|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья Вступление | История музея | Этнографическая экспозиция | Фотогалерея Казахи | Народы Севера | Немцы | Русские | Сибирские татары | Телеуты | Тобольская резная кость | Украинцы | Чуваши | Шорцы КАЗАХИ Казахи в равнинных районах Западной Сибири составляют в настоящее время значительную прослойку тюркоязычного населения. Из них 76 тысяч человек проживают в Омской области. Всего в странах СНГ насчитывается около 7 млн. казахов. В числе их ранних предков называют ираноязычных саков, усуней, племена государственного объединения Кангюй, живших в различных районах Казахстана и Средней Азии еще до нашей эры. В их этногенезе принимали участие аланы первых веков н.э., выходцы с Алтая – тюргеши, теле и другие племена времен тюркских каганатов (VI–VII вв.), племена огузов (IX–X вв.), кимаков и кипчаков (VIII–XI вв.). Последние играли особо важную роль в формировании казахов, язык которых относится к кипчакской группе тюрских языков. Во втором тысячелетии будущие казахские племена перемешивались в составе государства Караханидов (X–XI вв.), испытали вторжение киданей – монгольских по происхождению племен в XII в., их расселение в начале XIII в. происходило под давлением монголов, тюркоязычных племен найманов и керейтов (керей), затем они входили в середине XV в. в состав Ногайского и Узбекского ханств. В начале XVI в. образовалось Казахское ханство, в рамках которого и завершилось образование казахской народности. Но каждая группа казахов имела свои особенности происхождения и дальнейшей этнической истории. Это относится и к северным казахам, жившим по границам с Сибирью. Известен факт появления казахов вместе с узбеками на Иртыше с мусульманским войском в период религиозной войны в 1394–1395 гг. Казахи проникали в места расселения сибирских татар в XV в. во времена Абулхаира, когда тот стоял во главе объединения "узбеков" (кочевников, объединявших и казахов) и позднее. В конце XVI в. границы казахов в Сибири сомкнулись с границами Русского государства, между ними стали укрепляться посольские связи, оживилась торговля. Путь из Тобольска, Тары в среднеазиатские торговые центры пролегал через казахские степи. В дальнейшем экономические и политические связи России с казахскими ханствами с начала XVII в. были затруднены вторжением в районы Северного и Западного Казахстана, в южные районы Сибири западных монголов. Но уже в первой половине XVIII в. казахи заселяли южные районы Сибири более активно, селились они также в бассейне Тобола. Было их все же, видимо, немного. В 1726 г. казахи Младшего жуза обратились к России с просьбой принять их в подданство. В 1731 г. их прошение было удовлетворено. Вскоре к России присоединилась часть родов Среднего жуза, возглавляемых ханом Семеке. В 1740 г. подданство России приняла большая часть родов Среднего жуза. В начале 40-х гг. XVIII в. начался процесс присоединения и казахского населения Старшего жуза, который затянулся, правда, почти до середины XIX в. После падения Джунгарии часть казахов передвинулась на север и развернула свои кочевья между Омском и Усть-Каменогорском. С XVIII в. начинается формирование этнографической группы омских казахов. Первый период этого процесса приходится на 1758–1822 гг. В 1782 г. в Тобольском наместничестве был выделен Омский уезд, в котором оказалась и часть казахов-переселенцев. Казахов, живших в Тобольской и Томской губерниях, а также на землях русских казачьих отрядов, обозначали "внутренними киргизами". По реформе управления сибирских губерний 1822 г. казахи Среднего жуза оказались в Омской области и их стали называть сибирскими киргизами. На территории Западно-Сибирской равнины расселялись в основном казахи Среднего жуза, состоявшие из племен кипчаков, аргынов, найманов, кереев и уаков. Следующий период расселения казахов в южных районах Западной Сибири охватывает время после 1822 г. и почти до конца 1880-х гг. Он характеризуется законодательным