|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья Вступление | История музея | Этнографическая экспозиция | Фотогалерея Казахи | Народы Севера | Немцы | Русские | Сибирские татары | Телеуты | Тобольская резная кость | Украинцы | Чуваши | Шорцы СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ В настоящее время в Западной Сибири проживает более 300 тысяч татар, из них более 50 тысяч – в Омской области. Но кто они? Все ли относятся к сибирским татарам – к тем, предки которых жили здесь еще до похода Ермака? Изучение национального или, как этнографы называют, этнического (от греческого слова этнос – племя, народ) состава татар Западной Сибири показало, что здесь сибирские татары сегодня насчитывают около 190 тысяч человек. А остальные татары являются выходцами из районов Поволжья и Приуралья и их потомками. Это, прежде всего, казанские татары, мишари, кряшены и другие группы европейских татар. Что касается астраханских и крымских татар, то в сибирском регионе их проживает немного. В наши дни часть поволжско-приуральских татар тоже стали себя называть сибиртатарлар, т.е. сибирские татары. Одни из них называют себя так потому, что смешались с сибирскими татарами. Другие давно живут в Сибири и, как и русские, считают себя сибиряками. Сибирские татары состоят из трех этнических групп – томских (живут в Томской, Кемеровской и Новосибирской областях), барабинских (живут в Новосибирской области) и тоболо-иртышских татар (живут в Омской и Тюменской областях). Те, в свою очередь, делятся на менее крупные группы. Так, тоболо-иртышские татары состоят из тюменской, тобольской, ясколбинской (заболотной), курдакско-саргатской и тарской групп. Татары последних двух групп живут в Омской области. В составе курдакско-саргатских татар (живут в основном в Тевризском и Усть-Ишимском районах Омской области и Вагайском районе Тюменской области) ученые выделяют еще курдакскую и саргатско-утузскую группы, а в составе тарских татар (живут в Большереченском, Знаменском, Муромцевском, Тарской районах) – аялынскую и туралинскую группы. Язык сибирских татар относится к булгаро-кыпчакской группе тюркских языков и состоит из барабинского, тоболо-иртышского и томского диалектов и нескольких говоров. У сибирских татар преобладают черты уральского антропологического типа, образовавшегося в результате древней метисации между европеоидами и монголоидами. В наиболее общем виде этногенез (происхождение, формирование этносов) сибирских татар представляется как процесс смешения угорских, самодийских, тюркских и отчасти монгольских племен и народностей с преобладанием тюрского массива. Ранние передвижки тюрков с Алтая в южные районы Западно-Сибирской равнины начались в период Тюркского каганата. В IV в. тюрки начинают осваивать Верхнее Приобье, в VII–VIII вв. проникают далеко на север в Притомье и Причулымье и на северо-запад в Барабинскую степь. В конце I – начале II тысячелетий они появляются на территории нынешних Омской и Тюменской областей. В 1394–1395 гг. в результате религиозных войн среднеазиатских шейхов началась исламизация татар Прииртышья и установились более прочные связи их с народами Казахстана и Средней Азии. Еще в XIV в. в устье Ишима на Красном Яру был поставлен городок Кизил-Тура, который в 20-х годах XV в. служил ставкой правителя Хаджи-Мухаммеда. Этот хан потерпел поражение от предводителя «узбеков» (первоначальное название тюркских кочевых племен) Абулхаира, шейбанида по происхождению. Местные племена оказались на какое-то время под игом этих кочевников. В 1429 г. в укрепленной ставке на берегу Иртыша в районе современного города Тары на съезде аристократии ханом Узбекской державы и был провозглашен Абулхаир. Известно, что на этом месте он приказал построить столицу своей державы, но спустя год ушел в южные степи бороться за власть с враждебными ему ордами. В XVI в. земли прииртышских татар вошли в Сибирское ханство. Вообще-то наиболее ранним государственным образованием сибирских татар было Тюменское ханство, сложившееся в XIV в. с центром в Чимге-Туре (Тюмени). Но оно также в первые десятилетия XVI в. вошло в состав Сибирского ханство, образовавшегося в конце XV в. В 1563 г. власть в нем захватил, убив местных князей Бикбулата и Едигера и физически истребив их родственников, шейбанид Кучум, казах или ногаец по происхождению. Значительная часть татар Сибирского ханства так же, как и подвассальные ханты и манси, испытывали жестокое иго со стороны феодальной верхушки, рассматривали Кучума как чужеземца и завоевателя. Поэтому буквально с первых месяцев похода Ермака, начавшегося в 1581 г., часть татар примкнула к его отряду. Сибирские татары не только приняли подданство Русского государства, но и многие из них стали на военную службу – образовалась сословная группа служилых татар. В составе Русского государства наблюдались отдельные перемещения татар Среднего Прииртышья. Так, часть курдакских татар переселилась ниже по Иртышу на земли тобольских татар, постепенно сокращалось татарское население по Ишиму, переселяясь в его низовья или на берега Иртыша. С приходом в степи Западной Сибири калмыков в XVII в. южная граница тарских татар понемногу отодвинулась на север, часть тарских татар переселялась