|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты Этнография в школе | Этнографическое сообщество | Кафедре – 25 лет! | Преподаватели | Аспиранты Мегапроект | Другие проекты ИОО | Курсы приглашенных лекторов Молодые преподаватели | Стипендия им. Б.В. Раушенбаха | Этнография в образах Введение | Глава I | Глава II | Глава III | Заключение | Литература и источники | Список иллюстраций | Список сокращений
Примечания к
введению
[1] Байбурин А.К. Ритуал в системе знаковых средств культуры // Этнознаковые
функции культуры. - М.: Наука, 1991. - С. 23. [2] Почепцов Г.Г. Русская
семиотика: идеи и методы, персоналии и история. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 2001. -
С. 593. [3] Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. - СПб.: Наука,
1993. - С. 11. [4] Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М.: Наука,
1997. - С. 51. [5] Байбурин А.К. Указ. соч. - С. 11. [6] Юдин А.В. Русская
народная духовная культура. - М.: Высшая школа, 1999; Аймермахер К. Знак. Текст.
Культура. (Труды Института европейских культур.) - М.: Российский гуманитарный
университет, 2001; Шпажников Г.А. Изучение религий первобытного общества в
советской науке в 1950 - 1980-х годах //Историография этнографического изучения
народов СССР и зарубежных стран. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - С. 37-54; Якобсон Р.
Взгляд на развитие семиотики // Якобсон Р. Язык и бессознательное. - М.:
Гардарика, 1996. - С. 139-154. [7] Юдин А.В. Указ. соч. - С. 14. [8]
Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М.: Наука, 1991. - С. 13-14;
Толстой Н.И. "Очерки русской мифологии" Д.К. Зеленина и развитие русской
мифологической науки // Зеленин Д.К. Избранные труды: Очерки русской мифологии:
умершие неестественной смертью и русалки. - М.: Индрик, 1995. - С.
11. [9] Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии //
Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. - М.: Лабиринт, 2000. - С.
5-92. [10] Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - СПб.: Наука,
1996; Пропп В.Я. Об историзме фольклора и методе его изучения // Пропп В.Я.
Фольклор и действительность. - М.: Наука, 1976. - С. 116-131. [11] Агеева
Р.А. Семиотика фольклора (Обзор) // Семиотика. Коммуникация. Стиль: Сборник
обзоров. - М.: ИНИОН АН СССР, 1983. - С. 84; Кулагина Н.В. Символ как средство
мировосприятия и миропонимания. - М.: Московский психолого-социальный институт;
Воронеж: Издательство НПО "Модэк", 1999. [12] Иванов В.В. Очерки по истории
семиотики в СССР. - М.: Наука, 1976. - С. 5. [13] Богатырев П.Г. Вопросы
теории народного искусства. - М.: Искусство, 1971. [14] Топорков А.Л.
Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры //
Этнографическое изучение знаковых средств культуры. - М.: Наука, 1989. - С.
93. [15] Там же. - С. 89-101. [16] Толстой Н.И О предмете этнолингвистики
и ее роли в изучении языка и этноса // Ареальные исследования в языкознании и
этнографии (Язык и этнос): Сборник научных трудов. - Л.: Наука, 1983. -
С.181-190; Толстой Н.И. О природе связей бинарных противоставлений типа
правый-левый, мужской-женский // Языки культуры и проблемы переводимости. - М.:
Наука, 1987. - С. 169-184. [17] Мыльников А.С. Язык культуры и вопросы
изучения этнической специфики средств знаковой коммуникации // Этнографическое
изучение знаковых средств культуры. - Л.: Наука, 1989. - С. 7-37; Иванов В.В.
Проблемы этносемиотики // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. -
Л.: Наука, 1989. - С. 38-65; Топорков А.Л. Символика и ритуальные функции
предметов материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых средств
культуры. - М.: Наука, 1989. - С. 89-101. [18] Соколовский С.В. Стигматы
архаизации: анализ праздника и анализ текста // ЭО, 2002, №2. - С. 50; Шандыбин
С.А. Постмодернистская антропология и сфера применимости ее культурной модели //
ЭО, 1998, №1. - С. 14-30; Эко У. Отсутствующая структура. - СПб.: Петрополис,
1998. [19] Мелетинский Е.М. К вопросу о применении структурно-семиотического
метода в фольклористике // Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания. -
М.: РГГУ, 1998. - С. 33. [20] Там же. [21] Громыко М.М. Православие в
жизни русского крестьянина // Живая старина, 1994, № 3. - С. 3-6. [22] Там
же. - С. 3. [23] Байбурин А.К. Ритуал в системе знаковых средств
культуры // Этнознаковые функции культуры. - М.: Наука, 1991. - С.
