|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья Публикации 2008 | Конференции 2008 | Экспедиции 2008 | Конференции 2009 | Публикации 2009 | Экспедиция 2009 | Гранты 2010 | Конференции 2010 | Экспедиции 2010 | Публикации 2010 | Гранты 2011 РАЭСК–XLIX | Традиционные знания коренных народов Алтае-Саян | Интеграция археологических и этнографических исследований
XLIX региональная археолого-этнографическая
студенческая конференция (Кемерово, 31 марта – 3 апреля 2009 г.)
Хочется начать статью как-то не стандартно, однако ее формат диктует
соответствие канону. Итак, 31марта – 3 апреля
в Кемерово проходила XLIX региональная археолого-этнографическая
студенческая конференция (РАЭСК), в которой принимали участие и омичи –
студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели Омского государственного
университета им. Ф.М. Достоевского и Омского государственного педагогического
университета.
Несколько слов для читателей, не знакомых с темой. Это уже 49 по счету
студенческая конференция, которая объединяет людей, специализирующихся в
археологии и этнографии (а сейчас – и в музееведении!) из разных городов
Западной Сибири. Шутка ли, эта конференция (как и ей подобные) зародилась в 1960
году! В следующем, 2010 году она будет праздновать свое 50-летие! И это будет
происходить в Иркутске, который принял эстафету конференции от
Кемерова. Мы не оговорились, да, именно эстафету, потому что конференция
была сразу задумана как переходящая: она перемещается между городами Западной и
Восточной Сибири – Читой, Красноярском, Иркутском, Барнаулом, Кемерово,
Новосибирском, Томском и Омском. И так все эти 49 лет.
К слову сказать, все другие конференции – «сестры» РАЭСКа
из других регионов
страны (Дальнего Востока, Урала и т.д.) – к
сожалению, прекратили свое существование, осталась лишь эта, сибирская,
конференция. Наверное, все дело в сибирском характере и в мощном импульсе,
который внесли в нее основатели этой конференции в далекие 1960-е годы.
Неоспоримым фактом является то, что целая плеяда известных сейчас археологов и
этнографов сформировала свои научные интересы, выбрала путь в науку именно
благодаря РАЭСКам.
Теперь стоит сказать об организации конференции нашими кемеровскими
коллегами. Был выбран традиционный формат подобных мероприятий: пленарное
заседание – открытие конференции – и аналогичное
заседание на закрытии, работа по секциям. Проблема такой организации в том, что
достаточно сложно выбрать время и посетить другие секции, кроме той, на которой
делаешь доклад. К чести организаторов нужно сказать, что эта проблема была
разрешена правильным построением графика работы секций – они были «растянуты» во
времени конференции и при известной смекалке можно было посетить целый ряд
секций и послушать там доклады, поучаствовать в дискуссиях и т.д.
Кроме того, во второй половине дня работа конференции протекала в формате
мастер-классов, которые вели известные ученые – археологи, искусствоведы,
музеологи, что придало конференции ощутимый практический характер. Думаем,
нет нужды объяснять, что живое общение студентов, магистрантов и аспирантов с
учеными, которых они, может быть, уже знают по публикациям, само по себе
– незабываемое впечатление. А если добавить сюда
общение на профессиональные темы, то получается уникальный по своим
образовательным и профориентационным возможностям способ получения новых
знаний, навыков, умений.
На XLIX региональной археолого-этнографической
студенческой конференции
омичи лучше всего были представлены на секциях «Средневековая археология
Азиатской части России», «Современные традиционные культуры и общества» и
«Музееведение и культурное наследие». И, конечно, не случайными были призовые
места студентки 3 курса ОмГУ специальности «Музеология» Н.С. Барановой
(секция «Средневековая археология Азиатской части России») и аспирантки кафедры
музеологии А.М. Мышегреб (секция «Музееведение и культурное наследие»).
Один из авторов этой статьи – М.А. Корусенко
– был руководителем секции «Современные
традиционные культуры и общества». Ему слово:
Как руководитель хочу отметить активное участие в работе секции и
дискуссиях магистранта кафедры этнографии и музееведения ОмГУ А.В.
Самсонова, аспиранта той же кафедры И.В. Межевикина, студента исторического
факультета ОмГУ Д.С. Попытаева и студенток из Новосибирска (НГПУ, НГУ) –
А.А. Шиль, И.Ю. Кочкиной, из Москвы (РГГУ) – И.В. Шелекетовой, О.Е.
Мартазовой. В целом, на секции удалось не только прослушать доклады и
обсудить их, а так же провести дискуссию по ряду проблем современной
этнографии.
Особенно интересными оказались споры по поводу границ этнографии-этнологии,
которые возникли по поводу замечательных (с моей точки зрения) докладов А.В.
