|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры Программы учебных курсов | Избранные лекции Лекция по этноархеологии | Лекция по культурологии традиционных сообществ | Лекция по имперской географии власти | Лекция о группах русских сибиряков | Лекция об источниках генеалогии 1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | Выводы Итак, что же следует из всего изложенного? 1. На первом этапе формирования русского сибирского общества важнее, чем выработка этнического самосознания, было осознание русскими людьми, оказавшимися в Сибири, себя в качестве единого сообщества, части русского народа. Это сообщество именовалось сибиряки и фактически представляло собой региональную часть русской нации. Такой процесс в значительной степени инициировался государством, которое стремилось превратить Сибирь в часть России. 2. В среде сибиряков к середине XIX в. выделились особые группы старообрядцев и казаков . Это сложение групп произошло под влиянием конфессионального и сословного факторов, однако представители этих групп сознавали себя прежде всего русскими. 3. При столкновении старожилов и новоселов во второй половине XIX в. оформилась группа старожилов, выработавшая свою идентичность (че(а)лдоны, родчие ). 4. Сам процесс постепенного сложения групп показывает, что главное в нем - выделение "мы" при противостоянии некоему сообществу "они", осмысление своих интересов и прав, создание своей идентичности как исключительно мыслительной конструкции, которая обязательно выражается в названии группы. Эти группы, "воображенные" русскими сибиряками, имеют отношение к этносу, потому что в их основе лежит убежденность в единстве членов группы на основании рождения на одной земле, исключительных прав на эту землю, а также общности происхождения, что выражается в сложных родственных узах, связывающих членов групп. |