123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Этнография в школе | Этнографическое сообщество | Кафедре – 25 лет! | Преподаватели | Аспиранты
Мегапроект | Другие проекты ИОО | Курсы приглашенных лекторов
Молодые преподаватели | Стипендия им. Б.В. Раушенбаха | Этнография в образах
Введение | Глава I | Глава II | Глава III | Заключение | Литература и источники | Список иллюстраций | Список сокращений


Глава III. Ткань как атрибут культуры

§1. Ткань как дар

Дар, дарение - один из универсальных способов регулирования отношений внутри социума (реже между человеком, потусторонними силами и миром природы); ритуализованная передача некоего предмета от одного лица к другому, а также сам этот предмет. В традиционном обществе зачастую дар принимает особенные формы. Дар дублирует того, кому дарится [1 ], так, женщине преподносят отрез ткани, ребенку - куклу, а мужчине не подарят ни того, ни другого. Дар заключает в себе представление о благе (добре) и является материализацией этого блага. Среди разнообразных форм дарения выделяются: обмен дарами (т.е. дарение в обмен на дар или иные виды ценностей и услуг: работу, похвалу, благопожелание, помощь - дар и отдарок); раздача (разделение) неких предметов между многими людьми, также потенциально в обмен на некие услуги или обязательства со стороны принимающего (материальные, моральные); и собственно передача дара адресату. С функционально-семантической точки зрения дар может получать значение жертвы, вознаграждения (угощения, платы или выкупа), может быть магическим средством наделения благом и умножения благосостояния и знаком определенного отношения к адресату (например, "подарить гарбуза" - отказать в сватовстве).

Основной предмет дара у славян - хлеб, зерно, хлебные изделия. К числу предметов дарения принадлежит также скот, домашняя птица, полотно, одежда, посуда, мед, молочные продукты. Особое место занимают деньги, заменяющие другие предметы дарения или соседствующие с ними. Наиболее широкий круг ритуализованных контекстов дара связывает его с мифопоэтическим концептом доли, судьбы, которая мыслиться как данная Богом человеку. Дарение как ритуальная форма чаще встречается в семейных обрядах перехода: родинно-крестинном, свадебном и погребальном; в обходных обрядах; на Пасху и Юрьев день; а также во многих окказиональных обрядах и этикетно-бытовых ситуациях.

Для русской традиционной культуры характерно принципиальное неразличение понятий "дарить" и "давать". Однако в отличие от отдавания чего-либо из дома дар воспринимается не как потеря, а как залог будущей прибыли [2 ]. Поэтому у славян практически отсутствуют запреты дарить что-либо в наиболее ответственные праздники, столь актуальные для одалживания.

Дарение соотносится с идеями приумножения и является магическим способом приумножения прибыли и богатства. С этой идеей обычно связывается обязательное дарение кому-нибудь первых продуктов, при этом успех будущего и всех следующих урожаев ставился в прямую зависимость от адресата дарения. Вот почему, например, первые фрукты с плодовых деревьев дарили многодетной матери или беременной женщине и никогда старухе или бездетной [3 ]. Однако чаще дарение первых плодов и прочих предметов приобретало в обрядах характер жертвы. Их предназначали церкви и священнослужителям; убогим и нищим. Обычай одаривания первыми плодами нищих соотносится с представлениями о странствующем боге и обратимости дара.

Дар как жертва занимает особое место в кругу отношений человека с духами и миром природы. Особенно популярным у русских было "одаривание воды", практикуемое в оздоровительных, профилактических, апотропеических целях. У старообрядцев Верхокамья сохранился обычай "дарить речку", т.е. бросать в нее нитку при начале ледохода. На третий день свадьбы молодые "дарили воду" - бросали в колодец хлеб. Дар - одна из форм общения с демоническими существами, рассчитанная на получение чего-либо взамен подарка. Особое место занимают дары, приносимые к культовым местам. В России было популярно одаривание Параскевы-Пятницы нитками и шерстью. Женщины, приносящие эти дары, сопровождали их пожеланиями: "Угоднице на чулочки!", "Матушке-Пятнице на передничек!". Большой известностью пользовался обычай возлагать дары-"обеты" (в виде одежды, полотенец, пищи, денег) к почитаемым деревьям, в рощи, к камням, источникам [4 ].

Во многих бытовых, этикетных и ритуальных ситуациях дар становился знаком установления определенных ритуальных отношений между дарителем и получателем, в результате чего каждый из партнеров приобретал новую для себя социальную роль, статус. Обмен подарками составлял существо народного обычая кумления, взаимного одаривания девушек на Троицу кольцами и платками, обмен нательными крестами при установлении побратимства. На крестины и на свадьбы повсеместно было принято приглашать гостей, приподнося им хлеб, полотенце, платки и др.

Дарение как один из видов оплаты фигурирует во всех семейных, календарных и окказиональных обрядах. Жницы, участвующие в толоке, по окончании работы получают не только угощение или оплату [5 ]. Но нередко и специальные подарки (вязаные чулки, полотенце, хлеб). Одаривание/вознаграждение колядующих является структурообразующим элементом календарного обхода: в зависимости от подарка колядующие пожелают хозяевам счастья или нет. Подобным способом одариваются и исполнители различных магических операций.

