123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья
Русская страница | Белорусская страница | Кумандинская страница | Генеалогическая страница | Этнография без этнографа
Русские в Омском Прииртышье | Народная медицина русских Омского Прииртышья (конец XIX–XX вв.)



Примечания к статье А.А. Крих
«Коллективные прозвища и присловья
русских и белорусов Среднего Прииртышья»


[1] Поскольку основной материал по групповым прозвищам был собран на территории Омской области, в тексте статьи будет указываться лишь район, в котором находится / находился населенный пункт.

[2] Андюсев Б.Е. Ментальность сибиряков // Персональный  сайт Андюсева Бориса Ермолаевича «Сибирское краеведение». URL: http://andjusev.narod.ru/b/mentalitet.htm (дата обращения: 2.12.2009).

[3] Музей археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (далее – МАЭ ОмГУ) Ф. I. П. 153-5. К. 3.

[4] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 170-6. К. 2. В Европейской России куликами называли владимирцев. См.: Сахаров И.П. Сказания русского народа. – Тула, 2000. – С. 195.

[5] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 153-9. К. 27, 42.

[6] Голошубин И. Справочная книга Омской епархии. – Омск, 1914. – С. 663.

[7] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 153-5. К. 3.

[8] См.: Тагунова В.И. Наименование жителей некоторых селений Владимирской и Горьковской областей // Ономастика Поволжья. – Вып. 1. – Ульяновск, 1969. – С. 244–250.

[9] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П.О. 2. Л. 4.

[10] МАЭ ОмГУ. П. 170-6. Кк. 2, 6.

[11] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 170-6. К. 2, 6.

[12] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 153-9. К. 41, 42. «Чирки» – так произносят этот термин в Нижнеомском районе. Чарошниками называли алтайских казаков. См.: Зеленин Д.К. Великорусские народные присловья как материал для этнографии // Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901–1913. – М., 1994. – С. 48.

[13] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П.О. 2. Л. 4; Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1994. – Т. 4. – С. 1383.

[14] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 2006-8. Л. 44. Синяком называли сарафан из домотканого синего холста, а также другие виды женской одежды: Словарь русских народных говоров. – Вып. 37. – СПб., 2003. – С. 342. По материалам П.Е. Бардиной сибирские старожилы называли переселенцев синекафтанниками: Бардина П.Е. Особенности сбора полевых этнографических материалов среди русского населения Сибири // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы III науч.-практич. конф. – Барнаул, 1998. – С. 165.

[15] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 153-9. К. 31, 42. Шабурниками в Больше-Уковском районе д. Чауниной называли бедняков, правда, отмечая, что они «старинного поверья» (т.е. староверы?): Словарь русских старожильческих говоров... – Т. 3. – С. 326.

[16] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 1998-1. Л. 95; П. 1999-2. Л. 58, 69, 76; П. 2002-5. Л. 35; Словарь русских старожильческих говоров Среднего Прииртышья. В 3 т. – Томск, 1992. – Т. 2. – С. 92.

[17] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 2006-8. Л. 60; П. 1999-2. Л. 91.

[18] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 1999-2. Л. 96.

[19] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П.О. 17. Л. 12–13 об.

[20] Зеленин Д.К. Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии (Этнографический и историко-литературный очерк) // Зеленин Д.К. Указ. соч. – С. 79, 90.

[21] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 2005-8. Л. 27.

[22] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 2002-5. К. 85.

[23] Зеленин Д.К. Великорусские народные присловья... – С. 48.

[24] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 153-5. К. 3.

[25] Словарь русских старожильческих говоров... – Т. 2. – С. 49.

[26] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Изд. 2-е. – М., 1986. – Т. 3. – С. 298.

[27] Новоселова А.А. Группы русских Омского Прииртышья (последняя треть XVIII – конец XX в.) // Русские в Омском Прииртышье (XVIIIXX века): Историко-этнографические очерки.  Омск, 2002. – С. 48.

[28] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 1999-2. Л. 96.

