123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья
Публикации 2008 | Конференции 2008 | Экспедиции 2008 | Конференции 2009 | Публикации 2009 | Экспедиция 2009 | Гранты 2010 | Конференции 2010 | Экспедиции 2010 | Публикации 2010 | Гранты 2011



Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ
в рамках научно-исследовательского проекта
«Этносоциальная структура населения
Среднего Прииртышья в XVIII веке:
от источника к образу», проект № 10-01-00498а

 

В 2011 году продолжались работы по гранту РГНФ «Этносоциальная структура населения Среднего Прииртышья в XVIII веке: от источника к образу» (проект № 10-01-000498а). Проект направлен на изучение динамики этносоциальной структуры славянского и тюркского населения Среднего Прииртышья в XVIII веке, которая стала основой формирования этнических границ в XIX–XX веках.

История русского населения Среднего Прииртышья была рассмотрена как непрерывный процесс слияния разнообразных иноэтнических групп. В результате проведенного исследования было выделено несколько особенностей процесса включения иноэтнических компонентов в состав русского населения Среднего Прииртышья, которые заключаются в том, что процесс инкорпорации протекал постоянно и непрерывно с начала освоения Сибири Российским государством. Государственная политика определяла направленность этнических процессов, проходивших в регионе. При этом имперские власти не всегда ставили своей целью русификацию населения, по большей части это был стихийный процесс, однако государство могло его стимулировать в стратегически важных районах (каким являлось Среднее Прииртышье) и в тех группах русских, на которых возлагались государственные задачи (например, казачество). Успешность процесса ассимиляции зависела от следующих параметров иноэтнических групп: от количества человек, сплоченности, однородности в конфессиональном и социальном отношениях, способа попадания в Сибирь (добровольное переселение или ссылка) и т.п.

Было выделено несколько групп иноэтнических компонентов, участвовавших в формировании русского населения, по способам попадания в Сибирь. В первую группу включены народы, проживавшие на территории Среднего Прииртышья к началу освоения региона Россией: сибирские татары, остяки, калмыки, отчасти киргизы (казахи). Вторую группу иноэтнических компонентов составляли добровольные переселенцы, к которым можно отнести шедших за Урал вместе с казачьими отрядами в качестве проводников, а затем, начиная с XVIII в., участвовавших в заселении юга Западной Сибири, народы коми – зырян и пермяков. Представители народов коми оказались в составе казаков г. Тары, а также среди различных групп старообрядцев Среднего Прииртышья – кержаков, двоедан, поморцев. Подобные переселения были спорадическими и неорганизованными. Организованные переселения начались в первой половине XIX в. в результате деятельности М.М. Сперанского на посту губернатора Сибири и П.Д. Киселева, занимавшегося реорганизацией государственной деревни. К середине XIX в. сибирское население имело устойчивую внутреннюю структуру, к которой приходилось приспосабливаться переселенцам из других регионов России.

Среди тюркоязычного населения была изучена история формирования и этнического развития сибирских бухарцев, их численность и расселение в XVII–XX вв. Эта общность фактически создана («сконструирована») государством за счет предоставления бухарцам различных льгот и преференций, что способствовало консолидации данной этносословной группы. Особое внимание уделено тарской группе бухарцев, процесс формирования которой реконструирован на основании анализа Тарской дозорной книги 1701 г. В начале XX в. эта группа была самой многочисленной и дольше остальных групп не подвергалась ассимиляции. Окончательно тарская группа сибирских бухарцев была ассимилирована уже во второй половине XX в., но до сих пор их потомки обладают этногенетическим самосознанием.

В ходе выполнения проекта собран материал в различных российских архивах: в архиве востоковедов Института восточных рукописей РАН, Российском государственном архиве древних актов, Государственном архиве Тюменской области «Государственный архив г. Тобольска», Центральном государственном архиве Республики Казахстан, Историческом архиве Омской области. Результаты исследования отражены в 3 монографиях (2 опубликованы, 1 – подготовлен макет к печати), а также в 5 опубликованных и 2 размещенных в сети Интернет статьях, одних тезисах доклада.


