|
|
||||
|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья Вступление | История музея | Этнографическая экспозиция | Фотогалерея Казахи | Народы Севера | Немцы | Русские | Сибирские татары | Телеуты | Тобольская резная кость | Украинцы | Чуваши | ШорцыУКРАИНЦЫ В Омской области насчитывается почти 105 тыс. украинцев, а всего в Западной Сибири их более 300 тыс. человек. Первые украинцы появились в Сибири еще в конце XVI в. Однако до середины XIX в. они переселялись небольшими группами и быстро растворялись среди сибирского населения. Массовые переселения украинцев в Западную Сибирь начались с конца XIX в. после завершения строительства Сибирской железнодорожной магистрали. Наибольшего развития они достигли в годы столыпинской аграрной реформы. В Западную Сибирь переселялись преимущественно выходцы из Киевской, Полтавской, Харьковской, Черниговской губерний. В результате на территории современных Омской, Новосибирской и Тюменской областей сложились довольно компактные районы расселения украинцев. В Омской области украинцев особенно много в Одесском, Павлоградском, Полтавском районах. Украинский язык принадлежит к восточнославянской группе славянской ветви индоевропейской языковой семьи. Антропологически украинцы относятся к среднеевропейской и южной малым расам европеоидов. По религиозной принадлежности – православные христиане.
Скотоводство было тесно связано с земледелием. В качестве основной тягловой силы использовались волы. Помимо крупного рогатого скота, разводили лошадей, свиней, овец, кур, гусей. Украинцы славились производством масла, которое шло на продажу даже в Западную Европу. Масло производилось либо на деревенских молоканках , либо в домашних условиях взбивали его в ручных маслобойках, одна из которых представлена в экспозиции.
Развито было гончарное производство. На витрине выставлены макитра, использовавшаяся для замешивания теста, а также для хранения колбас, корчага для сусла и сыпучих продуктов и кринка для хранения молока. Из гибких ивовых прутьев плелись разнообразные корзины для сбора ягод и переноски провизии. Одна такая корзина представлена на стенде.
Жилища украинцев были достаточно однотипны. Хата ставилась всегда окнами на солнце, узкой стороной на вулицу. Стены были глинобитные (литые ) или саманные. Снаружи и изнутри их штукатурили и белили известью. Крыши были двускатными, земляными, кровля служила потолком. Хаты были невысокие, без фундамента. Пол земляной, позже от русских научились настилать деревянный.
Пол застилался домоткаными разноцветными половиками-дорожками (образец представлен в экспозиции). Стены иногда украшались росписью – растительным и геометрическим орнаментом, а также лубочными картинками, вышивками, у зажиточных крестьян – часами, например, такими, как на витрине. Столы застилались скатертями: ажурными, вязаными крючком, или домоткаными с вышивкой.
Одежда изготавливалась преимущественно из льняных и шерстяных тканей домашнего производства. Основу женской одежды составляли домотканая сорочка, украшенная вышивкой, узорным тканьем и кружевами, и поясная одежда – плахта, записка или юбка, дополнявшаяся передником. Плечевой одеждой служили корстки , кофты с рукавами. Девушки и молодые женщины носили одежду более ярких и светлых тонов, чем женщины пожилого возраста.
Украинское народное прикладное искусство отличалось многообразием видов, богатством форм, красочностью узоров. Тесно связанное с бытом, оно сочетает практическую целесообразность с художественной выразительностью, о чем свидетельствуют рушники, экспонируемые на экспозиции. Вышивка выполнена в традиционной красно-черной гамме крестом или гладью. Орнамент (геометрический, растительный, орнитоморфный, бытовой) свидетельствует о богатстве духовной жизни украинцев. Традиции богатой народной культуры живут и сегодня, сохраняются и передаются из поколения в поколение.
© В.В. Реммлер, 2003 | ![]() |
||