23-35;Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. - СПб.: Наука, 1993;
Байбурин А.К. Ритуал: старое и новое // Историко-этнографические исследования по
фольклору: Сборник статей памяти С.А. Токарева. - М.: "Восточная литература"
РАН, 1994. - С. 35-48; Байбурин А.К., Левинтон Г.А. К описанию организации
пространства в восточнославянской свадьбе // Русский народный свадебный обряд. -
Л.: Наука, 1978. - С. 89-108; Байбурин А.К., Левинтон Г.А. Похороны и свадьба //
Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд).
- М.: Наука, 1990. - С. 64-98. [24] Байбурин А.К. Ритуал в системе знаковых
средств культуры // Этнознаковые функции культуры. - М.: Наука, 1991. - С.
27. [25] Соколовский С.В. Стигматы архаизации: анализ праздника и анализ
текста // ЭО, 2002, №2. - С. 50. [26] Топорков А.Л. Не только о ритуале //
ЖС, 1994, №3. - С. 57 [27] Сурхаско Ю.Ю.Семейные обряды и верования карел
(К.XIX - н.XX в.). - М.: Наука, 1985. [28] Сурхаско Ю.Ю. Карельская народная
свадебная обрядность (конец XIX - начало XXв.). - Л.: Наука, 1977; Сурхаско
Ю.Ю.Семейные обряды и верования карел (К.XIX - н.XX в.). - М.: Наука,
1985. [29] Топорков А.Л. Символика и ритуальные функции предметов
материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. -
М.: Наука, 1989. - С. 89-101. [30] Толстой Н.И. Язык и народная культура.
Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. - М.: "Восточная литература"
РАН, 1995. - С. 8. [31] Толстая С.М. Дни недели // СД. - Т. 1. - С. 95-99;
Толстая С.М. К соотношению христианского и народного календаря у славян: счет и
оценка дней недели // Языки культуры и проблемы переводимости. - М.: Наука,
1987. - С. 154-169; Толстая С.М. Признак в языке культуры // Живая старина,
2001, №3. - С.2-3; Толстой Н.И. Белый цвет // СД. - Т. 1. - С. 151-154; Толстой
Н.И. Веретено // СМ. - С. 71; Толстой Н.И. Некоторые соображения о реконструкции
славянской духовной культуры // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция
древней славянской культуры: Источники и методы. - М.: Наука, 1989. - С. 7-21;
Толстой Н.И О предмете этнолингвистики и ее роли в изучении языка и этноса //
Ареальные исследования в языкознании и этнографии (Язык и этнос): Сборник
научных трудов. - Л.: Наука, 1983. - С. 181-190; Толстой Н.И. О природе связей
бинарных противоставлений типа правый-левый, мужской-женский // Языки культуры и
проблемы переводимости. - М.: Наука, 1987. - С. 169-184; Толстой Н.И. "Очерки
русской мифологии" Д.К. Зеленина и развитие русской мифологической науки //
Зеленин Д.К. Избранные труды: Очерки русской мифологии: умершие неестественной
смертью и русалки. - М.: Индрик, 1995. - С. 5-24; Толстой Н.И. Язык и народная
культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. - М.: "Восточная
литература" РАН, 1995; Толстой Н.И., Толстая С.М. Теоретические проблемы
реконструкции древнейшей славянской духовной культуры: Вопросник // СЭ, 1984,
№3. - С. 52; Толстой Н.И., Толстая С.М. О вторичной функции обрядового символа
(на материале славянской народной традиции) // Историко-этнографические
исследования по фольклору: Сборник статей памяти С.А. Токарева. - М.: "Восточная
литература" РАН, 1994. - С.238-255; Толстой Н.И., Усачева В.В. Волосы // СМ. -
С. 88-89. [32] Виноградова Л.Н. Фольклор как источник для реконструкции
славянской духовной культуры // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция
древней славянской культуры: Источники и методы. - М.: Наука, 1989. - С.
