|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья
Вступление | История музея | Этнографическая экспозиция | Фотогалерея
Казахи | Народы Севера | Немцы | Русские | Сибирские татары | Телеуты | Тобольская резная кость | Украинцы | Чуваши | Шорцы
ТОБОЛЬСКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ
К
фотогалерее >>>
Просмотреть как
слайд-шоу >>>
Косторезное дело в Тобольске, как считают некоторые
ученые, ведет начало с XVII в. Во всяком случае, в начале XVIII в. в этом городе
резали из кости вещи, а затем – круглую скульптуру. В 1860–1870-е гг. в
Тобольске косторезный промысел становится основой для возникновения здесь целых
артелей мастеров-косторезов. В 1874 г. тобольский землемер, любитель археологии
и этнографии И.Е. Овешков открыл косторезную мастерскую, получившую затем
наименование Сибирской. Известностью пользовалась также «Образцовая сибирская
мастерская», созданная в 1839 г. Ю.И. Мельгуновой. Славились произведения мелкой
пластики, выполненные художниками-косторезами И. Плянасом, П. Терентьевым,
Гуяновым и др.
Впервые изделия тобольских косторезов были отмечены на Екатеринбургской
выставке в 1887 г., а затем – на выставках в Петербурге, Казани, Курске, Нижнем
Новгороде. Сегодня изделия дореволюционных тобольских косторезов можно увидеть в
экспозиции Тобольского исторического музея-заповедника.
В годы первой мировой войны косторезный промысел Тобольска испытывал кризис.
Но резчики в городе были, и они бережно передавали свое искусство молодым
мастерам. В 1929 г. усилиями резчиков В. Денисова и Т. Пескова был организован
косторезный цех при артели «Кустарь». Затем, в 1933 г., он разросся и выделился
в самостоятельную артель «Коопэкспорт». После Великой Отечественной войны артель
стала именоваться фабрикой.
Работы тобольских косторезов, показанные на международных выставках (Париж,
1937; Ньй-Йорк, 1939; Брюссель, 1958; Осака, 1970; США, 1974), завоевали
почетную известность и признание. В 1975 г. фабрика была награждена орденом
«Знак Почета».
В экспозиции МАЭ ОмГУ представлены работы мастеров 1970-х
и 1980-х гг., закупленные у фабрики в 1976 и 1987 гг. В наши дни косторезы
используют чаще цевку (коровью кость), мамонтовую кость и реже – зуб кашалота.
Жизнь народов Севера – ненцев, манси и хантов стала определяющей для сюжетов
тобольской резной кости. На протяжении
1960-1980-х гг. в творчестве тобольских мастеров
разрабатываются сюжеты северных народных сказок и легенд, а также сказок
русского народа. Работы резчиков отличаются стремлением подчеркнуть красоту
материала, пластичность и лаконичность объемов.
В экспозиции МАЭ ОмГУ представлено творчество тобольских
художников 1970-х гг. Г.А. Хазова («Загон оленей», «Поездка на оленях», «На
Севере»), Г.Г. Кривошеина («Рыбаки»), Кошкина («Мальчик на оленях»), Ю. Пятакова
(«На медведя»), М.В. Тимергазеева («Игра в оленя»), омича В.С. Синицких («Ловля
оленя»), москвича Шушканова («Рыбак с осетром»). В 1980-е гг. были выполнены
работы тобольских художников А.Г. Ананьина («Удачный рыболов», «Железный олень»,
«Большой улов»), З.
Кульмаметева («Погоня»), Н.Д. Фофановой («С рыбалки»), М.
Кучашева («В пути»), С. Санаева («Игра в мяч»), московской художницы И.Л.
Карахан («Большой улов»).
Наряду с круглой скульптурой мастера изготавливают вещи прикладного характера
– коробочки, ножи для бумаги, игольницы и др. На выставке МАЭ ОмГУ из такого
рода работ представлены сувенир «Тобольск» (работы В.И. Гимгина) и игольницы
«Лес» и «Тайга» (работы А.Г. Ананьина).
© Н.А. Томилов, 2003
|