![]() |
|||
![]()
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() РУССКИЕ
Русские – один из крупнейших народов мира и наиболее многочисленный народ России. В Западно-Сибирском регионе проживают около 13 миллионов человек русской национальности, в Омской области – 1720 тысяч (80 % населения региона). Этноним "русские" известен с древнейших времен и обычно его происхождение связывают с названием реки Рось (притока Днепра) и древнейшим именем славянского племени "русов" ("россов" или "родиев"). В ХIХ – начале ХХ вв. русских называли также русаками, великороссами (великорусами).
Русские относятся к большой европеоидной расе, но существует масса типов и вариантов, образовавшихся в результате длительных миграций, ассимиляции и др. процессов. Антропологи считают возможным выделение особого областного типа русского народа в Сибири с несколькими подтипами. Между тем, все русские сибиряки имеют некоторые общие морфологические черты (более крупные размеры по сравнению с русскими европейской территории России и др.). В Западной Сибири в русскую этническую среду вливались представители аборигенных и других народов: селькупы, ханты, татары, казахи, украинцы, белорусы, немцы, чуваши и другие. По религиозной принадлежности русские Сибири являлись православными, в том числе старообрядцами (староверами, кержаками, раскольниками). В советское время государственной политикой повсеместно распространялся атеизм. С 1990-х годов возрождается интерес к религии, восстанавливаются и вновь строятся христианские храмы, соборы, часовни.
Массовое переселение русских в Сибирь началось с конца XVI в. после походов казачьей дружины Ермака. В формировании населения региона приняли участие выходцы практически из всех губерний и уездов европейской части России, различные по социальному, конфессиональному (религиозному) и этническому составу. На первых этапах заселения Сибири преобладали выходцы из северноруских и приуральских регионов, а с конца XVIII в. возрос удельный вес переселенцев из южнорусских и поволжских губерний. На формирование русского населения Омской области оказали влияние государственное переселение крестьян и ремесленников, строительство укрепленных линий Сибирского казачьего войска, политическая ссылка, вольная крестьянская колонизация, внутрисибирские миграционные процессы, строительство Московско-Сибирского тракта и Западно-Сибирской железной дороги. Большинство населенных пунктов русских жителей располагались у естественных водоемов (рек, озер). Первоначально планировка поселений была свободной и уличной, а с конца XIX в. стала осуществляться планово. Во главе усадьбы находилось рубленое жилище – дом (изба, пятистенок, связь, глагол или крестовик). Бытовые и хозяйственные постройки обычно размещались по периметру усадьбы. Для обработки дерева использовался скобель – округло-изогнутый металлический нож с двумя деревянными рукоятками.
Помимо земледелия русские занимались разведением лошадей (основной тягловой силы в хозяйстве), крупного рогатого скота, свиней, овец, домашних птиц (кур, гусей, уток). Летом скот пасли на пастбище (выгонах), зимой содержали в стойлах (конюшнях, хлевах). Вспомогательную роль в хозяйстве русских Западной Сибири играли охота, рыболовство, пчеловодство, собирательство, домашнее производство, ремесла и кустарные промыслы.
Традиционно в каждом жилище имелась духовая русская печь, по диагонали от нее находился "передний" (или "красный") угол, в котором на специальной полочке – божничке располагались иконы. Длинное полотенце, к концам которого пришивалась орнаментированная полоска ткани, кружева, вышивки, называлось рушником и применялось для украшения икон, интерьера жилища и при проведении обрядовых действий. Первоначально вся крестьянская мебель была неподвижной (полати, лавки, полки). Затем постепенно стали появляться табуретки, стулья, этажерки, деревянные кровати, диваны-канапе и др. До появления шифоньеров (гардеробов) одежду хранили в деревянных сундуках. Пол застилали домоткаными дорожками и половиками.
На протяжение нескольких столетий главными кухонными сосудами являлись керамические горшки и кринки. Они использовались для хранения молока, сметаны, сливок, простокваши, топленого масла, творога и других продуктов. В горшках готовили пищу в русской духовой печи. Значительным дополнением к рациону русских сибиряков являлись продукты, собранные в лесу: грибы, ягоды, кедровые орехи, лекарственные травы. Для их сбора и хранения использовались берестяные короба, туески и плетеные корзины. В середине XVII вв. сибиряки познакомились с чаем, который стал самым распространенным и любимым напитком. Воду для чаепития повсеместно кипятили в металлических самоварах с внутренней топкой в виде высокой трубы, наполняемой горячими углями.
Особенно разнообразной была женская одежда, в которой
отражалось не только социальное и семейное положение, но и возраст женщины,
традиции ее предков, различные представления и индивидуальное мастерство. На
территории Сибири встречались как северно-русский комплекс с рубахой и
сарафаном, так и южнорусский комплекс с поневой. С конца XIX в. широкое
распространение получают ткани фабричного производства и городские формы одежды:
платья и "парочки" (сшитые из одинаковой ткани юбка и блузка), покупная обувь.
Обычно юбка шилась из однотонной или клетчатой ткани темных расцветок, а блуза –
из более светлой ткани. Вышитые традиционным орнаментом блузки бытовали у
русских Западной Сибири еще в середине ХХ века. До появления утюгов для глаженья
одежды и тканей использовались деревянные каток и рубель. Мужской костюм был менее разнообразен и состоял из штанов (портов) и рубахи-косоворотки. Ворот, рукава и подол праздничной рубахи украшали вышивкой, выполненной обычно швом "крестик" красными, черными, белыми и синими нитками. Обязательным атрибутом одежды являлись пояса и широкие тканые опояски. Верхняя одежда была однотипной (шабур, зипун, шуба, тулуп). Традиционной для Сибири являлась кожаная обувь – "чирки", которая использовалась вплоть до середины ХХ века. Из головных уборов повсеместно распространены были у мужчин меховые шапки-ушанки, а у женщин – платки и шали. Связанные на спицах из шерстяных или пуховых ниток традиционные зимние рукавицы (варежки) сохраняются до настоящего времени. В результате стандартизации и унификации быта, урбанизации, электрификации, механизации, газификации, происходит активное сближение уровня жизни города и деревни. Вследствие этих процессов постепенно стирается этническая специфика, утрачиваются многие формы традиционной культуры. С 1990-х годов отмечается рост этнического самосознания, возрастает интерес к истории и культуре русского народа. © М.А. Жигунова, 2003 |