|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты Этнография в школе | Этнографическое сообщество | Кафедре – 25 лет! | Преподаватели | Аспиранты Мегапроект | Другие проекты ИОО | Курсы приглашенных лекторов Молодые преподаватели | Стипендия им. Б.В. Раушенбаха | Этнография в образах Введение | Глава I | Глава II | Глава III | Заключение | Литература и источники | Список иллюстраций | Список сокращений Глава III. Ткань как атрибут культуры §2. Ткань в обрядах перехода В этом параграфе в полной мере отражены особенности применяемой методики работы: сбор данных и составление перечня, группировка и выявление взаимосвязей, синтез, составление единого предмета исследований. Суть теории обрядов перехода заключается в существовании неких переходов, радикальных перемен существующего положения [8 ]. Обряды перехода - обряды, связанные с критическими переломными точками в жизни человека и природы. Каков бы ни был тип общества, вся жизнь человека в нем обусловлена последовательными переходами из одной группы в другую, из одного социального статуса к другому. Традиционное общество требует регламентации во всем, поэтому всякое изменение в жизни общества влечет за собой ритуал, чтобы общество не испытало затруднений, не понесло ущерба. Человек в своей жизни последовательно проходит некоторые этапы, каковым являются: рождение, достижение социальной зрелости, брак, отцовство/материнство, повышение общественного положения, профессиональная специализация, смерть. Каждое из этих явлений сопровождается действиями, у которых одна и та же цель: обеспечить человеку переход из одного определенного состояния в другое, столь же определенное. Для рассмотрения переходных обрядов русских можно использовать широко доступную информацию по свадебному, погребальному обрядам, гораздо меньше имеется данных по родильному обряду, а отрывочные сведения об инициациях существуют лишь на уровне попыток реконструкции. На примере ритуального использования ткани в обряде мы показываем, что идея А. Ван Геннепа о сходстве элементов обрядов перехода [9 ] верна. Ткань настолько широко используется в обрядах перехода, что подробное описание всех вариантов ее употребления невозможно в узких рамках дипломного сочинения. Ниже представлена обобщающая таблица, содержащая сравнительно полный перечень основных примеров употребления ткани в обрядах перехода. Отдельные примеры использования ткани располагаются по возможности параллельно по обрядам перехода, вертикальная группировка произведена по ритуальным функциям, выполняемым тканью. Чтобы выявить рассматриваемые ритуальные функции, необходимо проанализировать каждый пример употребления тканых изделий в обряде. Примеры, помещенные в первом ряду, объединены на основе очень широко толкуемой ритуальной функции: защита - граница - очищение - святость. Нюансы данного значения неотделимы друг от друга. Второй ряд представляет примеры использования ткани в обрядах перехода как материальной ценности - подарка - платы - жертвы. Третья группа примеров поясняет функцию дороги - связи. Таблица 1 Использование ткани в обрядах перехода
Невеста бросает "печальный платок" по дороге в церковь, тем самым расстается со слезами, выплаканными до этого. В традиционном сознании по закону партиципации слезы, печаль и платок сливаются в единый объект, в котором заключено все то плохое, с чем столкнулась невеста (как известно, в свадебных причитаниях упоминается столько девичьих несчастий, что невеста действительно имеет причины к обильным слезам). Обычай прощания с "девичьей красотой". Красота воплощается в конкретном предмете: кудель, деревце (елочка, березка), плетеная лента, венок, платок, повязка, веревка, "телеграф" между домами жениха и невесты [10 ]. Подобные объекты возникают в погребальном обряде, когда веревки и полотенца, на которых опускался гроб, оставляют на кладбище, повесив на деревья. Особое место занимает следующий факт: пояс бросают на могилу, желая завести ребенка [11 ]. В этом ритуале проявляются отголоски представлений о переселении душ и культа предков. Исполнитель обряда верит, что души умерших предков (которые, кстати, тоже поднимались на небо по полотенцу) могут способствовать зачатию, посылая душу ребенка на землю, возвращаясь в новом обличии или каким-либо иным образом. Рубашку на ребенка одевали только после крещения. Этот факт объясняется тем, что некрещеный ребенок не является настоящим человеком, по-прежнему несет в себе черты того мира, одевание рубашки, сопровождающее крещение, - маркер нового состояния ребенка как человека (наряду с нательным крестиком). Обзор ритуальных употреблений и значений ткани показывает, что любое применение ткани в обряде имеет под собой объяснение, которое, очевидно, достаточно долго представлялось не магическим, а реальным, как любой миф. Ритуальные функции ткани параллельны во всех обрядах перехода, при этом они
могут осуществляться как отдельно друг от друга, так и в сумме. Появление
указанных ритуальных функций обусловлено особенностями изготовления и
использования ткани вне обряда, её внешним видом, структурой. Ткань - новое,
целое полотно, мощный оберег, пример тщательно выстроенного, организованного
пространства, противостоящего хаосу окружающего мира. Эти признаки позволяют
использовать ткань в обрядах перехода в самых различных качествах, в том числе
как дар. © Н.С. Кошубарова, 2003 г. |