![]() |
|||
![]()
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() Текст размещен в авторской редакции Об этнографической практике украинского отряда 2004 года Для среднестатистических студентов Омского государственного университета, мало связанных с историческим факультетом, слово "этнография" дает ассоциации, имеющие связь с народами. А многие и вовсе часто путают этнографов с археологами - в связи с этим, даже, ходят массы анекдотов. Единственное сходство между ними это то, что они регулярно каждый год после летней сессии осуществляют выезд на природные просторы Омской области, именуемые в научных кругах Омским Прииртышьем. Этнографы изучают народную культуру и быт, историю народов и изменения, происходящие в народной среде в настоящее время. А для этого просто необходимо каждый год погружаться в жизнь изучаемых народов, собирать сведения о разных гранях народной культуры. Такие поездки мы (этнографы) называем "выезд в поле".
В каждом отряде есть свои традиции, но есть общепринятый можно сказать обычай - "День Этнографа", хотя его празднование в каждом отряде имеет свои особенности.
Дух праздника ощущался еще на пути в компании представителей Лукьяновского народного ансамбля. В жаркий день, приглушая рокот работы мотора автобуса, улетали из открытых окон по полям устремляясь к горизонту, звонкие, шутливые песни народных спiвачек. Самой популярной и можно даже сказать визитной карточкой ансамбля была: "Ах, кто пье…".
Но все праздники имеют привычку заканчиваться, и студентам-практикантам приходится возвращаться к своей рутинной работе. Но, и она, может принести массу полезной информации и не только для ученых-этнографов. Ведь сбор полевого материала осуществляется по довольно пестрой тематической программе, где каждый может выбрать для себя наиболее интересную тему. При всем многообразии положительных моментов присутствует и своя школа выживания, проходящая в стиле популярного телевизионного проекта "Последний герой". Студент-первокурсник, да еще если он попадает в условия деревенской среды из тесной квартирки миллионного мегаполиса, когда необходимо и воды принести, и дров наколоть, и покушать приготовить, и… В такие первые дни, как и герои вышеупомянутого проекта, пребывают в легком шоке. История этнографических практик знает случаи, когда на базе (в селе пребывания) все время экспедиции не было света, а это 21 день. Но это быт, важная сторона жизни, но все же не главная. И в последние годы уровень развития цивилизации продвинулся далеко на север и юг от города Омска. Но, всё таки не на столько, чтобы забыть о хозяйственной составляющей этнографической практики. По итогам работы практики в местах проведения проходит отчетная конференция. На конференции как сами студенты, так и все желающие смогли ознакомится и поделится с присутствующими собранным материалом, разбавляя научно-историческое изложение массой забавных и интересных случаев, связанные со сбором полевого материала. Те, кто успешно прошел этнографическую практику, с гордостью именуют себя этнографами. Многие помнят свой первый выезд "в поле" многие годы, а некоторые регулярно совершают их, на протяжении своей учебы, подтверждая почетное звание этнографа… Rак и я - Кушнаренко С.М., аспирант из мира изучения национальных культур, именуемый в научных кругах кафедрой этнографии и музееведения Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского. © С.М. Кушнаренко, 2004 г. На страничку "Экспедиции" >>>
|