123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья
Публикации 2008 | Конференции 2008 | Экспедиции 2008 | Конференции 2009 | Публикации 2009 | Экспедиция 2009 | Гранты 2010 | Конференции 2010 | Экспедиции 2010 | Публикации 2010 | Гранты 2011
РАЭСК–XLIX | Традиционные знания коренных народов Алтае-Саян | Интеграция археологических и этнографических исследований


XLIX региональная
археолого-этнографическая студенческая конференция
(Кемерово, 31 марта – 3 апреля 2009 г.)

Хочется начать статью как-то не стандартно, однако ее формат диктует соответствие канону. Итак, 31марта 3 апреля в Кемерово проходила XLIX региональная археолого-этнографическая студенческая конференция (РАЭСК), в которой принимали участие и омичи – студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского и Омского государственного педагогического университета.

Несколько слов для читателей, не знакомых с темой. Это уже 49 по счету студенческая конференция, которая объединяет людей, специализирующихся в археологии и этнографии (а сейчас – и в музееведении!) из разных городов Западной Сибири. Шутка ли, эта конференция (как и ей подобные) зародилась в 1960 году! В следующем, 2010 году она будет праздновать свое 50-летие! И это будет происходить в Иркутске, который принял эстафету конференции от Кемерова. Мы не оговорились, да, именно эстафету, потому что конференция была сразу задумана как переходящая: она перемещается между городами Западной и Восточной Сибири – Читой, Красноярском, Иркутском, Барнаулом, Кемерово, Новосибирском, Томском и Омском. И так все эти 49 лет.

К слову сказать, все другие конференции – «сестры» РАЭСКа из других регионов страны (Дальнего Востока, Урала и т.д.) к сожалению, прекратили свое существование, осталась лишь эта, сибирская, конференция. Наверное, все дело в сибирском характере и в мощном импульсе, который внесли в нее основатели этой конференции в далекие 1960-е годы. Неоспоримым фактом является то, что целая плеяда известных сейчас археологов и этнографов сформировала свои научные интересы, выбрала путь в науку именно благодаря РАЭСКам.

Теперь стоит сказать об организации конференции нашими кемеровскими коллегами. Был выбран традиционный формат подобных мероприятий: пленарное заседание – открытие конференции и аналогичное заседание на закрытии, работа по секциям. Проблема такой организации в том, что достаточно сложно выбрать время и посетить другие секции, кроме той, на которой делаешь доклад. К чести организаторов нужно сказать, что эта проблема была разрешена правильным построением графика работы секций – они были «растянуты» во времени конференции и при известной смекалке можно было посетить целый ряд секций и послушать там доклады, поучаствовать в дискуссиях и т.д.

Кроме того, во второй половине дня работа конференции протекала в формате мастер-классов, которые вели известные ученые – археологи, искусствоведы, музеологи, что придало конференции ощутимый практический характер. Думаем, нет нужды объяснять, что живое общение студентов, магистрантов и аспирантов с учеными, которых они, может быть, уже знают по публикациям, само по себе незабываемое впечатление. А если добавить сюда общение на профессиональные темы, то получается уникальный по своим образовательным и профориентационным возможностям способ получения новых знаний, навыков, умений.

На XLIX региональной археолого-этнографической студенческой конференции омичи лучше всего были представлены на секциях «Средневековая археология Азиатской части России», «Современные традиционные культуры и общества» и «Музееведение и культурное наследие». И, конечно, не случайными были призовые места студентки 3 курса ОмГУ специальности «Музеология» Н.С. Барановой (секция «Средневековая археология Азиатской части России») и аспирантки кафедры музеологии А.М. Мышегреб (секция «Музееведение и культурное наследие»).

Один из авторов этой статьи М.А. Корусенко  был руководителем секции «Современные традиционные культуры и общества». Ему слово:

Как руководитель хочу отметить активное участие в работе секции и дискуссиях магистранта кафедры этнографии и музееведения ОмГУ А.В. Самсонова, аспиранта той же кафедры И.В. Межевикина, студента исторического факультета ОмГУ Д.С. Попытаева и студенток из Новосибирска (НГПУ, НГУ) – А.А. Шиль, И.Ю. Кочкиной, из Москвы (РГГУ) – И.В. Шелекетовой, О.Е. Мартазовой. В целом, на секции удалось не только прослушать доклады и обсудить их, а так же провести дискуссию по ряду проблем современной этнографии.