закреплением постоянных территорий за казахами, установлением административно-территориальных единиц с ограничением переходов казахов с одной территории на другую. Третий этап расселения казахов в Западной Сибири относится к 1889–1917 гг. В это время начинается широкое крестьянское движение русско-украинского и немецкого населения в степи Казахстана и Сибири, что коренным образом изменило этническую ситуацию в этих районах, привело к массовому отказу казахов от кочевого образа жизни и оседанию их на жительство в постоянных аулах. Этот процесс растянулся, правда, еще на нескольких десятков лет. В 1897 г. в Западной Сибири насчитывалось уже свыше 50 тыс. казахов, из них более 38 тыс. человек проживали в Омском округе Акмолинской области, 5200 казахов – в Тюкалинском и 334 казаха – в Тарском округе Тобольской губернии. Омская исследовательница О.М. Бронникова для советского времени выделяет три периода в расселении казахов на территории юга Западной Сибири. Первый период, начавшийся с 1917 г., охватывает десять лет советской власти. В это время усилились миграционные процессы. Фактически к 1928 г. сибирские казахи перешли полностью на оседлый образ жизни. Второй период охватывает конец 1920-х – 1940-е гг. Его характеризует жизнь казахов в условиях нового типа их поселений – круглогодично стационарных аулов и в условиях оседлого скотоводческо-земледельческого хозяйства. Последний период начинается с 1950-х гг. Он связан, прежде всего, с изменениями в расселении, происшедшими в ходе освоения целинных земель. Новый приток населения на этом этапе привел к завершению формирования национального состава в данном регионе. Этот период характеризуется более равномерным и чересполосным расселением казахов среди русских, украинских и немецких селений. Большинство казахов омской группы осознает свои групповые особенности по сравнению с казахами Казахстана, особенно в сфере культуры, языка. Одни из них заключаются, в том, что как считает омская исследовательница этнографии казахов И.В. Захарова, у сибирских казахов лучше сохранились отдельные реликтовые явления культуры. Другие особенности связаны, конечно же, с более ранним переходом их на оседлый образ жизни и постоянными контактами с другими народами, среди которых они расселены в настоящее время. Основное направление этнических контактов казахов связано с русскими, прочный характер они принимают со второй половины XVIII в. и особенно в XIX–XX вв. В Омске казахи нередко собирались тысячами на ярмарках, устраивали здесь свои праздники, во время которых проводились соревнования – конные скачки, соколиные охоты и др. С молодых лет общались некоторые казахи с русскими, обучались в Омске в школах и других учебных заведениях. Известна дружба учившихся в Омском кадетской корпусе Ч.Ч. Валиханова – выдающегося казахского просветителя-демократа, исследователя народов Средней Азии, Казахстана и Западного Китая, с Г.Н. Потаниным – не менее выдающимся русским путешественником и исследователем Сибири, Казахстана, Монголии и Центральной Азии, и с Н. Анненским – известным русским ученым и публицистом. В советский период ослабло влияние разделяющих эти два народа факторов национальной и религиозной разобщенности. Казахи и русские постоянно контактируют друг с другом, а некоторые заключают и брачные союзы между собой. Из всех городов Западной Сибири наибольшее количество казахов проживает в Омске. В 1897 г. первой всероссийской переписью населения в Омске зафиксировано 37,4 тыс. человек, из них 505 казахов. В 1979 г. (по данным переписи) здесь проживали 16,5 тысячи и в 1989 г. – 28,4 тысячи казахов. Вплоть до последней четверти XIX в. земледелие было основным занятием лишь небольшой части казахов. Основную роль играло скотоводческое хозяйство казахов Западной Сибири, являвшееся по типу полукочевым. Скотоводство и земледелие до революции не могли обеспечить безбедное существование всех казахов, поэтому часть их стала заниматься