101-125; Виноградова Л.Н. Отражение древнеславянских мифологических
представлений в "малых" формах фольклорных стереотипов // История, культура,
этнография и фольклор славянских народов (Х международный съезд славистов,
Доклады советской делегации). - Л.: Наука, 1988. - С. 277-287; Виноградова Л.Н.,
Толстая С.М. Мотив "уничтожения-проводов нечистой силы" в восточнославянском
купальском обряде // Исследования в области балто-славянской духовной культуры:
(Погребальный обряд). - М.: Наука, 1990. - С. 99-118. [33] Путилов Б.Н.
Методология сравнительного изучения фольклора. - Л.: Наука, 1976; Путилов Б.Н.
Ответы на вопросник по ДСК // СЭ, 1984, №3. - С. 53-54. [34] Андрианов Б.В.
Этнос и историко-этнографические области // Ареальные исследования в языкознании
и этнографии (Язык и этнос): Сборник научных трудов. - Л.: Наука, 1983. - С.
5-17; Герд А.С. О некоторых проблемах этнолингвистики // ЭО, 1994, №5. - С.
123-134; Сукачев Н.Л. Что изучает структурная диалектология // Ареальные
исследования в языкознании и этнографии (Язык и этнос): Сборник научных трудов.
- Л.: Наука, 1983. - С. 24-30. [35] Иванов В.В. Ответы на вопросник по ДСК //
СЭ, 1984, №4. - С. 65-66; Иванов В.В. Очерки по истории семиотики в СССР. - М.:
Наука, 1976; Иванов В.В. Проблемы этносемиотики // Этнографическое изучение
знаковых средств культуры. - Л.: Наука, 1989. - С. 38-65; Иванов В.В., Топоров
В.Н. Мокошь // Мифы народов мира. - В 2-х тт. - М.: Советская энциклопедия,
1988. - Т. 2. - С. 169; Иванов В.В., Топоров В.Н. Волос // СМ. - С. 88; Топоров
В.Н. Пряжа // Мифы народов мира. - В 2-х тт. - М.: Советская энциклопедия, 1988.
- Т. 2. - С. 343-344; Успенский Б.А. Филологические разыскания в области
славянских древностей. - М.: МГУ, 1982. [36] Толстой Н.И., Толстая С.М.
Теоретические проблемы реконструкции древнейшей славянской духовной культуры:
Вопросник // СЭ, 1984, №3. - С. 52. [37] Байбурин А.К. Ответы на вопросник по
ДСК // СЭ, 1984, №3. - С. 55-56; Гусев В.Е. Ответы на вопросник по ДСК // СЭ,
1984, №3. - С. 57-59; Дзенделевский И.А. Ответы на вопросник по ДСК // СЭ, 1984,
№4. - С. 74-75; Иванов В.В. Ответы на вопросник по ДСК // СЭ, 1984, №4. - С.
65-66; Рикман Э.А. Ответы на вопросник по ДСК // СЭ, 1984, №3. - С.62-64; Седов
В.В. Ответы на вопросник по ДСК // СЭ, 1984, №4. - С. 67-69; Смирнов Ю.И. Ответы
на вопросник по ДСК // СЭ, 1984, №3. - С. 60-62; Смольская А.К., Зубов Н.И.
Ответы на вопросник по ДСК // СЭ, 1984, №4. - С. 70-71; Терновская О.А., Гура
А.В. Ответы на вопросник по ДСК // СЭ, 1984, №4. - С. 72-74. [38] Власова
И.В. Севернорусский костюм XIX - начала XX века // Русский Север: Этническая
история и народная культура. XII - XX века. - М.: Наука, 2001. - С. 305-345;
Шангина И.И. Обрядовая одежда восточнославянских народов в собрании
Государственного музея этнографии народов СССР // Маслова Г.С. Народная одежда в
восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала XX вв. - М.:
Наука, 1984 - С. 156-214; Шмелева М.Н., Тазихина Л.В. Украшения русской
крестьянской одежды // Русские: историко-этнографический атлас: Из истории
русского народного жилища и костюма (Украшение крестьянских домов и одежды)
Середина XIX-начало XX века. - М.: Наука, 1970. - С. 89-123. [39] Зеленин
Д.К. Восточнославянская этнография. - М.: Наука, 1991; Зеленин Д.К. К вопросу о
русалках (Культ покойников, умерших неестественной смертью, у русских и у
финнов) // Зеленин Д.К. Избранные труды: Статьи по духовной культуре
1901-1913гг. - М.: Наука, 1994. - С. 178-192; Зеленин Д.К. Обрядовое празднество
совершеннолетия девицы у русских // Избранные труды: Статьи по духовной культуре
1903-1913гг. - М.: Наука, 1994. - С. 179-192; Зеленин Д.К. "Обыденные" полотенца
и обыденные храмы (Русские народные обычаи) // Зеленин Д.К. Избранные труды:
Статьи по духовной культуре 1901-1913гг. - М.: Наука, 1994. - С.