Особенно интересными оказались споры по поводу границ этнографии-этнологии, которые возникли по поводу замечательных (с моей точки зрения) докладов А.В. Самсонова (Омск) «Окраинные молодёжные группировки Омска как объект социоантропологического анализа» и М.И. Осташевой (Тюмень) «Современные суеверия город: к постановке проблемы». В итоге дискутирующим (и мне в том числе) не удалось прийти к общему мнению, могут ли быть эти доклады названы собственно этнографическими. Тем не менее, как мне кажется, участники задумались о границах взаимодействия этнографии, социологии, социально-культурной антропологии их отдельности или синонимии.

Другой важный элемент в дискуссии касался проблем национально-культурной политики, в частности принципов федерализма, и вызван он был докладом Т.С. Ябыштаева «Об этнической ситуации в республике Алтай» (Горно-Алтайск). Доклад был, в частности, об этническом «размывании» северных алтайцев, выделении из них ряда самостоятельных малых народов –  челканцев, кумандинцев и т.д. А дискуссия возникла вокруг такого вопроса – насколько этническое сообщество может дробиться? И что с этим делать?

Дискуссия помогла ее участникам увидеть некоторые неясные для внешнего наблюдателя факторы таких процессов (например, политические амбиции лидеров национально-культурных автономий и т.д.). Нашему пониманию ситуации много помогли выступления Т.С. Ябыштаева и эмоциональные высказывания В.М. Кимеева, знающих ситуацию в республике Алтай не по наслышке.

Считаю, что общение наше на секции получилось позитивным и плодотворным.

А теперь несколько слов другому соавтору этой статьи – Павлу Красоте, магистранту кафедры этнографии и музееведения ОмГУ. Вот его заметки о РАЭСКе.

Что значит РАЭСК для всех участников? Безусловно для каждого что-то свое, но прежде всего это возможность для студентов получить ценный опыт … опыт выступления с докладом перед большой, незнакомой аудиторией, а не своей группой на семинаре. Также это возможность для начинающих ученых опубликовать свои первые научные работы и узнать что-то новое из докладов других участников конференции. Ну а если немного отойти от науки, то РАЭСК – это новые приятные знакомства, вечера с песнями под гитару в широком кругу единомышленников – молодых археологов и этнографов –возможность посмотреть другие города Сибири, завести новых друзей, а иногда и нечто большее…

Кемеровская конференция началась со сбора и регистрации участников в музее «Археология, этнография и экология Сибири», после чего состоялась экскурсия по городу, устроенная студентами Кемеровского государственного университета. За это хочется сказать им отдельное спасибо. А вечером того же дня участников конференции расселили в оздоровительном комплексе «Пламя».

На пленарном заседании с приветственным словом выступили ректор КемГУ – Ирина Альбертовна Свиридова и декан факультета истории и международных отношений КемГУ – Юрий Людвигович Говоров. Традиционно пленарные доклады доклады сделали ведущие ученые Сибири. Помимо работы секций вечером каждого дня проводились мастер-классы и видеосеансы.

Закончилась конференция большим праздничным ужином и заключительным заседанием, на котором были названы лучшие доклады и награждены их авторы. Не могу не отметить, что омская делегация уже который год подряд занимает призовые места и увозит домой грамоты и дипломы. Будем надеяться, что эта тенденция сохранится и в будущем.

Во второй половине последнего дня для всех желающих была организована экскурсия в музей-заповедник «Томская писаница», в котором собрана интересная этнографическая коллекция, ну а наиболее интересными являются наскальные изображения – петроглифы.

В целом хочется сказать, что конференция прошла успешно и понравилась всем участникам. Огромное спасибо Владимиру Васильевичу Боброву – главному вдохновителю РАЭСКа, а так же всем преподавателям кафедры археологии студентам КемГУ, входящим в организационный комитет. На их плечи свалилась титаническая работа по подготовке конференции, и они с честью выполнили ее! Разумеется, не обошлось без досадных шероховатостей. К удивлению участников и присутствующих их научных руководителей, часть докладов омичей и представителей других городов оказалась не опубликованной, как потом выяснилось – утерянной во время верстки сборника. Досадно, но организаторы обещали опубликовать эти доклады отдельно.

С нетерпением ждем следующей, юбилейной пятидесятой конференции, которая будет проходить в Иркутске на базе Иркутского государственного университета в апреле 2010 г.

Все желающие узнать больше о РАЭСКе могут посетить официальный сайт: http://www.raesc.edu.mhost.ru/. Всех зарегистрированных Vkontakte пользователей, желающих посмотреть фотографии и почитать отзывы участников, приглашаем посетить группу «РАЭСК наша дружная семья» (http://vkontakte.ru/club774916).

М.А. Корусенко, доцент кафедры музеологии
П.А. Красота, магистрант кафедры этнографии и музееведения

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024