123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья
Вступление | История музея | Этнографическая экспозиция | Фотогалерея
Казахи | Народы Севера | Немцы | Русские | Сибирские татары | Телеуты | Тобольская резная кость | Украинцы | Чуваши | Шорцы


РУССКИЕ

К фотогалерее >>>

Просмотреть как слайд-шоу >>>

Русские – один из крупнейших народов мира и наиболее многочисленный народ России. В Западно-Сибирском регионе проживают около 13 миллионов человек русской национальности, в Омской области – 1720 тысяч (80 % населения региона).

Этноним "русские" известен с древнейших времен и обычно его происхождение связывают с названием реки Рось (притока Днепра) и древнейшим именем славянского племени "русов" ("россов" или "родиев"). В ХIХ – начале ХХ вв. русских называли также русаками, великороссами (великорусами).

Русский язык наиболее близок к украинскому и белорусскому языкам и составляет вместе с ними восточнославянскую группу славянских языков, входящих в индоевропейскую языковую семью. Письменность на основе русского алфавита. Русский алфавит восходит к кириллице, в современном виде существует с 1918 года.

Русские относятся к большой европеоидной расе, но существует масса типов и вариантов, образовавшихся в результате длительных миграций, ассимиляции и др. процессов. Антропологи считают возможным выделение особого областного типа русского народа в Сибири с несколькими подтипами. Между тем, все русские сибиряки имеют некоторые общие морфологические черты (более крупные размеры по сравнению с русскими европейской территории России и др.). В Западной Сибири в русскую этническую среду вливались представители аборигенных и других народов: селькупы, ханты, татары, казахи, украинцы, белорусы, немцы, чуваши и другие.

По религиозной принадлежности русские Сибири являлись православными, в том числе старообрядцами (староверами, кержаками, раскольниками). В советское время государственной политикой повсеместно распространялся атеизм. С 1990-х годов возрождается интерес к религии, восстанавливаются и вновь строятся христианские храмы, соборы, часовни.

Характерной чертой для русских является значительный диапазон вариативности традиционно-бытовой культуры, обусловленный разнообразными историческими, политическими, социально-экономическими, природно-географическими, этническими и другими факторами. Заметным своеобразием в культурно-бытовой сфере отличаются не только различные историко-этнографические группы русского этноса, но и этносоциальные группы сибирского, семиреченского, забайкальского, амурского и уссурийского казачества. В Сибири русское население традиционно делится на две большие группы: старожилов (чалдонов, "исконно здесь живущих"), переселившихся в Сибирь до XVIII – первой половины XIX вв., и переселенцев, обосновавшихся здесь позднее.

Массовое переселение русских в Сибирь началось с конца XVI в. после походов казачьей дружины Ермака. В формировании населения региона приняли участие выходцы практически из всех губерний и уездов европейской части России, различные по социальному, конфессиональному (религиозному) и этническому составу. На первых этапах заселения Сибири преобладали выходцы из северноруских и приуральских регионов, а с конца XVIII в. возрос удельный вес переселенцев из южнорусских и поволжских губерний. На формирование русского населения Омской области оказали влияние государственное переселение крестьян и ремесленников, строительство укрепленных линий Сибирского казачьего войска, политическая ссылка, вольная крестьянская колонизация, внутрисибирские миграционные процессы, строительство Московско-Сибирского тракта и Западно-Сибирской железной дороги.

Большинство населенных пунктов русских жителей располагались у естественных водоемов (рек, озер). Первоначально планировка поселений была свободной и уличной, а с конца XIX в. стала осуществляться планово. Во главе усадьбы находилось рубленое жилище – дом (изба, пятистенок, связь, глагол или крестовик). Бытовые и хозяйственные постройки обычно размещались по периметру усадьбы. Для обработки дерева использовался скобель – округло-изогнутый металлический нож с двумя деревянными рукоятками.

Традиционным занятием русских крестьян было земледелие, главным направлением которого являлось возделывание зерновых культур (рожь, пшеница, ячмень, овес). Вспашку земли производили сохой или плугом, при помощи бороны рыхлили и выравнивали почву, боролись с сорняками. Наиболее распространенным орудием для жатвы зерновых культур в XVIII–XIX вв. являлся металлический дугообразный серп с короткой деревянной рукояткой. Такая форма серпа является традиционной, сохранившейся с древних времен до настоящего времени.

Помимо земледелия русские занимались разведением лошадей (основной тягловой силы в хозяйстве), крупного рогатого скота, свиней, овец, домашних птиц (кур, гусей, уток). Летом скот пасли на пастбище (выгонах), зимой содержали в стойлах (конюшнях, хлевах).

Вспомогательную роль в хозяйстве русских Западной Сибири играли охота, рыболовство, пчеловодство, собирательство, домашнее производство, ремесла и кустарные промыслы.

