|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры Записки этнографички | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 Экспедиция к немцам | Экспедиция к украинцам Об этнографической экспедиции Омского государственного университета В июле 2004 г. проходила очередная, 14 экспедиция в места компактного проживания немцев в Сибири, организованная кафедрой этнографии и музееведения Омского государственного университета. Ранее, начиная с 1989 г., сотрудники кафедры этнографии и музееведения ОмГУ проводили этнографические исследования в Алтайском крае, Новосибирской и Кемеровской областях и во многих районах Омской области. В этом году местом проведения работ были Русско-Полянский (село Бологое, деревни Розовка, Ротовка, Волотовка) и Азовский немецкий национальный (деревня Поповка) районы Омской области. Участники экспедиции производили сбор по различным темам, связанным с историей и этнографией немецкого населения Западной Сибири, в том числе по истории населенных пунктов, материальной и духовной культуре, современным этническим процессам. Некоторые результаты этих работ нам хотелось бы сообщить нашим читателям. Немецкие поселки Русско-Полянского района были образованы в начале ХХ века колонистами из Украины, по вероисповеданию лютеранами. Первыми немецкими поселками в этой местности были Кузнецовка и Орловка, основанные в 1904 г. переселенцами из Екатеринославской и Одесской губерний. Позднее, в 1910-1911 гг. были образованы деревни Волотовка, Ротовка, Розовка, Ровнополье и несколько хуторов. Хутора носили названия своих владельцев: Абермет-хутор, Пенски-хутор, Шель-хутор, Штах-хутор, Каге-хутор, Нейман-хутор. Хутора существовали до 1930-х годов и были ликвидированы в период коллективизации. Причиной переезда немцев в Сибирь в начале ХХ века была нехватка земли в губерниях европейской части России. В Сибири свободной земли было больше, и стоила она гораздо дешевле. Многие переселенцы наделялись землей бесплатно. Вторая волна переселений началась с 1914 г. Основная масса переселенцев в это время была выходцами из Волынской губернии. Причиной переселения стала депортация волынских немцев. В это время переселились семьи Мерц, Мирр, Фельберг. Кузнецовка долгое время оставалась центром этого района. Это первая немецкая деревня в районе. Именно там были школа, сельсовет, торговое предприятие. В этой деревне первой была организована школа на средства жителей. Для обучения детей арендовали комнату у кого-то из жителей, занятия проходили 3 месяца в году (декабрь, январь, февраль). Предметы были следующие: арифметика (счет в пределах 1000), чтение, письмо. Большое внимание уделялось и религиозному образованию, которое включало в себя изучение молитв, текстов религиозных песен. Занятия велись на немецком языке. Учителем был Генрих Штейн. В деревне было принято кормить учителя обедом по очереди, в зависимости от количества учеников (если в семье был один ребенок - один обед, два ребенка - два обеда, и т.д.). Всей общиной засевали 3-5 га зерновых, осенью их убирали и продавали, а на вырученные деньги содержали школу и учителя. В Кузнецовке в 1932 г. открылась и первая государственная школа. Под помещение школы отвели половину продовольственного магазина, в ней обучались дети всех соседних деревень. В 1939 г. на базе начальной школы была открыта семилетняя школа, которая просуществовавшая до 1942 г. В период с 1942 по 1946 г. школа была преобразована в детский дом для детей немецкой национальности, родители которых были мобилизованы в трудовую армию. А после войны детский дом снова стал школой, которая работала до 1956 г., а затем школа была переведена в с. Бологое. В двух километрах от Кузнецовки располагалась деревня Орловка, которая появилась также в 1904 г. В 1950-е гг. началось повышения уровня подземных вод, и жители этих деревень вынуждены были переехать в соседние населенные пункты, в основном в Розовку, которая располагается на месте бывшего казахского аула Кильдебек. Деревня Волотовка выросла на месте хутора Петра и Альберта Фенских, которые образовали его в 1908 г. Первые поселенцы, среди которых были семьи Иохим, Шель, Иоганн, Фоляк, Фитц, довольно долго выбирали место для поселения, так как вода почти везде в