Одной из наиболее известных форм дарения была раздача продуктов, пищи, вещей и др. Идея приобщения каждого к общей доле и представление о возможности ее перераспределения между членами социума, выраженное в форме дарения каждому части того, что принадлежит всем, наблюдается в обрядах перехода: "преломление" обрядового хлеба и т.п.

Важным аспектом ритуалов, связанных с раздачей, является приобщение к доле тех, кто от нее отстранен вообще или в данной момент жизни (нищие, умершие предки). Чаще раздача подобных даров имела место в комплексе поминальных обрядов, связанных с приобщением умерших к доле, с передачей им того, чем они обделены "на том свете", а также с символическим объединением социума перед лицом утраты. Поминальное угощение нищих и посторонних - способ обеспечить душе умершего место в царстве небесном. Широко распространен обычай раздавать "дары" на помин души, чтобы каждый принявший их молился за покойного. Участие нищих в обряде объясняется их символической ролью медиаторов, посредников между мирами. Именно поэтому передача дара нищему лежит в иной плоскости, нежели подарок, например, соседу. Отдавая что-либо нищему, человек не расстается с этой вещью, он передает ее своим умершим предкам, как себе.

Семейные обряды реализуют, как правило, не одно, а несколько значений и функций дара. Во время похорон дар, предназначенный умершему, связан с представлениями о его посмертном существовании. Вещи, продукты и деньги помещают в гроб, вешают на дерево, посаженное на могиле, или кладут сначала рядом с гробом, а затем убирают и раздают нищим. Вещи покойного раздавали его друзьям, родственникам и всем, кто присутствовал на похоронах; делали это в память об усопшем, а также с целью возложить на принявшего подарок моральную обязанность молиться за покойного. Такими подарками могли быть приготовленные заранее вещи: подшальники, ткань на фартуки и рубашки, носовые платки. Особый подарок полагался человеку, первым встретившему на дороге похоронную процессию.

Среди старообрядческого населения имел хождение обычай "тайной милостыни", когда родные покойника, желая, чтобы он был помянут кем-либо, относили еду односельчанам или незаметно оставляли на пороге. Это делали после похорон, в поминальные дни или по случаю, если кому-нибудь из домочадцев снился умерший [6 ].

На похоронах принято было вознаграждать подарками тех, кто принимал участие в обряжении и обмывании покойника, копал могилу, делал гроб и др. Им отдавали одежду покойного: рубаху, платок, белье, штаны; им же переходили вещи, бывшие в соприкосновении с покойным, например, полотно или полотенца, из которых были сделаны погребальные носилки, на которых опускали гроб. Эта практика получила разнообразные символические толкования: владимирский обычай "дарить одежу" объясняли тем, что "покойник зябнет там" и чтобы он не мерз, кто-то должен носить его одежду.

В комплексе родинно-крестинных обрядов, актуализировались смыслы, связанные с наречением и наделением судьбой, и с социализацией новорожденного. Сама доля нередко воспринималась как дар со стороны божеств судьбы или Бога [7 ]. Подарки дарили новорожденному и его родителям, практиковался постоянный обмен подарками между родителями новорожденного и крестными. В той же группе обрядов дарение выступает и как форма оплаты за услуги повитухи, которой давали ткань, полотенца, рубаху, хлеб. Одаривание повитухи продолжается и позже: в первую годовщину ребенка мать приносит ей хлеб и материю на одежду, а затем каждый год в определенный день матери вместе с детьми, которых она "бабила", навещают и одаривают ее.

Наиболее сложной и многоступенчатой представляется система дарообмена в свадебном обряде, в котором выделяются обмен дарами между всеми, участвующими в свадьбе, сторонами и одаривание новобрачных. Стороны жениха и невесты постоянно обмениваются подарками, что является способом преодоления исходного отчуждения между сторонами жениха и невесты. Этот обмен ведется на протяжении всего предсвадебного периода, на свадьбе и даже после ее завершения. Активно участвуют в дарообмене невеста и жених. Если после свадьбы выяснялось, что невеста нечестная, жених привозил теще в дар разорванный платок. Дары молодоженам продолжались и после свадьбы, обычно в течение первого года.

Раздача подарков, адресованных, прежде всего, детям, широко практиковалась в цикле зимних и пасхальных праздников.

Ткань, таким образом, используется в качестве дара в обрядах и повседневности, что связано с ее особым семиотическим статусом, включающим в себя такие качества ткани как целостность, чистота, наконец, материальная ценность Различные предметы из ткани могут быть подарены и мужчине, и женщине, и ребенку. Ритуальные раздачи тканых изделий подчеркивают и закрепляют структуру социума и четко отделяют этот мир от того мира. В таких ситуациях ткань выступает как жертвоприношение. Ритуальная функция ткани как дара проявляется в обрядах перехода наряду с другими функциями, описанными в следующем параграфе.

© Н.С. Кошубарова, 2003 г.

<<< К Главе II. § 2. Пояс: на границе ткани и вещи. К Главе III. § 2. Ткань в обрядах перехода. >>>

На страницу "Стипендия им. Б.В. Раушенбаха"

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024