123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья
Вступление | История музея | Этнографическая экспозиция | Фотогалерея
Казахи | Народы Севера | Немцы | Русские | Сибирские татары | Телеуты | Тобольская резная кость | Украинцы | Чуваши | Шорцы


ТЕЛЕУТЫ

К фотогалерее >>>

Просмотреть как слайд-шоу >>>

В настоящее время численность телеутов составляет более 3 тыс. человек. Проживают они в Беловском районе Кемеровской области и близ г. Новокузнецка, а также в республике Горный Алтай. Телеуты относятся к южным алтайцам и делятся на бачатских и майминских.

С V–VI вв. до н.э. на южном и северном Алтае появляется население с монголоидным физическим обликом. Оно проникает сюда, суда по археологическим памятникам, из Забайкалья и начинает смешиваться с алтайскими аборигенами древнего европеоидного типа. Этническими носителями нового для Алтая антропологического типа были монголоязычные, но, главным образом, тюркоязычные племена, которые несколько позднее образовали на Алтае новое временное военно-политическое объединение кочевников – так называемый Тюркский каганат. В период Тюркского каганата (VI–VIII вв.) и позднее монголоидный антропологический тип стал господствующим в южном Алтае. Телеуты относятся к центрально-азиатскому антропологическому типу монголоидной расы, характеризующемуся смешением различных монголоидных групп разного времени. Ближайшими историческими предками современных телеутов были кыпчакские племена. Язык телеутов образует особый телеутский диалект в составе алтайского языка, относящегося к киргизо-кыпчакской группе тюркских языков.

Основным традиционным видом занятий телеутов являлось кочевое и полукочевое скотоводство. Скотоводческое хозяйство носило весьма отсталый характер и находилось в зависимости от разных стихийных сил. Из промыслов наибольшее экономическое значение имела охота на пушного зверя. Постепенно бачатские телеуты стали заниматься земледелием, перешли на стойловое содержание скота и стали оседлым населением.

Характерной особенностью алтайских селений являлись их разбросанность и малочисленность. Селение состояло из нескольких юрт, чаще не более десяти. Располагались они в долинах, по берегам рек. Жилищем телеутов были юрты двух типов: 1) конический шалаш из жердей, поставленных в круг и покрытых берестой или корой лиственницы; 2) войлочная круглая юрта с куполообразной крышей. Остов ее делался из деревянной решетки, состоящей из нескольких звеньев. Крышу составляли тонкие палки, которые укреплялись нижним концом в верхней части решетки, а верхним вставлялись в деревянный круг, служивший дымовым отверстием. Жилища входом обычно были ориентированы на восток. Бачатские телеуты еще до революции стали жить в домах русского типа.

Если от двери юрты условно провести линию так, что она разделит круг на две равные части, это и будет границей деления юрты на две половины. Правая от двери половина была женской, левая – мужской. Деление юрты на женскую и мужскую части имело в прошлом социальное значение. Через указанную линию женщине запрещалось переступать.

В убранстве жилища телеуты придерживались определенной традиции, которая никогда не нарушалась. В соответствии с делением юрты, позднее избы или пятистенка, на мужскую и женскую сторону размещались все предметы быта. На женской половине находились чугунные котлы казаны, деревянные ведра конок, большой сосуд архыт, меньшие по величине сосуды из кожи тажуур, торсук, барбуй, деревянные блюда табак, тепши, чара, деревянные чайные чашки айак, большие и маленькие ступы сокы и другие предметы. Некоторые из них представлены в экспозиции – это шумовки, глиняная тарелка, глиняный кувшин, туесок.

На мужской половине по кругу укладывались на подставке сумы кап, сшитые из кожи или холста. Количество их зависело от имущественного положения семьи. Предметы, которыми пользовались мужчины, также хранились на их половине: ружье мылтык, патронташ каптырга, снаряжение для верховой езды – седло ээр, узда уйген, бич камча, волосяные веревки аркан, ремни кайыш и т.д.

Таким образом, все имущество, которым располагала семья, хранилось в жилище, каких-либо других строений для этого не было, за исключением коновязи. Юрта служила и жилищем, и местом хранения имущества, и даже местом содержания молодняка.

