|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры Записки этнографички | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 Экспедиция была проведена при финансовой
поддержке Хохлы – это русские, которые приехали из Белоруссии Каждый год студенты историки выезжают на этнографическую практику. У руководителей (в этом году на кафедре этнографии было организовано 5 отрядов, соответственно, и руководителей было пять), которые годами ездят в экспедиции, как в калейдоскопе сливаются в пеструю картину села, люди, жизненные истории… Но поездка этого года в село Поречье Муромцевского района Омской области была уникальной – мы попали в особый мир, где все другое: и природа, и люди. Вы думаете, что Омская область плоская? Дорога в Поречье после Муромцево стала нырять вверх–вниз, скатываясь к маленьким речушкам и поднимаясь от них в гору. На самой высокой точке подъема можно понять, что чувствуют полководцы, которых художники привычно изображают с подзорной трубой и на холме: весь мир у твоих ног. В 90-е годы XX века в Поречье построили асфальтированную дорогу, так что мы добирались туда с комфортом. А местные жители еще помнят, как раньше ездили: дорога в грязи по колено, через речки, маленькие только с холма, мосточек в две дощечки, а на пазике такой ас, что Шумахер кажется мальчишкой. Застревать в дороге нельзя – только до трассы Муромцево–Седельниково от Поречья считается около 30 километров, а на всей этой дороге только одна деревня – Игоревка. Вот в эти-то места, красивые, дальние, малозаселенные, пришли в конце XIX
века крестьяне из Белоруссии. Сначала было трудно – место им нарезал землемер
неудобное, без воды, ближайшее жилье в 18 километрах, а чуть ближе татарский аул
– Инцисс. Татар никто не знал, но на всякий случай боялись… Постепенно все
наладилось: нашли место поудобнее, где и сейчас Поречье стоит, построили первые
дома, бабы перестали в соседнее село Нагорное ходить печь хлеб. И с татарами
подружились. К революции обжились настолько, что безлошадных не было, дома стали
ставить, друг перед другом хвастая. Вокруг села появились бесчисленные хутора и
деревушки. Но жизнь в Поречье продолжалась: в доме Барчевских устроили школу, постепенно (ой, как постепенно – только после войны!) появились в селе радио, электричество, трактор. К 80-м годам село преобразилось – для школы построили современное здание, работали магазины, детский сад, ФАП. Колхоз стал богатым, местные жители вспоминают, что за лето в 80-е годы можно было на легковой автомобиль заработать! Но во все эти годы село и сохранившиеся в годы «укрупнения деревень» Игоревка
и Алексеевка были особым миром – с особой культурой и говором, пристрастием к
картофелю и березовице (это квас из березового сока), необычными обрядами и
коллективными праздниками. В конце 1950-х годов в село приехала молодая
учительница истории, родом она была из недалекого, но совсем на Поречье
непохожего старинного села Бергамак. «Да вы же белорусы!» – объясняла она детям
в школе. И чтобы доказать, что Поречье – это сибирская Белоруссия, стала
рассказывать о тех местах, что покинули когда-то предки поречан. «Нина Федоровна
Баньковская – вот кто у нас традиции хранил. И Белоруссию я полюбила после ее
рассказов, интересоваться ею стала», – так рассказывают ее бывшие ученики,
сегодня и сами хранители традиций, бабушки и дедушки подрастающих
поречан. М. Бережнова, Заметка опубликована в газете "Омский университет". - 2006. - № 32. - 8 декабря 2006 г. |