в Барабинскую степь. Число тарских поселений увеличилось – в конце XVIII в. курдакско-саргатские татары проживали в 34 и тарские татары – в 30 населенных пунктах со средним число жителей в одном поселении по 110–120 чел., а в конце XIX почти по 200 чел. И еще были необычные поселения на этой территории, сыгравшие большую роль в истории сибирских татар, но связанные не с ними. Здесь четырьмя компактными группами среди тюменских, тобольских, тарских и томских татар, а также в городах Западной Сибири, в том числе в г. Таре, расселились сибирские бухарцы – выходцы из Средней Азии (узбеки, таджики, туркмены и др.). В селениях сибирских татар оседали также казанские татары, мишари и другие выходцы из Поволжья и Приуралья. Общая численность всех сибирских татар выросла с 16,5 тыс. чел. в конце XVII в. до 28,5 тыс. в конце XVIII в., до более 47 тыс. в конце XIX в. и до 170 тыс. чел. в конце 1980-х годов. Сибирские татары в советское время развивались по-прежнему в рамках нескольких этнических групп. Процессы сближения и частичного смешения их с поволжско-приуральскими татарами способствовали тому, что в наши дни они входят в татарскую этническую общность нашей страны, сохраняя определенное своеобразие в языке и культуре. Сибирские бухарцы окончательно слились с сибирскими татарами. Постепенно углубляются процессы сближения татар с русскими и с людьми других национальностей. В хозяйстве сибирских татар в прошлом большую роль играло земледелие, определившее их оседлый образ жизни. Держали они также скот, занимались рыболовством, частично охотой. Из ремесел знали кожевенное дело, вязание сетей, прядение и ткачество, изготовление веревок, плетеных коробок, берестяной и деревянной утвари, саней, лодок, лыж, ковров, ювелирных изделий и др. На стенде «Сибирские татары» представлены некоторые орудия труда (серп, тесло, острога для рыбной ловли, охотничья натруска, охотничий манок, фитиль, бердо и челнок от ткацкого станка, веретена, ручная мельница), а также средства передвижения (лодка, лыжи, седло). В культуре сибирских татар до революции было немало ярких явлений и немало примитивных форм, связанных с тяжелыми условиями жизни в прошлом. Постепенно татары оставили свои землянки, глинобитные, дерновые и бревенчатые постройки – юрты, стали строить дома по образцу русских жилищ. Разнообразна и красочна была одежда сибирских татар (в экспозиции представлены камзол, головные уборы, нагрудник, ичиги, подвески и др.), которая часто украшалась узорами. Своим богатством поражала их национальная кухня, основанная на молочных мясных и мучных продуктах, а также своеобразная посуда и домашняя утварь (на стенде представлены чаша, ступка, туесок, кувшин, шкатулка, циновки). Наиболее развитым видом народного творчества сибирских татар был и остается фольклор. Золотой фонд духовной культуры татар составляют народные песни – исторические баиты, трудовые, лирические, плясовые песни, частушки, а также легенды, предания, пословицы, загадки. В пословицах особенно четко отражены нормы народной этики: «Нельзя бить землю кнутом, иначе не будет урожая», «Не спрашивай у старика, а спроси бывалого», «Кто не признает свою ошибку, совершает другую», «Знает тот, кто по дороге бежит, а не тот, кто на печке лежит» и др. Среди местных татар было немало талантливых сказителей. Одним из них был Ситдык Магдиевич Зайнитдинов (1854–1927) – житель д. Яланкуль нынешнего Большереченского района Омской области. В настоящее время в 60-томной серии «Фольклор народов Сибири» готовится том с пластинками, посвященный творчеству татар Западной Сибири. Яркую сторону их культуры составляет орнаментальное искусство. Узоры на дерево они наносили резьбой (см. шкатулка), на металл – линейной резьбы и чеканкой (см. украшения), на ткани – вышивкой, аппликациями (см. на стенде ковер), на кожу – сшивной мозаикой (см. обувь – ичиги). Татары накопили ценные народные знания по метеорологии, ботанике, зоологии, технические знания, по народной медицине и др. С другой стороны, широкое распространение имели домусульманские (идолопоклоннические) и мусульманские верования (см. кукла-идол, четки, часть надмогильного столба). В настоящее время более половины сибирских татар в сельской местности имеют полное или неполное среднее образование. Возрастает прослойка татар, имеющих среднее специальное и высшее образование. Естественно, что многочисленнее она в городах. Растет прослойка сибирских татар, занятых работой в сфере профессиональной культуры и науки. Из среды татар западносибирского региона вышли доктора наук М. Булатов, Ф. Валеев, Д. Тумашева, Х. Ярмухаметов, выдающаяся исполнительница народных танцев народная артистка СССР Г. Измайлова, дирижер Большого театра СССР народный артист РСФСР Ф. Мансуров, чемпионка мира по художественной гимнастике, заслуженный мастер спорта СССР Г. Шугурова и др. В наши дни этнокультурное развитие сибирских татар происходит в процессе тесного взаимодействия их с другими народами нашей страны, в первую очередь, поволжско-приуральскими татарами и русскими, в условиях усиливающегося научного и общественного интереса и внимания к национальным явлениям местной сибирско-татарской культуры, к ее прошлому и настоящему. © Н.А.
Томилов, 2003 |