районе была очень соленая. Земельные наделы получали от государства по 10 десятин на душу мужского пола, кроме этого покупали дополнительно землю у местного населения, основную массу которого составляли казахи. В первый год жизни в Сибири зимовали в землянках. Затем стали возводить пластяные дома. Для строительства домов из земляных пластов на целине или дне высохшего озера снимали верхний слой земли и лопатами делили его на пласты. Стены таких домов часто обмазывали глиной внутри и снаружи. Крыши таких домов покрывали жердями, ракитовыми прутьями, камышом. Пол был глиняный. У каждой семьи во дворе дома был свой колодец. В 1911 г. в деревню переехали семьи из окрестных хуторов и деревень, именно этот год считается годом основания Волотовки. В 4 км восточнее находилась деревня Ровнополь, в которой жили семьи Шрейдер, Йост, они также переселились в Волотовку, так как на прежнем месте проживания была соленая вода, не очень пригодная для хозяйства. Сегодня деревня Ровнополь не существует. В деревне Волотовка с 1934 г. была 4-х летняя школа. Учителем в ней работал Эртман Эдуардович Герлиман, который получил образование на Украине, там он окончил семилетнюю школу и годичные педагогические курсы, а потом уже Омской педагогический техникум, где существовало специальное немецкое отделение. Школа располагалась в землянке, которая отапливалась соломой и кизяком. Уроки проводились сначала на немецком, а с 1938 г. - на русском языке. Детям преподавались чтение, арифметика, чистописание, рисование. Альбомы для рисования учитель выдавал ученикам бесплатно, а тетради покупались родителями за 10 копеек. Дисциплина в школе была очень строгой. Дети не уходили домой, пока не выполнят домашнего задания. К детям из очень бедных семей, которым нечего было надеть, учитель приходил на дом и проводил занятия дома. Во время болезни Эртмана Эдуардовича его замещала дочь Берта Эртмановна, она же помогала отцу в проведении занятий на дому у учащихся. После окончания 4-х классов дети сдавали экзамены и получали свидетельство о четырехлетнем образовании. Последующее обучение детей с 5 по 7 классы проходило в школе д. Кузнецовка. Образование колхозов началось с 1929 г., в колхоз имени Фридриха Энгельса вошли Розовка, Волотовка, Орловка, Ротовка. В 1933 г. этот колхоз разделили на три, меньших по территории. Деревня Волотовка осталась в колхозе с прежним названием, Ротовка вошла в состав колхоза имени Тельмана, д. Розовка была включена в состав колхоза имени Розы Люксембург. В 1954 г. был образован Розовский совхоз с центром в с. Бологое, в него вошли все эти колхозы. Это был очень богатый совхоз, специализировавшийся на животноводстве и производстве зерновых. В д. Розовка начальная школа была построена в 1935 г., просуществовавшая до осени 1972 г., когда была построена новая школа. До 1935 г. занятия проводились в доме учителя Гельфрида Адамовича Кистера. Уроки проходили в большой комнате дома, за длинным столом. До обеда проходили занятия 3-х первых классов одновременно. У 4 класса уроки проходили после обеда. Преподавание велось на немецком языке. Предметы стандартные: письмо, арифметика, немецкий и русский языки. В старшем классе к этим предметам прибавлялась ботаника. В деревне велись вечерние занятия для взрослых. С 1939 г., после открытия средней школы в д. Кузнецовка, дети ездили туда для продолжения образования с 5 по 7 классы. В Кузнецовке, которая находилась в 12 км от Розовки, дети зимой проживали в домах местных жителей, а летом ходили в школу пешком. В Ротовке первым учителем школы, построенной в 1937 г., был Иван Петрович Рецлав. Большинство переселенцев в этих населенных пунктах по вероисповеданию были лютеранами. Хотя специального здания для богослужений не существовало, и официально после революции религия была запрещена, люди поддерживали свою веру и проводили религиозные собрания. В Розовке собирались в доме Гульды Миллер, а затем Амалии Сиггерт. Собрания проходили по воскресеньям, на них верующие совместно молились и пели песни. В Волотовке собирались в доме у семьи Лоренц, которую власти часто штрафовали, конфисковывали и сжигали религиозную литературу. В 1941 г. в эти населенные пункты стали прибывать депортированные немцы из