опрошенные указывали на различия в обычаях, одежде и пище.

Следует заметить, что разделительные признаки менялись в разных районах в зависимости от того, к каким группам принадлежали жители рядом расположенных деревень. К примеру, в деревнях среднего течения р. Тары проживают чалдоны, сибиряки, кержаки и потомки различных групп поздних переселенцев. Когда в этих деревнях население расспрашивали об отличительные чертах той ил иной группы, то информаторы, в первую очередь, указывали на различия в вере и быту. В населенных пунктах Большереченского района (с. Могильно-Посельское, деревни Могильно-Старожильская, Моховое, Рямовка), где основные группы были представлены чалдонами, сибиряками и хохлами, в качестве основного дифференцирующего признака выступал язык.

К этому следует добавить, что практически во всех населенных пунктах в характеристиках групп присутствуют следующие стереотипы. Если характеризовали группу чалдонов, то неизменно говорили, что "они пришли с рек Чала и Дона", что "они говорят через "о" и пьют много чая". Кержаков, как уже говорилось, описывали как скупых людей, у которых воды не допросишься, "если и дадут попить, то кружку потом выбросят". Про сибиряков говорили, что они появились позже, чем чалдоны, и что они веселые люди. О российских вспоминали, что они лапти носили и что "у них всегда было грязнее в доме, чем у чалдонов и сибиряков". Про хохлов рассказывали, что это те же русские, только говор у них другой.

Таким образом, можно сказать, что групповое самосознание продолжает функционировать в среде русского населения Омского Прииртышья, хотя заметна тенденция к стиранию границ между группами, когда один человек обосновывает свою принадлежность сразу к нескольким различным группам.

Работа опубликована в: Русские в Омском Прииртышье (XVIII - XX века): Историко-этнографические очерки / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ООО "Издатель-Полиграфист", 2002. - С. 49-51.

© А.А. Новоселова, 2002 г.

 

<<<Назад

<<< На Русскую страничку 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024