Для текстильного промысла русскими выращивались лен и конопля (которые использовались также для получения масла). Прядением и ткачеством занимались исключительно женщины. Для сортировки и очистки от кострики растительные волокна расчесывали щетью и гребнем, а шерсть и пух животных – парой чесалок. При прядении ниток использовались прялка и веретено. Изготовление домашних тканей осуществлялось на ткацких станках – "кроснах", которые бытовали вплоть до середины ХХ века. Деревянный рубель со скалкой (катком) служил для разглаживания тканей после стирки или отбеливания. Ткани домашнего производства использовались для изготовления одежды, постельных принадлежностей, скатертей, полотенец и т.д.

Традиционно в каждом жилище имелась духовая русская печь, по диагонали от нее находился "передний" (или "красный") угол, в котором на специальной полочке – божничке располагались иконы. Длинное полотенце, к концам которого пришивалась орнаментированная полоска ткани, кружева, вышивки, называлось рушником и применялось для украшения икон, интерьера жилища и при проведении обрядовых действий.

Первоначально вся крестьянская мебель была неподвижной (полати, лавки, полки). Затем постепенно стали появляться табуретки, стулья, этажерки, деревянные кровати, диваны-канапе и др. До появления шифоньеров (гардеробов) одежду хранили в деревянных сундуках. Пол застилали домоткаными дорожками и половиками.

Основу питания русских крестьян Сибири составляли продукты земледелия и животноводства. Сезонность потребления мясомолочных ("скоромных") продуктов регламентировалась религиозными постами. Деревянные выдолбленные ступы с пестом предназначались для изготовления круп из зерен, растирания и размельчения продуктов. Хлеб и различные каши употреблялись ежедневно. Мука использовалась не только для приготовления различных видов теста, но и для разнообразных блюд (болтушки, затирки, саламаты, толокна, кулеша, кулаги, киселя). В экспозиции представлен деревянный совок, с помощью которого насыпали муку. Повсеместно русские пекли пироги с мясными, рыбными, овощными, ягодными и другими начинками. Для получения фарша продукты рубили металлической сечкой в деревянном корытце. Для хранения жидких продуктов (воды, кваса, пива) использовались деревянные ведра, бочки, кадки. Представленный в экспозиции лагун являлся дорожной утварью. Деревянная кухонная утварь (ложки, чашки, корытца, бочонки, кадки) в отдельных сельских семьях сохраняется до настоящего времени.

На протяжение нескольких столетий главными кухонными сосудами являлись керамические горшки и кринки. Они использовались для хранения молока, сметаны, сливок, простокваши, топленого масла, творога и других продуктов. В горшках готовили пищу в русской духовой печи. Значительным дополнением к рациону русских сибиряков являлись продукты, собранные в лесу: грибы, ягоды, кедровые орехи, лекарственные травы. Для их сбора и хранения использовались берестяные короба, туески и плетеные корзины. В середине XVII вв. сибиряки познакомились с чаем, который стал самым распространенным и любимым напитком. Воду для чаепития повсеместно кипятили в металлических самоварах с внутренней топкой в виде высокой трубы, наполняемой горячими углями.

Крестьянство являлось основным носителем традиционных форм одежды. Еще в начале ХХ века во многих семьях изготавливали одежду из хлопчатобумажных, полушерстяных и шерстяных тканей домашнего производства: холстов, пестряди, крашенины, армячины, сукна.

Особенно разнообразной была женская одежда, в которой отражалось не только социальное и семейное положение, но и возраст женщины, традиции ее предков, различные представления и индивидуальное мастерство. На территории Сибири встречались как северно-русский комплекс с рубахой и сарафаном, так и южнорусский комплекс с поневой. С конца XIX в. широкое распространение получают ткани фабричного производства и городские формы одежды: платья и "парочки" (сшитые из одинаковой ткани юбка и блузка), покупная обувь. Обычно юбка шилась из однотонной или клетчатой ткани темных расцветок, а блуза – из более светлой ткани. Вышитые традиционным орнаментом блузки бытовали у русских Западной Сибири еще в середине ХХ века. До появления утюгов для глаженья одежды и тканей использовались деревянные каток и рубель.

Мужской костюм был менее разнообразен и состоял из штанов (портов) и рубахи-косоворотки. Ворот, рукава и подол праздничной рубахи украшали вышивкой, выполненной обычно швом "крестик" красными, черными, белыми и синими нитками.

Обязательным атрибутом одежды являлись пояса и широкие тканые опояски. Верхняя одежда была однотипной (шабур, зипун, шуба, тулуп). Традиционной для Сибири являлась кожаная обувь – "чирки", которая использовалась вплоть до середины ХХ века. Из головных уборов повсеместно распространены были у мужчин меховые шапки-ушанки, а у женщин – платки и шали. Связанные на спицах из шерстяных или пуховых ниток традиционные зимние рукавицы (варежки) сохраняются до настоящего времени.

В результате стандартизации и унификации быта, урбанизации, электрификации, механизации, газификации, происходит активное сближение уровня жизни города и деревни. Вследствие этих процессов постепенно стирается этническая специфика, утрачиваются многие формы традиционной культуры. С 1990-х годов отмечается рост этнического самосознания, возрастает интерес к истории и культуре русского народа.

©  М.А. Жигунова, 2003

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024