Поволжья. Это семьи Кнаубе, Фишер, Вебер, Вольф. Размещали их в домах старожилов. Некоторые из родственников съезжались в один дом, тем самым освобождая место для вновь прибывших. В одном доме иногда проживало по 2-3 семьи. После войны они находились под спецкомендатурой, которая располагалась в Русской-Поляне, выезд за пределы района был запрещен. Иногда комендант приезжал в Волотовку. В 1941 г. немцев стали забирать в трудовую армию. Трудармейцы работали в Кемеровской, Свердловской, Челябинской областях. Село Бологое образовалось позже всех остальных немецких населенных пунктов этого района. Долгое время эта территория принадлежала казахскому населению, на ней были пастбища. Затем появились немецкие хутора, владельцы которых выкупали землю в собственность. Первыми немецкими поселенцами на этой территории были семьи Лерке, Шварц, Реддих. Село же появилось во время коллективизации, то есть в начале 1930-х г. В 1938 г. здесь была построена школа. Первым учителем был Яков Реммель. В 1950-е гг., когда в регион приехало много добровольцев-целинников, Бологое стало административным центром. Этим и объясняется более низкий процент немецкого населения в селе, чем в окрестных населенных пунктах, и более высокий процент национально-смешанных браков. В 1956 г. открылась семилетняя школа, которую посещали дети из всех отделений сельсовета, всего учащихся было около 150 человек, для них создали интернат при школе, но условия для проживания и обучения детей были очень плохими. Поэтому встал вопрос о строительстве нового здания. В 1961 г. завершилось строительство интерната для детей из окрестных деревень. Количество учеников колебалось от 300 до 180 человек. Дети обучались в интернате до 8 класса. С 2000 г. интернат преобразован в детский дом имени Руденко и количество воспитанников сокращено до 80-90 человек. В настоящее время Розовский сельский совет включает 4 населенных пункта: Бологое, Розовка, Ротовка, Волотовка, в которых проживает 2795 человек. В сельсовете одна средняя школа, 3 девятилетние, дом культуры, 3 клуба, 4 медпункта. Сегодня в селе сложилась своеобразная религиозная ситуация. Основная масса русского населения является православными, в селе пока не построена церковь, но службы проходят на дому у батюшки и уже собираются средства на храм. Так как первые переселенцы по вероисповеданию были лютеранами, то и сегодня сохранились люди, исповедующие эту религию. В основном это женщины пенсионного возраста, они собираются по воскресеньям в доме Клары Адольфовны Волькер. Иногда приезжает пастор из Омска. В селе действует община баптистов, которая была зарегистрирована в 1996 г. В ее состав входит около 120 человек. Молитвенный дом расположен в д. Розовка. У общины имеется микроавтобус, который собирает людей со всех деревней сельсовета. В молитвенном доме собираются по вторникам и пятницам, по воскресеньям проходит служба, которая длится 2 часа. Община поддерживает связи с другими баптистскими община Омской области, в частности с общиной с. Солнцевка, от которой они получают религиозную литературу, отправляют детей в религиозный лагерь "Сион". Кроме этого в селе функционирует община пятидесятников, ее членами являются примерно 20 человек. В общину входят, в основном, русские жители села, но ранее в ней состояло несколько немецких семей, сейчас перешедших в баптистскую общину. Возглавляет ее Анатолий Михайлович Юданов. В целом, люди очень настороженно относятся к этой общине. В ходе этнографической экспедиции, кроме сведений по истории населенных пунктов были собраны материалы по истории семей, генеалогии, семейной и календарной обрядности, этнографии детства, предметы культуры и быта, которые пополнили немецкую этнографическую коллекцию Музея археологии и этнографии Омского государственного университета. Участники экспедиции выражают искреннюю благодарность за помощь в организации и проведении этнографической экспедиции руководителю Центра встреч Ирине Фридриховне Дробневой и главе администрации Розовского сельского округа Екатерине Тимофеевне Лысенко, а также всем жителям, чьи бесценные воспоминания способствуют возрождению истории и культуры российских немцев. © Т.Б. Смирнова, А.Н. Блинова, 2004 На страничку "Экспедиции" >>> |