Гостей хозяева принимали (женщин – на женской половине, мужчин – на мужской) сидя на полу на войлочных ковриках у богачей, на шкурах телят, козлят или на куске бересты у бедноты. Столики были четырехугольные или круглые на трех-четырех ножках.

Одежда была приспособлена в прошлом к кочевому образу жизни и различалась в зависимости от социального положения. Мужская одежда состояла из длинной рубахи из дабы или ситца с длинными рукавами, косым открытым воротом, снабженным одной пуговицей, и широких, немного длиннее колен штанов из дабы, толстого холста или выделанной кожи косули. Штаны на поясе стягивались шнурком, который завязывался спереди и выпускался концами наружу. Поверх рубахи еще надевался халат (чекмень) из сукна, панки или дабы с широкими рукавами, большим отложным воротником красного или синего цвета. Халат опоясывался кушаком-опояской из дабы. Из верхней одежды нужно упомянуть шубу, обычно из овчины. Обувью служили кожаные сапоги на мягкой подошве. Сапоги шились остроносыми, без каблуков, с широким раструбом верхней части голенища, тонкой подошвой. В экспозиции представлены описанные выше сапоги и национальная обувь чарык.

Женская одежда у телеутов была такой же, как и мужская, за исключением верхней. Специальной одеждой замужних женщин являлся чегедек – длиннополая безрукавка, вместо рукавов у которой были вырезы, и он мог надеваться поверх любой одежды. В экспозиции мы видим один из видов женской одежды – свадебный халат.

В женском костюме украшения составляют и сегодня важный элемент. Несмотря на их простоту, они придают специфику и красочность одежде, например, нагрудное женское украшение. У девушек можно встретить подвеску шиширгек из литой медной фигурной бляхи с кольцами, к которым подвешены нити из бисера и раковин каури. У замужних женщин это украшение (пель или пельдуш) состоит также из медной фигурной бляхи, к которой подвешивались нитки бисера или бус, оканчивавшиеся обычно ключами от сундуков или ящиков, находившихся в ведении хозяйки дома. Из украшений были также распространены медные, серебряные или золотые кольца, которыми унизывали пальцы, а также серьги из медной или серебряной проволоки. Женщины носили серьги в обоих ушах, девушки – обычно в одном ухе. Кроме того, были украшения в виде привязываемых к косам бус, пуговиц, бляшек, ракушек, ключей, деревянных палочек и т.д. Женщины носили две косы, которые при встрече гостей перебрасывались на грудь. Девушки носили несколько кос.

Национальной мужской прической была косичка кедеге, заплетенная на темени бритой головы. К этой косичке также привязывались украшения из пуговиц, ракушек и т.д. Некоторые виды вышеназванных украшений можно увидеть на выставке.

По религиозным воззрениям большинство алтайцев, в том числе и телеуты, были шаманистами, верившими в населенность всего мира добрыми и злыми духами, от воли которых, якобы, зависели благополучие и жизнь человека. Большую роль играли и древние родовые культы, например, культ огня, отражавший древнюю общность родового огня, или культ гор, отражавший общность родовой территории в прошлом. На подставку дьаныртык, которая обычно находилась прямо за очагом, ставился деревянный ящик кайырчак, лицевая сторона которого, как правило, орнаментировалась, а на нем помещался еще маленький деревянный окованный ящик. Это было место для деревянных божков-идолов. Их ставили сюда, либо подвешивали над этим местом к стене, иногда за обруч юрты. В экспозиции представлены культовые изображения и идолы бочатских телеутов.

В настоящее время жизнь телеутов Кемеровской области значительно изменилась. Их поселки, расположенные в зоне Салаирского кряжа, приобретают характер рабочих поселков. Многие телеуты работают на рудниках. Но часть их по-прежнему занята в сельском хозяйстве. Значительный интерес вызывает то, что бачатские телеуты, оказавшись в зоне интенсивного промышленного развития, во многом сохраняют свои национальные черты в материальной и духовной культуре.

 

© С.Н. Корусенко, 2003

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024