[29] Словарь русских старожильческих говоров... – Т. 3. – С. 299. Чашечниками называли старообрядцев и на Алтае, см.: Щеглова Т.К. «Народная этнография»: представления об этнокультурных и этносоциальных группах в современной деревенской среде // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы науч.-практ. конф. – Барнаул, 2001. – Вып. 4. – С. 40.

[30] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 1998-1. Л. 6, 13, 19, 39; П. 1998-1. Л. 6, 13, 19, 39.

[31] Словарь русских народных говоров. – Л., 1970. – Вып. 6. – С. 115–116.

[32] ГУТО ГАТ. Ф. 417. Оп. 2. Д. 2364. Л. 8,4; Д. 2356. Л. 31, 42; Д. 2366. Л. 15, 44, 51, 61, 63, 74.

[33] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 153-9. К. 42.

[34] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 2002-5. Л. 66; Меткое русское слово. – СПб., 2008. – С. 73.

[35] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 1999-2. Л. 3, 17; См. также: Новоселова А.А. Чунари: механизм сложения этногруппы // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. – Томск, 2001. – С. 178–179.

[36] Словарь русских старожильческих говоров... – Т. 3. – С. 321.

[37] Золотарев И. Лицо деревни. 250 верст перелесками в Урман // Рабочий путь. – 1924. – 26 сент. (№219). – С. 2.

[38] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 2006-8. Л. 60.

[39] Даль В.И. Указ. соч. – Т. 1. – С. 1687.

[40] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 153-5. К. 3. Село Могильно-Посельское состоит из двух населенных пунктов – с. Могильно-Посельского, основанного в 1774 г. ссыльными крестьянами из Европейской России, и д. Могильно-Старожильской, образованной позднее крестьянами из различных деревень Тарского уезда. Поэтому прозвище могильски колтыки относилось скорее к жителям д. Могильно-Старожильской, т.к. население с. Могильно-Посельского имело прозвища галманы и посельга. При этом и могильно-посельцы и могильно-старожильцы считают себя чалдонами. Об истории населения этих деревень см.: Новоселова А.А. Группы русских Омского Прииртышья (последняя треть XVIII – конец XX в.) // Русские в Омском Прииртышье... – С. 31–34.

[41] Зеленин Д.К. Великорусские народные присловья... – С. 46. См. также: Словарь русских народных говоров. – Л., 1978. – Вып. 14. – С. 119.

[42] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 112-5. К. 31. Талагаи – этническая группа русских в бывшей Воронежской губернии. Ни жители Курганки, ни население Ядрошниково к этой группе никакого отношения не имеют: д. Курганка была основана в 1844 г. переселенцами из различных деревень Воскресенской волости Юхновского уезда Смоленской губернии (Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив г. Тобольска» (далее – ГУТО ГАТ). Ф. 154. Оп. 8. Д. 652. Л. 439 об.–450), однако в конце XIX в. в этой деревне проживали две семьи из Воронежской губернии (ГУТО ГАТ. Ф. 417. О. 2. Д. 2489. Л. 74–75.). Деревня Ядрошниково выросла из заимки старообрядцев д. Большекрасноярской современного Муромцевского района.

[43] См. комментарий к статье «Великорусские народные присловья как материал для этнографии»: Зеленин Д.К. Указ. соч. – С. 308.

[44] Словарь русских старожильческих говоров Среднего Прииртышья. – Т. 2. – С. 48. По полевым этнографическим материалам 1997 г. население д. Коломенки состояло из старожилов и переселенцев из Тульской губернии. Переселенцев старожилы называли лопотоны или лопари, т.к. «они единственные в округе лапти носили»: МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 107-1. К. 71.

[45] Аркин Е.Я. Сибирская казачья станица: традиции быта и фольклора // Материалы третьего науч.-практ. семинара Зап.-Сиб. регион. вузовского центра по народной культуре. – Омск, 1996. – С. 32. Чебаками и сейчас называют потомков казаков станицы Песчанской (современный Павлодарский район Республики Казахстан): Цветкова А.Д. История и фольклор станицы Песчанской // Сибирское казачество: прошлое, настоящее, будущее: материалы Межрегион. науч.-практ. конф., посвященной 420-летию Сибирского казачьего войска. – Омск, 2003. – С. 260.