отходническо-промысловой деятельностью. Из домашних ремесел у омских казахов были распространены выделка кож, изготовление ковров, тканей, арканов, тесьмы и других изделий (в экспозиции представлены стремя, часть потника, седло). Охотились на волков, защищая от них стада. Но охота носила и спортивный характер. Рыболовство у омских казахов появилось лишь в 1920–1930-е гг. В целом к концу первой трети XX в. полукочевое скотоводство с промыслово-торговым комплексом у них сменяется оседлым скотоводческо-земледельческим хозяйством. В настоящее время казахские поселения включены в систему экономически развитых хозяйств Омской области с мясо-молочным животноводством и земледелием. В домашнем производстве сохраняют свое значение обработка шерсти, производство войлока, изготовление ковров и половичков, в некоторых хозяйствах домашнее ткачество, пошив одежды и головных уборов, вязание веревок для пут (туслу) и уздечек для жеребят (копта). З.Е. Кабульдинов выявил у казахов Омской области разные виды ковровых изделий из войлока, связанные с тремя способами нанесения орнамента. Это вваливание узора при изготовлении текемета – одной из разновидностей войлочного ковра, аппликация при выделывании тускигиза – большого настенного ковра и сшивная мозаика при выделке сырмака. Ковер последнего вида изготавливается из двух кусков тонкого войлока разного цвета. Из них по трафарету вырезают одинаковые узоры, совмещают и сшивают из них два ковра, при этом фон одного совпадает по цвету с узорами другого. Основная масса современных аулов возникла в годы коллективизации. Большинство их сегодня – это поселки с линейной планировкой улиц. В последние десятилетия значительно обновился жилой фонд. Можно сказать, что современные дома полностью вытеснили старые постройки. Национальные черты сохраняются в основном в делении в старых постройках на хозяйственную и жилую половину, и в интерьере. Это наличие сундуков, ковров, дорожек, низких круглых столиков для чая и др. Современная одежда сельских казахов – это обычная городского типа одежда, но с сохранением некоторых национальных видов и элементов традиционной одежды. Национальные вкусы проявляются, например, в выборе тканей – казахи предпочитают шить из вельвета, плюша, бархата, атласа, шелка. Дома изготавливают одежду для детей и определенные ее виды для старших членов семьи. Почти всюду распространены самодельные изделия из шерсти овец и коз. На стенде экспозиции представлены камзол, пояса, головные уборы, сапоги. Очень богат фольклор казахского народа. В состав его жанров входят песни – трудовые (пастушеские), обрядовые (особенно разнообразны свадебные), лирические; сказки бытовые, волшебные, о животных; предания, были об исторических событиях и богатырях (Алпамыс, Кобланды и др.); загадки, пословицы, поговорки, крылатые слова. И сейчас устное народное творчество является неотъемлемой частью духовной культуры сибирских казахов. На свадьбах нередко устраиваются айтыс – состязания певцов, поющих под игру на домбре (в экспозиции представлена домбра). Многие акыны сочиняют новые песни, песни-импровизации. В них прославляются люди труда, воспеваются черты новой жизни. Особым уважением в аулах пользуются шешены – знатоки пословиц, любимых казахами. Вот некоторые примеры пословиц в русском переводе: "Где дружба, там жизнь", "Друг хвалит за глаза, а враг в глаза", "Чем быть на чужой земле ханом, лучше быть на своей земле рабом", "Если отца не уважаешь, от сына уважения не жди", "Мать как лодка, отец как река", "Толстый одного свалит, ученый тысячу свалит", "Умно прожитая жизнь – в небе плывущий лебедь". И еще одно впечатляющее явление казахской культуры – это уважение к дому, будь то отдельное жилище или квартира в многоквартирном доме. Раньше юрта или шошала рассматривались как символ кровного родства, обиталище духов предков. В наши дни такого рода представления нет, но уважительное отношение к дому, к семейным традициям сохраняется.
© Н.А. Томилов, 2003
|