123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Программы учебных курсов | Избранные лекции
Лекция по этноархеологии | Лекция по культурологии традиционных сообществ | Лекция по имперской географии власти | Лекция о группах русских сибиряков | Лекция об источниках генеалогии
1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | Выводы


2 вопрос

<<< К началу

Структура русско-сибирской историко-культурной общности

Используемое исследователями понятие "историко-культурная общность" указывает на распространенность концепции о том, что в Сибири за время ее освоения русскими сложился социум, имеющий общую культуру и региональную идентичность. Однако до сих пор никто не представил серьезных доводов в пользу того, что русские сибиряки - это субэтнос русского народа, равно как никто не опроверг этого мнения.

В этой связи важным важным выглядит высказывание Ю.В. Бромлея о том, что этнос имеет внутреннюю структуру, которая может быть выражена в совокупности субэтнических и этнографических групп. Субэтнические группы не только отличаются своеобразием культуры и языка, но и обладают определенным самосознанием. Их представители имеют двойное самосознание, считая себя одновременно представителями и субэтноса, и этноса. Этнографические группы выделяются по признаку своеобразия культуры и языка (диалекта), но при этом у группы не существует никакого особого самосознания.

В настоящее время этнографами определены основания, которые учитываются при структурировании тех или иных внутриэтнических групп: особенности этнического самосознания и традиционной культуры (в ряде случаев и религии), языка, проживание на определенной территории, исторические особенности сложения группы. По этим признакам русское население в Сибири можно подразделять на старожилов и переселенцев второй половины XIX - начала XX века. Соответственно среди старожилов могут быть выделены казаки и старообрядцы.

Казаки - это группа населения, сложившаяся из людей, потомственно несущих военную службу, в сообществе которых сложились устойчивые, передающиеся из поколения в поколение особенности культуры и быта. Представители этой группы имели четко выраженное самосознание, отношение к казачеству для многих было важнее, чем принадлежность к русскому этносу. Исходя из того, что казачество было сословием в Российской империи, современные исследователи высказывают две точки зрения на природу этой группы. Одни ученые полагают, что казаки - это сословная группа, другие, что она - этническая или этносословная. Доказательством второй точки зрения служит то, что казачества как сословия не существует в России около ста лет, но, тем не менее, в настоящее время имеется немало людей, которые считают себя казаками по происхождению.

Старообрядцами обычно называют группы русских сибиряков, общность которых основывается на особенностях их вероисповедания: они придерживаются норм православия и обрядности в той форме, которая существовала до реформ патриарха Никона (XVII в.). В силу разных исторических причин старообрядцы создали замкнутые общины, в которых сложился особый уклад жизни. В российской этнографии утвердилось мнение о том, что старообрядцы являются этноконфессиональной группой русских.

Основная часть старожилов была едина в сословном отношении, основную их часть составляли государственные крестьяне. Эта группа русских сибиряков долгое время, по-видимому, не имела группового сознания.

Среди русских старожилов, однако, можно выделить некоторые группы, члены которых осознавали свое единство по территориальному фактору - это так называемые территориальные или локальные группы русских. Наиболее известны из них группы русских Крайнего Севера - Колымы, Чукотки, Таймыра. Русским там пришлось приспособиться к местным условиям, что проявилось в изменении хозяйственных занятий и материальной культуре. Однако же их самосознание, религиозная принадлежность, духовная культура свидетельствовали о том, что в целом они продолжали считать себя русскими. В XIX в. эти группы называли затундренными русскими, т.е. живущими за тундрой; сейчас их потомков называют арктическим старожилами. Известны и другие локальные группы русских (например, каменщики, гураны).

Под переселенцами обычно понимают тех людей, которые стали прибывать в Сибирь во второй половине XIX в., а также их потомков. Обычно границей, разделяющей старожилов и поздних переселенцев, считают конец 1840-х гг., когда в соответствии с реформой П.Д. Киселева резко увеличился поток переселенцев в Сибирь. Понятие "поздний переселенец" довольно условно, потому что во второй половине XIX в. в Сибирь переселялись и казаки, и старообрядцы, и представители многих нерусских народов. Но чаще всего отношение к ним определялось тем фактом, что они недавно приехали в Сибирь и были соответственно новоселами.

Эта структура русских сибиряков в силу инерции сохраняет свое значение и в XX в. Как пишет Дж. Комарофф, "… объективировавшись, этническое самосознание начинает казаться людям, объединенным этим самосознанием, "сущностным и изначально данным"". С 1998 г. участниками Русского отряда этнографической экспедиции Омского государственного университета проводится опрос русского сельского населения по теме "Этническое самосознание русских сибиряков". Его результаты доказывают, что сложившаяся под влиянием условий XVIII-XIX вв. структура поддерживается членами сообщества до сих пор.