193-213. [40] Гаген-Торн Н.И. Обрядовые полотенца у народов Поволжья // ЭО,
2000, №6. - С. 103-117. [41] Гура А.В. Материалы к описанию народных
представлений, связанных с ткачеством, в зоне Полесско-Подлясского пограничья //
Восточнославянский этнографический сборник. Исследования и материалы. - М.
"Индрик", 2001. - С. 105-117. [42] Бломквист Е. Полотенце в русском быту. -
Л.: Гос. тип. им. Ив. Федорова, 1926; Городцов П. Были и небылицы Тавдинского
края. В 3-х т.: Т. 3. - Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 2000; Колесникова
И.М., Телегина Л.М. Коса и красота в свадебном фольклоре восточных славян //
Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. -
Л.: Наука, 1977. - С. 112-122; Криничная Н.А. Посвящение в колдуны:
историко-этнографическая основа русских мифологических рассказов в
передаче-усвоении эзотерических знаний // ЭО, 2002, №2. - С. 10-22; Лаврентьева
Л.С. О платке // Женщина и вещественный мир культуры у народов России и Европы
(Сборник МАЭ, т. LVII). - СПб.: "Петербургское востоковедение", 1999. - С.
39-52; Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и
обрядах XIX - начала XX вв. - М.: Наука, 1984; Сахаров И.П. Русское народное
чернокнижие. - СПб.: Литера, 1997; Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. -
М.: "Восточная литература" РАН, 1996; Шангина И.И. Обрядовая одежда
восточнославянских народов в собрании Государственного музея этнографии народов
СССР // Маслова Г.С. . Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях
и обрядах XIX - начала XX вв. - М.: Наука, 1984 - С. 156-214; [43] Белова
О.В. Цвет // СМ. - С. 481-482; Валенцова М.М. Дар // СМ. - С. 125-126; Валенцова
М.М. Игла // СМ. - С.195-196; Валенцова М.М. Прялка // СМ. - С.394-395;
Валенцова М.М. Ткачество // СМ. - С. 459-461; Иванов В.В., Топоров В.Н. Волос //
СМ. - С. 88; Кабакова Г.И. Женщина // СМ. - С. 161-162; Левкиевская Е.Е. Вихрь
// СМ. - С.78-79; Петрухин В.Л. Пряха // СМ. - С. 395-396; Плотникова А. А. Пояс
// СМ. - С. 386-388; Седакова И.А. Орисницы // СМ. - С. 347; Толстой Н.И.
Веретено // СМ. - С. 71; Толстой Н.И., Усачева В.В. Волосы // СМ. - С. 88-89;
Узенева Е.С. Фартук // СМ. - С. 474-475. [44] Агапкина Т.А., Левкиевская Е.Е.
Веревка // СД. - Т. 2. - С. 338-340; Белова О.В. Зеленый цвет // СД. - Т. 2. -
С. 305-306; Белова О.В. Красный цвет // СД. - Т. 2. - С. 647-651; Валенцова М.М.
Дар // СД. - Т. 2. - С. 16-21; Валенцова М.М Кросна // СД. - Т. 2. - С. 681-682;
Гура А.В. Брак // СД. - Т. 1. - С. 244-250; Павлова М.Р., Н.И. Толстой. Бердо //
СД. - Т. 1. - С. 154-155; Павлова М.Р., Толстой Н.И. Веретено // СД. - Т. 1. -
С. 340-342; Плотникова А. А. Завивать // СД. - Т. 1. - С. 232-233; Толстая С.М.
