123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Записки этнографички | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008



Экспедиция была проведена   при финансовой поддержке
РГНФ, проект № 05-01-90102а/Б

Хохлы – это русские, которые приехали из Белоруссии

Каждый год студенты историки выезжают на этнографическую практику. У руководителей (в этом году на кафедре этнографии было организовано 5 отрядов, соответственно, и руководителей было пять), которые годами ездят в экспедиции, как в калейдоскопе сливаются в пеструю картину села, люди, жизненные истории… Но поездка этого года в село Поречье Муромцевского района Омской области была уникальной – мы попали в особый мир, где все другое: и природа, и люди.

Вы думаете, что Омская область плоская? Дорога в Поречье после Муромцево стала нырять вверх–вниз, скатываясь к маленьким речушкам и поднимаясь от них в гору. На самой высокой точке подъема можно понять, что чувствуют полководцы, которых художники привычно изображают с подзорной трубой и на холме: весь мир у твоих ног.

В 90-е годы XX века в Поречье построили асфальтированную дорогу, так что мы добирались туда с комфортом. А местные жители еще помнят, как раньше ездили: дорога в грязи по колено, через речки, маленькие только с холма, мосточек в две дощечки, а на пазике такой ас, что Шумахер кажется мальчишкой. Застревать в дороге нельзя – только до трассы Муромцево–Седельниково от Поречья считается около 30 километров, а на всей этой дороге только одна деревня – Игоревка.

Вот в эти-то места, красивые, дальние, малозаселенные, пришли в конце XIX века крестьяне из Белоруссии. Сначала было трудно – место им нарезал землемер неудобное, без воды, ближайшее жилье в 18 километрах, а чуть ближе татарский аул – Инцисс. Татар никто не знал, но на всякий случай боялись… Постепенно все наладилось: нашли место поудобнее, где и сейчас Поречье стоит, построили первые дома, бабы перестали в соседнее село Нагорное ходить печь хлеб. И с татарами подружились. К революции обжились настолько, что безлошадных не было, дома стали ставить, друг перед другом хвастая. Вокруг села появились бесчисленные хутора и деревушки.
Первые поселенцы – братья Барчевские – в 1920-х гг. построили дом: в два этажа, в центре села! Второго такого не было. И вот за этот дом, потому что больше ничем семья от прочих не отличалась, и раскулачили их. Основатель Поречья Василий Барчевский и его сын Лука были отправлены на Васюган. Еще один сын Василия – Гаврила – в ночь раскулачивания тайно бежал из села, жил потом в Барабе.

Но жизнь в Поречье продолжалась: в доме Барчевских устроили школу, постепенно (ой, как постепенно – только после войны!) появились в селе радио, электричество, трактор. К 80-м годам село преобразилось – для школы построили современное здание, работали магазины, детский сад, ФАП. Колхоз стал богатым, местные жители вспоминают, что за лето в 80-е годы можно было на легковой автомобиль заработать!

Но во все эти годы село и сохранившиеся в годы «укрупнения деревень» Игоревка и Алексеевка были особым миром – с особой культурой и говором, пристрастием к картофелю и березовице (это квас из березового сока), необычными обрядами и коллективными праздниками. В конце 1950-х годов в село приехала молодая учительница истории, родом она была из недалекого, но совсем на Поречье непохожего старинного села Бергамак. «Да вы же белорусы!» – объясняла она детям в школе. И чтобы доказать, что Поречье – это сибирская Белоруссия, стала рассказывать о тех местах, что покинули когда-то предки поречан. «Нина Федоровна Баньковская – вот кто у нас традиции хранил. И Белоруссию я полюбила после ее рассказов, интересоваться ею стала», – так рассказывают ее бывшие ученики, сегодня и сами хранители традиций, бабушки и дедушки подрастающих поречан.
Жители окрестных сел зовут пореченцев, и игоревцев, и алексеевцев хохлами – за особенности говора, слышимые до сих пор. А сами они себя считают русскими, хотя и на хохлов не обижаются. Вот и получается, что хохлы – это русские, которые приехали из Белоруссии…

М. Бережнова,
доцент кафедры этнографии
и музееведения

Заметка опубликована в газете "Омский университет". - 2006. - № 32. - 8 декабря 2006 г. 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024