[46] Светлозоров П. К истории возникновения раскола и характеристике учения раскольнических толков и согласий в деревне Слободе Аевской Тарского уезда // Омские епархиальные ведомости. – 1907. – № 9–10. – С. 47–48.

[47] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П.О. 2. Л. 4.

[48] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 153-9. К. 31, 38.

[49] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 170-6. К. 2, 6.

[50] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 161-1. К. 18. Слово кица, -ы известно в Курской области, в том числе в значении насмешливого прозвища для солдат: Словарь русских народных говоров. – Вып. 13. – Л., 1977. – С. 244.

[51] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 1998-1. Л. 77, 84, 85. В диалектологических словарях коцули=козули. В южнорусских говорах, в Калужской, Орловской и Курской областях, козульками называли змей, а в Сибири козулями звали диких коз: Словарь русских говоров. – Вып. 14. – Л., 1978. – С. 73–74. В этом отношении примечательно, что коцулями называли кацапов: возможно, прозвище коцули – это сибирский вариант слова кацапы, распространенного в русско-украинских областях и первоначально означающего «козёл».

[52] Андюсев Б.Е. Ментальность сибиряков // Персональный  сайт Андюсева Бориса Ермолаевича «Сибирское краеведение». URL: http://andjusev.narod.ru/b/mentalitet.htm (дата обращения: 2.12.2009).

[53] Зеленин Д.К. Великорусские народные присловья... – С.46.

[54] Несмотря на расплывчатость этого термина, он удобен для исследователей не претендующих на лингвистические изыскания.

[55] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П.163-1. К. 10.

[56] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 2002-5. Лл. 24, 74; П. 163-1. К. 10. Интересные присловья и рассказы о вятских сохранились на Алтае, см.: Щеглова Т.К. «Народная этнография»... – С. 38; Пушкарев Б.Б. Этнографические группы Алтайского края: к проблеме самоидентификации и самосознания // История Алтайского края. XVIII–XX вв.: науч. и документ. материалы. – Барнаул, 2004. – С. 174–175, 179, 181.

[57] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 2002-5. Л. 28; П. 163-1. К. 10.

[58] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 2002-5. Л. 41.

[59] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 153-9. К. 36.

[60] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 153-5. К. 3.

[61] Воронцова Ю.Б. Коллективные прозвищ в русских говорах: автореф. дисс. … канд. филол. наук. – Екатеринбург, 2002. – С. 6; Рыко А.И. Русские «иностранцы» (народные микроэтнонимы и изоглоссы) // Образы России в научном, художественном и политическом дискурсах (история, теория, педагогическая практика): материалы науч. конф. – Петрозаводск, 2001. – С. 17–23; Ухмылина Е.В. Названья и прозвища русского населения Горьковской области // Этнонимы. – М., 1970. – С. 254–264.

[62] Воронцова Ю.Б. Указ. соч. – С. 6.

[63] Голошубин И. Указ. соч. – С. 700.

[64] Там же. – С. 663.

[65] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 153-9. К. 42.

[66] Голошубин И. Указ. соч. – С. 839.

[67] Более подробно о с. Поречье см.: Крих А.А. Идентичность и идентификация выходцев из Минской губернии в деревнях Омского Прииртышья (конец XIX–XX вв.) // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию ОмГАУ и 180-летию агроном. науки в Западной Сибири. В 3-х ч. – Омск, 2008. – Ч. 1. – С. 33–37.

[68] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 2002-5. Л. 8, 30, 35, 39, 41, 65–67.

[69] МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 163-1. К. 18.

[70] О том, почему белорусов в Среднем Прииртышье называли хохлами см.: Крих А.А. Сибирские «хохлы»: к вопросу об этнической принадлежности // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Барнаул, 2003. – Вып. 5. – С. 27–28.

 

© А.А. Крих, 2009

 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024