Содержание фактически проделанной работы за 2011 год

Результаты работы в архивах и библиотеках. В Санкт-Петербурге А.К. Бустанов продолжил свои изыскания в архиве востоковедов Института восточных рукописей РАН, где были обнаружены арбографические рукописи родословных сибирских бухарцев на татарском и персидском языках в фонде 131, в который включены материалы Риза ад-Дин б. Фахр ад-Дина, собранные им в первой половине XX в., но так и не введенные в научный оборот.

Н.В. Кабакова работала в Российской национальной библиотеке (РНБ) им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. В фондах РНБ содержится большое количество литературы по истории Сибири, включающей в том числе и информацию о Западной Сибири и Тобольской губернии. Значительное количество данных о подобной литературе имеется в двухтомной работе В.И. Межова «Сибирская библиография» (СПб., 1903), в которую включены издания, посвященные данной тематике, напечатанные в течение XIX – начале XX вв. Такие публикация появлялись как отдельными изданиями, так и в периодической печати. Среди них: «Азиатский вестник», «Восточное обозрение», «Записки РГО», «Здоровье», «Известия Сибирского отделения Императорского РГО», «Московские ведомости», «Московский телеграф», «Памятные книги для Тобольской губернии», «Русская старина», «Русский вестник», «Русский листок», «Сибирский вестник», «Сибирский вестник», «Сибургские ведомости», «Сын Отечества», «Тобольские губернские ведомости», журнал Министерства народного просвещения и др. Как видно только из перечисленных изданий, публикации о Сибири появлялись не только в сибирских, но и в столичных изданиях.

Обращает на себя внимание и разнообразие тематики таких публикаций. Поэтому необходимо было осуществить отбор такой литературы, которая имеет непосредственное отношение к тематике исследования по гранту: это и картографические материалы, и многочисленные статистические сведения о населении, территории и т.п., данные этнографического характера, описания отдельных местностей, «зарисовки» повседневной жизни сибиряков, отчеты о путешествиях. Авторами заметок, статей и серьезных научных изысканий становились как исследователи именитые (напр., Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин, А. Кауфман), так и анонимные писатели, скрывавшиеся под псевдонимами или обозначенные только инициалами. Упоминаются в сборнике В.И. Межова и публикации, посвященные непосредственно Тарскому уезду. Например, «Картинки Тарской жизни», напечатанные в «Сибирском вестнике» за 1889 г. (автор – Дон-Жуан), «Слобода Такмыская» в «Тобольских губернских ведомостях» за 1866 г. (автор – священник Т. Попов), «Из Тары. Письмо» в «Московитянине» за 1851 г. (автор – С.Т.) и пр.

По итогам работы со сборником В.А. Межова «Сибирская библиография» составлен библиографический список, включающий более 200 наименований публикаций, которые могут быть использованы, в частности, для изучения преобразований, произошедших на территории Тарского уезда в течении полутора – двух веков, после появления «Дозорной книги Тарского уезда 1701 г.».

Среди иной литературы, с которой была проведена работа в РНБ, особое место занимает «Домовая летопись, написанная капитаном Иваном Андреевым» (М., 1871), где перечислены категории служилых, отправляемых в Сибирь «после ее взятия атаманом Ермолаем Тимофеевым и распространения в оном Российской власти», проанализированы те перемены, которые происходили с вновь прибывшими на новом месте.

В «Историческом очерке Сибири» В.К. Андреевича в 4-х тт. (СПб., 1887) представлены (по словам автора) сведения для составления будущей сибирской истории. В.К. Андреевич, будучи адъютантом дивизионного штаба и командиром батальона, высказал мысль о том, что русское общество «о Сибири знает немного» и, получив доступ к сенатскому архиву, собрал богатейший материал о прошлом этого края. В труде отмечается, что еще в царствование Елизаветы Петровны был издан подробный атлас Российской империи, в котором подробно представлена и Западная Сибирь. В четырехтомнике имеются сведения о народонаселении, хозяйственной жизни, транспорте, народном образовании, управлении. В «Историческом очерке Сибири» представлены сведения и о Тарском уезде Тобольской губернии.