Самсонова (Омск) «Окраинные молодёжные группировки Омска как объект
социоантропологического анализа» и М.И. Осташевой (Тюмень) «Современные
суеверия город: к постановке проблемы». В итоге дискутирующим (и мне в том
числе) не удалось прийти к общему мнению, могут ли быть эти доклады названы
собственно этнографическими. Тем не менее, как мне кажется, участники
задумались о границах взаимодействия этнографии, социологии,
социально-культурной антропологии их отдельности или синонимии.
Другой важный элемент в дискуссии касался проблем национально-культурной
политики, в частности принципов федерализма, и вызван он был докладом Т.С.
Ябыштаева «Об этнической ситуации в республике Алтай» (Горно-Алтайск). Доклад
был, в частности, об этническом «размывании» северных алтайцев, выделении из
них ряда самостоятельных малых народов – челканцев, кумандинцев и
т.д. А дискуссия возникла вокруг такого вопроса – насколько этническое
сообщество может дробиться? И что с этим делать?
Дискуссия помогла ее участникам увидеть некоторые неясные для внешнего
наблюдателя факторы таких процессов (например, политические амбиции лидеров
национально-культурных автономий и т.д.). Нашему пониманию ситуации много
помогли выступления Т.С. Ябыштаева и эмоциональные высказывания В.М. Кимеева,
знающих ситуацию в республике Алтай не по наслышке.
Считаю, что общение наше на секции получилось позитивным и
плодотворным.
А теперь несколько слов другому соавтору этой статьи – Павлу
Красоте, магистранту кафедры этнографии и музееведения ОмГУ. Вот его заметки о
РАЭСКе.
Что значит РАЭСК для всех участников? Безусловно для
каждого что-то свое,
но прежде всего это возможность для студентов получить ценный опыт … опыт
выступления с докладом перед большой, незнакомой аудиторией, а не своей
группой на семинаре. Также это возможность для начинающих ученых опубликовать
свои первые научные работы и узнать что-то новое из докладов других участников
конференции. Ну а если немного отойти от науки, то РАЭСК – это новые приятные
знакомства, вечера с песнями под гитару в широком кругу единомышленников –
молодых археологов и этнографов –возможность посмотреть другие города Сибири,
завести новых друзей, а иногда и нечто большее…
Кемеровская конференция началась со сбора и регистрации участников в музее
«Археология, этнография и экология Сибири», после чего состоялась экскурсия по
городу, устроенная студентами Кемеровского государственного университета.
За это хочется сказать им отдельное спасибо. А вечером того же дня
участников конференции расселили в оздоровительном комплексе «Пламя».
На пленарном заседании с приветственным словом выступили ректор КемГУ –
Ирина Альбертовна Свиридова и декан факультета истории и международных
отношений КемГУ – Юрий Людвигович Говоров. Традиционно пленарные доклады
доклады сделали ведущие ученые Сибири. Помимо работы секций вечером
каждого дня проводились мастер-классы и видеосеансы.
Закончилась конференция большим праздничным ужином и заключительным
заседанием, на котором были названы лучшие доклады и награждены их
авторы. Не могу не отметить, что омская делегация уже который год подряд
занимает призовые места и увозит домой грамоты и дипломы. Будем надеяться, что
эта тенденция сохранится и в будущем.
Во второй половине последнего дня для всех желающих была организована
экскурсия в музей-заповедник «Томская писаница», в котором собрана интересная
этнографическая коллекция, ну а наиболее интересными являются наскальные
изображения – петроглифы.
В целом хочется сказать, что конференция прошла успешно
и понравилась всем
участникам. Огромное спасибо Владимиру Васильевичу Боброву – главному
вдохновителю РАЭСКа, а так же всем преподавателям кафедры археологии студентам
КемГУ, входящим в организационный комитет. На их плечи свалилась титаническая
работа по подготовке конференции, и они с честью выполнили ее! Разумеется, не
обошлось без досадных шероховатостей. К удивлению участников и присутствующих
их научных руководителей, часть докладов омичей и представителей других
городов оказалась не опубликованной, как потом выяснилось – утерянной во время
верстки сборника. Досадно, но организаторы обещали опубликовать эти доклады
отдельно.
С нетерпением ждем следующей, юбилейной пятидесятой конференции, которая
будет проходить в Иркутске на базе Иркутского государственного
университета в апреле 2010 г.
Все желающие узнать больше о РАЭСКе могут посетить официальный сайт: http://www.raesc.edu.mhost.ru/. Всех
зарегистрированных Vkontakte пользователей, желающих посмотреть фотографии и
почитать отзывы участников, приглашаем посетить группу «РАЭСК наша дружная
семья» (http://vkontakte.ru/club774916).
М.А. Корусенко, доцент кафедры музеологии П.А. Красота,
магистрант кафедры этнографии и музееведения
|