По специально составленной программе были опрошены сельские жители трех западносибирских областей: Омской, Новосибирской и Тюменской, всего 424 человека из 43 населенных пунктов. Респонденты выбирались методом "снежного кома", чаще всего это были пожилые люди, которые характеризовались односельчанами как знатоки прошлого и местной культуры. Поэтому среди респондентов высока доля пожилых людей. Люди среднего и молодого возраста опрашивались как контрольная группа (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика опрошенных по возрасту

Годы рождения

Абсолютное число опрошенных

В % к общему числу опрошеннных

1900-1910

76

17,9

1920-1930

258

60,9

1940-1950

61

14,4

1960 и позже

29

6,8

Итого

424

100

Использующийся в исследовании опросный лист содержит два блока вопросов, один из них направлен на выяснение мнения респондента о том, все ли русские одинаковы (фактически о том, что он знает о группах русских сибиряков в целом и как определяет самого себя). Второй блок включает вопросы о том, как, по мнению отвечающего, передается этничность. В целом, опрос показал, что все проблемы "этнического характера" русским сибирякам не интересны. Многих удивляли задаваемые вопросы и, отвечая на них, люди говорили: "Об этом я не задумывался" или "Да какая разница!".

Вопрос о том, одинаковы ли все русские, подразделялся на две части: есть ли у сибиряков отличия от русских Европейской России, и все ли русские в Сибири одинаковы. Как правило, респонденты отмечали, что сибиряки говорят иначе, у них более стойкий характер, они не боятся мороза. В итоге получилось, что считают всех русских одинаковыми 101 человек (23,8% опрошенных), сочли, что русские сибиряки чем-то отличаются - 177 человек (41,7%) и ответили, что не знают или не задумывались - 146 человек (34,5%). Рассуждая на тему, одинаковы ли русские сибиряки, 244 человека (57,5%) сказали, что знают разные группы русских и назвали их особенности. 92 человека (21,7%) ответили, что все русские сибиряки одинаковы. Воздержались от высказывания какого-либо определенного мнения 88 опрошенных (20,7%).

Отвечая на вопрос о том, какие группы русских сибиряков существуют, 424 опрошенных назвали 31 группу, к одной из которых отнесли и себя. Только русскими ("просто русскими") назвали себя 112 человек (26,4% опрошенных). Людей с многоуровневым этническим самосознанием, таким образом, оказалось 73,6%. Чаще всего опрошенные относили себя к чалдонам и сибирякам. Кержаков набралось всего 10 человек (2,4%). Суммарное число российских по результатам опроса - 12,5%, но многие (8,5%) предпочли конкретизировать свою группу, назвав себя хохлами, смоляками, рязанскими, лопотонами и другими именами. Чем старше люди, тем чаще, называя свое этническое имя, апеллировали они к истории своей семьи, происхождению родителей. Сравнивая результаты опроса всей группы респондентов и относительно молодых людей (1940-1970 гг. рождения) можно отметить нарастающую нивелировку этнического самосознания (табл. 2).

Таблица 2

Зависимость этнического самосознания опрошенных от возраста

Этнические группы опрошенных

Годы рождения

1900-1970

1940-1970

Абс. число

В % к абс. числу

Абс. число

В % к абс. числу

Только русские

112

26,4

20

31,7

Чалдоны

134

31,5

22

34,9

Сибиряки

92

21,7

13

20,7

Российские

53

12,6

5

7,9

Другие

33

7,8

3

4,8

Итого

424

100

63

100

Отвечая на вопрос, как определяется этническая (этногрупповая) принадлежность, респонденты говорили о том, принадлежность к русскому этносу и субэтническим группам русского народа наследуется от родителей, потому что определяется, по их мнению, внешностью и родным языком. Чаще всего встречался ответ, что этничность передается "по отцу". Тем не менее, многим людям было трудно указать "свою" группу, поскольку они считают себя "метисами" или "мешанками". При этом в большинстве случаев респонденты имеют в виду, что их родители были выходцами из разных групп русских. Для определения этнической принадлежности, по мнению информаторов, важно место рождения и жительства.

Проведенный опрос показал, что в наши дни этническая принадлежность для многих сибиряков не имеет какого-либо значения, но, несмотря на это, практически все люди могут определить и даже обосновать выбор своей национальности, а большая часть сельчан, включая молодежь, может назвать, к какой группе русских сибиряков они принадлежат.

В целом мы можем сделать вывод, что, как только появляются факторы, выделяющие по какому-нибудь признаку группу из общей массы, в сознании начинает формироваться особая идентичность, маркирующая эту группу. Инерция существования групп очень высока.

<<< К началу

<<< К вопросу 1      К вопросу 3 >>>

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024