М.Л. Бережнова и С.Н. Корусенко работали в архиве г. Тобольска (ГУТО ГАТ) с материалами ревизий. Основная задача, стоявшая перед С.Н. Корусенко – собрать сведения о всех лицах, принадлежавших к знатному роду Шиховых, которые расселились на территории Тарского уезда, была выполнена. Начата работа по реконструкции генеалогической схемы этого рода и соединению архивных материалов с данными современных родословных. Учитывая, что часть рода Шиховых являлись землевладельческой, мусульманской и торговой элитой, изучались различные материалы Исторического архива Омской области, в которых были представлены земельные владения Шиховых, занятия торговлей.

М.Л. Бережнова работала с материалами ревизий по сбору информации о такой категории как крестьянские дочери старинные, т.к. важно было рассмотреть куда было включено данное население в дальнейшем при реформировании социальной структуры общества.

А.А. Крих проводила исследовательскую работу в Российском государственном архиве древних актов (Москва). Основательно были изучены дела 350 фонда «Ландратских книг и ревизских сказок», в котором хранятся материалы переписей населения 1747 и 1763 гг. Тарского уезда. Данные, содержащиеся в этих переписях позволили сопоставить информацию, почерпнутую из ревизий населения 1782 и 1795 гг., материалы которых были собраны ранее в Государственном архиве в г. Тобольске, с данными Дозорной книги по Тарскому уезду 1701 г. и Крестоприводной книги г. Тары 1676 г. Анализ этих источников позволил рассмотреть демографическое развитие и социальную мобильность русского населения ряда деревень Тарского уезда в течении всего XVIII в. Дополнительно в Российском государственном архиве древних актов просматривался фонд «Правительствующего Сената» (ф. 248), в котором сосредоточены дела, касающиеся взаимодействия государственной власти в лице Сената с церковью, представленной Тобольской Духовной Консисторией и сибирскими митрополитами, по вопросам христианизации сибирских инородцев в 1750-х гг.

На основе архивных материалов составлены генеалогические схемы родовых кланов русского старообрядческого и мирского населения старейших поселений Среднего Прииртышья (Знаменского погоста, слободы Бергамацкой и слободы Татмыцкой, д. Шуевой и др.), охватывающих хронологический период с конца XVII в. до конца XIX в. Всего в ходе выполнения проекта было составлено свыше 30 генеалогических схем, иллюстрирующих поколенный состав русских семей, динамику этносословной принадлежности и этнической идентичности русского населения Среднего Прииртышья в XVIII–XIX вв. Особый интерес представляет генеалогия сибирских дворян Чередовых, т.к. основатель этого старинного сибирского рода – Богдан Колашников/Чередов, – был одним из строителей Тарского острога в 1594 г. Сын Богдана – Влас – стал в середине XVII в. сыном боярским. В XVIII в. внуки Власа Богданова Чередова через промежуточный ранг детей боярских стали сибирскими дворянами. Потомки строителя Тарского острога приняли участие в событиях 1722 г., получивших в сибирской историографии название «Тарский бунт». Так выяснилось, что один из самых влиятельных в тарском регионе кланов служилых людей принадлежал к старообрядчеству.

С.Н. Корусенко осуществила сбор материала в Центральном государственном архиве Республики Казахстан (г. Алмата), где хранятся сведения о татарах, бухарцах и киргизах (казахах) современной территории Омской области (т.е. Среднего Прииртышья), входившей до начала административных преобразований в годы Советской власти в состав Степного генерал-губернаторства, куда также входила и территория современного Северного Казахстана. Именно поэтому часть фондов при создании Казахской ССР оказалась в архиве Алматы, тогда как остальные фонды – в архиве Омска. В архиве были проработаны следующие фонды: ф. 64 – канцелярия степного генерал-губернатора Министерства внутренних дел; ф. 345 – Областное правление киргизами Министерства внутренних дел; ф. 847 – коллекция метрических книг мечетей Западной и Восточной Сибири; ф. 689 – коллекция карт. Наиболее информативные относительно темы гранта оказались дела ф. 345, в которых имеется много сведения о прибывающих в Сибирь бухарцах, проблемах с их принятием в российское подданство и их особом месте среди различных категорий податного населения.