Дни недели // СД. - Т. 1. - С. 95-99; Толстой Н.И. Белый цвет // СД. - Т. 1. -
С. 151-154; Усачева В.В. Желтый цвет // СД. - Т. 2. - С. 202. [45] Словарь
русских старожильческих говоров Среднего Прииртышья / Под редакцией Г.А.
Садретдиновой. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. - В 3-х тт. [46] Руднев В.
Вини Пух и философия обыденного языка. - М.: Аграф, 2000. [47] Мыльников А.С.
Язык культуры и вопросы изучения этнической специфики средств знаковой
коммуникации // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. - Л.: Наука,
1989. - С. 7-37. [48] Иванов В.В. Проблемы этносемиотики // Этнографическое
изучение знаковых средств культуры. - Л.: Наука, 1989. - С. 38. [49] Лотман
Ю.М. Лекции по структурной поэтике // Ю.М. Лотман и тартусско-московская
семиотическая школа. - М.: Гнозис, 1994. - С. 17-35; Лотман Ю.М., Успенский Б.А.
О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х тт. -
Таллинн, 1993. - Т. 3. - С. 325-337. [50] Юнг К.Г. Человек и его символы. -
М.: Серебряные нити, 1998. - С. 86. [51] Элиаде М. Мифы. Сновидения.
Мистерии. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996. - С. 58-59. [52] Леви-Строс К.
Структурная антропология. - М.: Изд-во ЭКСМО Пресс, 2001. - С. 192-212. [53]
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. - СПб.: Наука, 1993. [54]
Мыльников А.С. Язык культуры и вопросы изучения этнической специфики средств
знаковой коммуникации // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. -
Л.: Наука, 1989. - С. 7- [55] Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня. Цит. по:
Курсанов Г. Современный структурализм, рационализм и диалектика в концепции
знания Н. Мулуда // Мулуд Н. Современный структурализм: размышления о методе и
философии точных наук. - М.: Прогресс, 1973. - С. 5-26. [56] Мыльников А.С.
Язык культуры и вопросы изучения этнической специфики средств знаковой
коммуникации // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. - Л.: Наука,
1989. - С. 14. [57] Толстой Н.И. Некоторые соображения о реконструкции
славянской духовной культуры // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция
древней славянской культуры: Источники и методы. - М.: Наука, 1989. - С.
8. [58] Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. - М.: Гардарика, 1998.
- С. 9. [59] Байбурин А.К. Пояс (к семиотике вещей) // Из культурного
наследия народов Восточной Европы (Сборник трудов МАЭ, т. XLV). - СПб.: Наука,
1992. - С. 5-13; Фурсова Е.Ф. Запреты-обереги на женские работы со льном (на
примере восточнославянских этнокультурных групп Приобья) // Аборигены Сибири:
проблемы изучения исчезающих языков и культуры. - Новосибирск: Издательство
Института археологии и этнографии СО РАН. - Т. 2. - С. 253-255; Толстой Н.И.
Веретено // СМ. - С. 71; Валенцова М.М. Игла // СМ. - С. 195-196; Валенцова М.М
Кросна // СД. - Т. 2. - С. 681-682; Павлова М.Р. Магические приговоры в
ткачестве // Славянское и балканское языкознание: Структура малых фольклорных
текстов: Сб. статей. - М.: Наука, 1993. - С. 170-183. [60] Кряжева Н.С. Знак в традиционной культуре русских:
полотенце как элемент погребальной обрядности // Историко-культурное наследие
Северной Азии: Итоги и перспективы изучения на рубеже тысячелетий (Матер. XLI
Регионал. археолого-этнографическ. студенческой конфер.). Барнаул: Изд-во
Алтайск. ун-та, 2001. С. 513-515; Кряжева Н.С. Обряды перехода Арнольда ван
Геннепа и обряды перехода русских // Молодежь III тысячелетия: Региональная
научная студенческая конференция: Тезисы докладов. - Омск: Омск. госуниверситет,
2002. - С. 159-160; Кряжева Н.С. Ткань в свадебном обряде: знак и функция //
Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых
ученых. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. - С. 112-115.
© Н.С. Кошубарова, 2003 г.
На
примечания к Главе I >>>
К списку
сокращений. >>>
На страницу "Стипендия им. Б.В.
Раушебаха"
|