В течение года велась работа по изданию Тарской дозорной книги 1701 г. (по бухарцам). В результате опубликована работа С.Н. Корусенко «Сибирские бухарцы в начале XVIII века» (Омск: Издат. Дом «Наука», 2011. 248 с.). Работа состоит из двух частей. В первой части представлена история формирования и развития сибирских бухарцев как этносословной группы на протяжении всего периода ее существования с указанием численности бухарцев в разные периоды, рассматривается образ бухарцев, сложившийся у центральной и местной власти (включен текст статьи «Образ бухарцев Среднего Прииртышья по документам XVII–XVIII веков», подготовленной в рамках выполнения проекта в 2010 г.), а также даются сведения о первых поселениях и землях бухарцев на территории Тарского уезда. Данная общность рассмотрена с позиции ее государственного конструирования путем введения на начальном этапе льгот, а затем их постоянного подтверждения, что способствовало консолидации данной этносословной группы. Во второй части полностью опубликована Тарская дозорная книга 1701 г. в оригинальном виде. Кроме того, текст воспроизведен и гражданским шрифтом с конъектурными правками. Для облегчения понимания текста в подстрочных примечаниях и в словаре даны пояснения лексического и исторического характера, которые в основном сопровождаются указаниями на источники информации.

В 2011 г. А.А. Крих подготовлена рукопись монографии, которая была заявлена в плане проекта как «Иноэтничные компоненты в составе русского старожильческого населения Среднего Прииртышья» (XVIII – первая половина XIX в.)». В результате подготовки рукописи и ее обсуждения на ученом совете Омского филиала института археологии и этнографии СО РАН было предложено и утверждено следующее название данной работы – «Этническая история русского населения Среднего Прииртышья в XVII – начале XX в.». В настоящее время полностью завершены редакционно-издательские работы и подготовлен макет  книги к изданию. Издание книги планируется в 2012 г.

В 2011 г. пополнилась «Генеалогическая страничка» сайта кафедры этнографии и музееведения. В 2010 г. на этой странице были размещены генеалогические схемы русского старожильческого населения Среднего Прииртышья. В 2011 г. основное внимание уделено тюркоязычному населению данного региона. Размещены генеалогические схемы жителей деревни Туралинской Бухарской волости Тарского уезда (ныне с. Большие Туралы Тарского района Омской области). Представлены генеалогические схемы Ашировых, Башировых, Маметеевых, Речаповых, Ниясовых, Сакиных, Ураевых, Усмановых, (всего 5 схем, учтены материалы учета населения с 1795 года). Также размещены генеалогические схемы жителей деревни Речапово Бухарской волости Тарского уезда (ныне д. Речапово Тарского района Омской области). Представлены генеалогические схемы Айтыкиных, Бабиновых,  Изуповых/Юсуповых, Инаятовых, Кайтаровых, Курмановых, Ниясовых, Рахматуллиных/Рахматулловых, Сеитбурхановых, Шамурзиных (всего 15 схем, учтены материалы учета населения за 1795–1897 годы).

Учитывая, что все эти схемы были реконструированы по материалам ревизских сказок, на этой же странице сайта размещен документ 1782 года, доступный для скачивания, который поясняет, что такое ревизия и ревизские сказки: Объявление о IV ревизии населения Российской империи от 22 ноября 1781 года (ГУТО «Государственный архив в г. Тобольске». Ф. 154. Оп. 8. Д. 3. Л. 5–10). Документ содержит указания о том, кто, куда и по какой форме подает сказки, где хранятся подлинные сказки (оригиналы заполненных форм), а также образец формы сказки с примером ее заполнения.

Кроме того на генеалогической странице были размещены материалы к генеалогии русских сибиряков:

  • материалы ревизии 1782 года по Такмыкской слободе (подготовила к публикации Н.В. Кабакова).
  • списки жителей Бергамакскской слободы за   1701, 1747, 1763, 1782, 1811 годы (подготовила к публикации М.Л. Бережнова).

На сайте также размещены аналитические статьи по теме гранта:
Бережнова М.Л. Воображаемая история, или образы прошлого в документах делопроизводства;
Бережнова М.Л. Социальная и этногрупповая  структура населения села Бергамак (по материалам учета населения XVIII−XX веков).

В течение 2011 года продолжалась работа над коллективной монографией «Этносоциальная структура населения Среднего Прииртышья в XVIII веке». В настоящее время разработана структура работы и подготовлена глава, в которой представлен анализ источников, используемых в исследовании.
 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024